В этом году открытие сезона на Детской железной дороге переносили несколько раз: сказалась неразбериха с аварией “Столичного экспресса”. Но наконец-то, утром 16 мая, выпуская клубы дыма и пара, паровоз во главе небольшого состава отправился в путешествие по Сырецкому парку. Играл настоящий духовой оркестр, вагоны и станции были украшены воздушными шарами – детский праздник удался на славу. А юным машинистам вручали “права” на вождение тепловоза.

Первыми пассажирами детской железки в этом сезоне стали младшеклассники ближайших школ – их организованно привели на праздник. Много новых ощущений доставил им проезд поезда по железнодорожно-пешеходному (!) виадуку через глубокий овраг. По центру проложены рельсы, по краям – пешеходные дорожки, а до земли – почти 20 метров! А многие местные жители уже призабыли, что балконы на виадуке устроены, чтобы переждать поезд.

Когда едешь в небольших вагонах детской железки, немного пропадает ощущение времени, в котором живешь. Кажется, что поезда только недавно появились – еще не особо комфортабельные, немного тесные. Ну а если повезет попасть сюда, когда ездит паровоз, то можно представить и путешествие во времени – к беспокойному началу XX века. Кажется, там, на переезде, состав остановят красные комиссары…

 

Школа жизни

Детская железная дорога (ДЖД) сейчас – один из немногих сохранившихся детских объектов Сырца. Зияет выбитыми окнами давно заброшенный детский плавательный бассейн на улице Шамрыло. Заполнен исключительно мусором и бассейн расположенного невдалеке спорткомплекса “Авангард”: было на Сырце два бассейна, не стало ни одного.

– Наша дорога – это не только интересный досуг, это и школа жизни, – рассказывает Валерий Иванович Бражник, начальник Киевской ДЖД. Полный курс обучения составляет 3 года, и за это время дети успевают многое узнать, многому научиться, попробовать себя на разных “должностях” дороги. Сегодня мальчишка подчиняется распоряжениям, завтра он руководит ребятами на голову выше его. Мы приучаем, что руководить – значит, отвечать за свое дело.

Всегда непривычно видеть серьезных и сосредоточенных ребятишек в форме: за пультом автоматических стрелок, с рациями на платформе, машинистами тепловоза. Многие “трудные дети” здесь просто перерождаются! У ребят появляется чувство собственного достоинства и ответственность за свои поступки.

 

Настоящая, только маленькая

Собственно, дорога самая настоящая, только узкоколейная. Такие же тепловозы, вагоны используют и при перевозках грузов и пассажиров. Еще лет 30–40 назад узкоколеек в Украине были десятки: ими возили сырье для сахарных заводов на Подолье, лес в Карпатах, торф в Полесье, и в нагрузку – пассажиров. Сейчас узкоколеек в Украине остались единицы, и они стали местами паломничества туристов.

Сильно пострадала дорога в конце 1990-х: урезали штат сотрудников, локомотивы и вагоны постоянно подвергались нападениям вандалов и охотников за цветным металлом. “Выжили” только 3 старых польских вагона PAFAWAG и два тепловоза ТУ7.

Заслуга восстановления дороги принадлежит команде Георгия Кирпы: отремонтировали подвижной состав, практически с нуля восстановили хозяйство, построили огороженное депо. А в 2005 году пополнился парк локомотивов, причем не чем-нибудь, а паровозом, который открывал движение на дороге в 1953 году!

Судьба немецкого паровоза Гр-336, полученного по репарациям, оказалась довольно необычной. Он поступил сюда новеньким. Но когда на железной дороге массово переходили на тепловозы, перешла на них и ДЖД. Ведь зачем учить смену устаревшей технике? А паровоз отправился “работать” – водить грузовые поезда, а потом какое-то время он катал туристов. “На пенсию” старичок вернулся на ставшую родной киевскую узкоколейку: сейчас ярко-красный паровоз водит поезда лишь в праздники и при открытии сезона.

 

Под прицелом города

Почему же эта дорога нечасто попадается туристам? Настоящий паровоз, виадук через глубокий овраг, возможность прокатиться в маленьких вагончиках среди зелени парка. К тому же это настоящая железная дорога, а не парковый аттракцион.

– Мы специально не делаем большой рекламы, – говорит Валерий Иванович. В сезон наши три вагончика и так заполнены: о нас знают. А организовать поездки под заказ весьма проблематично – ведь это некоммерческая учебная организация. С паровозом еще труднее – специалисты-паровозники приезжают со станции “Щорс” в Черниговской области. Да и, по большому счету, в развитии туризма должен быть заинтересован город, а от городских властей никого на открытии не было.

От города поддержки нет. Напротив, при молчаливом согласии городских властей не первый год идет наступление на парк, где проложены рельсы узкоколейки. По соседству – одна из строительных “горячих точек” города. Несмотря на активные протесты местных жителей, под строительство жилого дома вырубили несколько десятков деревьев. Ситуация разрешилась, как и в большинстве случаев, – не в пользу киевлян: уже роют котлован под фундамент.

 

ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ

“Запуск задержали из-за аварии со “Столичным экспрессом”

Виталий Жураковский, первый замначальника ЮЗЖД:

– Переносы даты открытия происходили не по техническим причинам, а по организационным, которые нужно было решить руководству дороги. Мы были заняты расследованием нашумевшей аварии “Столичного экспресса”. Между тем мы всегда уделяем внимание ДЖД: вернули сюда исторический паровоз, каждый год здесь что-то достраивается. Начальник дороги Алексей Кривопишин поставил задачу создания в Киеве музея ЮЗЖД, и люди уже работают над этим.

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Фанаты рельсовых путей

На любых мероприятиях железной дороги всегда можно встретить людей с фотоаппаратами, причем это – не журналисты. Они горячо обсуждают события, обмениваются новостями о судьбе старых паровозов. Эти люди – романтики большой дороги, только железной. Были они, конечно, и на открытии ДЖД.

– Мы фотографировали паровозы во все времена и везде: и при СССР, и в зарубежных поездках, – рассказывает Александр Задко, киевский любитель “железок”. – Больше всего фанатов железной дороги в Англии, где и появилась первая железная дорога – их там сотни тысяч. Мы с коллегами организовали небольшое производство моделей-копий паровозов и автомобилей – теперь хобби стало и работой. В тот день, когда в очередной раз переносили открытие ДЖД, мы ездили в Боярку: там паровоз-памятник установили в новом месте – нужно было сфотографировать.

 

СПРАВОЧНАЯ “ГАЗЕТЫ…”

Первая детская железная дорога была открыта в 1935 году в Тифлисе (ныне – Тбилиси). После этого последовала волна строительства ДЖД по всему СССР. Первыми в Украине были Днепропетровск, Донецк, Мелитополь. Подготовили проект и в Киеве: дорога должна была идти по склонам Днепра от Аскольдовой могилы до Петровской аллеи. В комплексе планировался детский речной порт и автогородок. Однако к строительству приступили уже после войны, в 1952 году, на хуторе Волейков – на месте Сырецкого концлагеря. Движение открыли 2 августа 1953 года. В мире ДЖД также получили распространение в странах бывшего “социалистического лагеря”: в Болгарии, Венгрии, Польше, Китае, Кубе и других.