“Мастерские по ремонту подвижного состава начали функционировать еще в 1868 году. В первый же год существования в них трудилось 470 рабочих. С 1879 года предприятие получило статус Главных железнодорожных мастерских Юго-Западной железной дороги. К этому времени количество рабочих возросло до 1300, а к концу XIX столетия в мастерских работало 2500 человек. Это было едва ли не крупнейшее предприятие города.

        Считается, что именно в этих мастерских состоялась первая в истории города забастовка. Рабочие объявили ее в марте 1879 года, добиваясь увеличения заработной платы и сокращения рабочего дня с 11 до 10 часов. Их требование было выполнено. В дальнейшем персонал мастерских провел первую революционную маевку. Ее участники нелегально собрались 1 мая 1894 года в расположенной поблизости Кадетской роще. А уже в 1897-м 530 рабочих Главных мастерских в день Первомая бросили работу и вышли на первую открытую маевку. Значительные выступления произошли здесь и во время нового витка забастовочного движения в 1903-1904 годах, и в бурном 1905-м.
        На историческом повороте в 1917 году основная пролетарская масса Главных мастерских пошла за большевиками. Красногвардейцы-железнодорожники поднялись против национального правительства, даже завладели многими городскими кварталами вблизи вокзала. Но затем войска Центральной Рады подавили восстание. Отрядам мастерских пришлось отступить; около 30 железнодорожников попали в руки гайдамаков и были убиты. Имя одного из них – Николая Лукашевича – с 1962 года носит улица, прилегающая к территории КЭВРЗ”.
        Киевские железнодорожные мастерские представляли собой настоящий полигон передовой инженерной мысли. Еще в 1878 году в один из корпусов провели электрическое освещение – впервые в Киеве! В начале XX столетия в мастерских наладили выпуск стальных монстров – бронепоездов.

Работники мастерских, офицерский и обслуживающий персонал бронепоезда

        Во время Крымской войны 1853-1856 годов русский купец Н. Репин представил управляющему военным министерством «Проект о движении батарей паровозами на рельсах». Но в это время в районе боевых действий – Крыму, еще не имелось ни одной железной дороги, поэтому военное ведомство положило проект «под сукно».
        Через год после окончания Крымской войны появился новый проект военного инженера подполковника П. Лебедева «Применение железных дорог к защите материка».
        Но первый импровизированный бронепоезд вступил в бой все же за океаном. Во время войны Севера и Юга в Америке 29 июня 1862 года под Ричмондом 32-фунтовая пушка на железнодорожной платформе, влекомой паровозом, рассеяла отряд южан, отдыхавший у железнодорожной насыпи.
        Во время франко-прусской войны пушки, установленные немецкими артиллеристами на железнодорожные платформы, вели обстрел осажденного Парижа, перемещаясь по его периметру, и нанося внезапные удары с разных направлений.
        В ходе англо-бурской войны, пытаясь обезопасить свои железнодорожные коммуникации от коммандос буров, англичане стали создавать блокгаузы на колесах – хорошо вооруженные и имеющие надежные укрытия для личного состава вагоны. На железнодорожных платформах устанавливались не только артиллерийские орудия и пулеметы, но и устраивались укрепления из мешков с песком, шпал, и тому подобных материалов, для солдат. Вскоре британцы развернули строительство уже типовых бронированных вагонов и поездов.
        Еще накануне мировой войны броневая секция российского Военно-технического департамента в 1912 году завершила разработку первого проекта типового бронепоезда для русской армии. После показа модели нового оружия руководству военного министерства последовал заказ на постройку первых четырех бронепоездов. 
        Уже в начале 1915 года бронепоезд отправился на фронт, где ситуация складывалась для русской армии не самым лучшим образом. Катастрофа в Восточной Пруссии лишила Россию лучших полков и дивизий, а перенос Германией центра тяжести своих военных усилий на восточный фронт и вовсе поставил ее в тяжелейшее положение.
        Подавляющее преимущество германской армии в артиллерии, особенно тяжелой, русское военное командование пыталось компенсировать различного рода новациями, вроде бронепоездов, которые позволяли осуществлять быстрый маневр артиллерией с одного участка фронта на другой. 

Еще одна фотография бронепоезда “Хунхуз”. Рабочие Киевских железнодорожных мастерских

        
        В строй первый русский бронепоезд был введен 1 сентября 1915 года. Его назвали “Хунгуз” (Honghuzi) – по названию китайских бандитов, которые нападали на Китайскую Военную Железную Дорогу (КВЖД). В июне 1900 году китайские повстанцы, получившие в Европе название боксеров, совершили ряд нападений на КВЖД. Оперативно Правление КВЖД и создало проект бронепоезда.  
        Бронепоезд строился в Киеве мастерами Юго-Западной железной дороги и силами 2-й Заамурской железнодорожной бригады. Всего было построено четыре бронепоезда типа “Хунгуз”. Строительство бронепоездов велось чрезвычайно высокими темпами – на сооружение одного боевого состава в среднем уходило 16 дней. Первый, названный «Хунгуз», закончили 1 сентября 1915 года. Бронепоезд осмотрел Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич. Он остался весьма доволен увиденным и вынес благодарность производителю работ капитану Даниэлю, а нижних чинов роты наградил деньгами.
        2 сентября «Хунгуз» передали 1-му Заамурскому железнодорожному батальону, а 9 сентября, после пополнения его команды артиллеристами 1-й резервной горно-артиллерийской батареи, бронепоезд под командованием поручика Крапивникова убыл на фронт, на железнодорожную линию Ковель – Сарны.
        Вечером 23 сентября он получил первую боевую задачу: поддержать наступление 408-го полка 102-й пехотной дивизии. По прибытии на станцию Рудочка была произведена разведка пути, выяснившая его исправность вплоть до передовых окопов австрийцев. В 4 часа утра 24 сентября поезд тихим ходом двинулся к неприятельским позициям.
      

Бронепоезд “Хунхуз” в действующей армии, 1916 год.

        
        Поручик Крапивников писал в своем рапорте: «Подойдя к первой линии окопов и открыв по ним фланговый огонь из всех пулеметов и переднего орудия, поезд заставил неприятеля оставить окопы, обратив его в бегство (неприятелем было оставлено в окопах много трупов). После этого поезд двинулся дальше и принудил неприятеля действенным пулеметным и орудийным огнем очистить и вторую линию окопов. В это время шедшая впереди поезда небронированная платформа, груженная рельсами и скреплениями на случай исправления пути, прорвав проволочные заграждения передними скатами, попала в ход сообщения, вырытый австрийцами и не замеченный из-за насыпи. Высланными мною нижними чинами платформа была отцеплена, и бронепоезд начал движение обратно. Разорвавшимся тяжелым снарядом был испорчен железнодорожный путь, и бронепоезд оказался отрезанным, а сошедший с рельсов задний броневагон вследствие порчи пути не дал возможности бронепоезду двигаться вперед и таким образом избежать прицельной артиллерийской стрельбы противника, вследствие чего было попадание в передний вагон снаряда, которым были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и 4 нижних чина – артиллериста. После этого мною была дана команда покинуть поезд. Всего бой продолжался 40 минут. За это время выпущено: из переднего орудия 73 снаряда, из пулеметов – 58 500 патронов».

Киевские железнодорожные мастерские (в центре) на карте Киева 1911 года

 

Киевские железнодорожные мастерские (в центре) на карте Киева 1913 года

        Остальные три «Хунгуза» были сданы в сентябре-октябре 1915 г. и поступили во 2-й и 3-й Заамурские и во 2-й Сибирский железнодорожные батальоны. Летом 1916 года большинство бронепоездов русской армии было сосредоточено на Украине, где готовилось наступление войск Юго-Западного фронта – знаменитый Брусиловский прорыв. Они участвовали в боях под Луцком, на железнодорожной линии Ковель – Сарны, принимали участие в Нарочской операции.
        В Киевских железнодорожных мастерских строились также броневые моторные дрезины, но ввиду слабости вооружения (2-4 пулемета) они не могли эффективно решать боевые задачи, стоящие перед бронепоездами.
        Во время гражданской войны стальные монстры не раз меняли своих хозяев. Так белогвардейский бронепоезд №3 оказался в руках войск Украинской Центральной Рады, захватившей власть в Киеве, и был вскоре переименован в «Славу Украине». Но уже в конце января 1918 года украинская столица была захвачена большевистскими войсками, и бронепоезд прибрали к рукам матросы из отряда А. Полупанова, назвав его «Свобода или смерть». Второй бронепоезд захватить не удалось, красноармейцы его подбили выстрелом через окно, затащив орудие в здание киевского вокзала.
        Через полтора года белогвардейский бронепоезд “Орел” участвовал во взятии Киева. В ночь на 17 августа 1919 года он подошел к станции “Дарница”, на восточном берегу Днепра, примерно в 10 верстах от Киева. На рассвете 17 августа “Орел” в составе одной орудийной и одной пулеметной бронеплощадок двинулся через Днепровский мост к Киеву. Станция “Киев-2” тоже оказалась очищенной от противника. На станции “Киев-2” стояли готовые к отправлению два эшелона “петлюровцев”. Бронепоезд навел на эшелоны орудия и пулеметы и предложил им сдать оружие. Однако прибывший генерал Бредов приказал не препятствовать немедленному отходу петлюровцев из Киева за реку Ирпень, ибо вопрос о военных действиях против петлюровцев или о соглашении с ними не был решен главнокомандующим. Собравшееся на вокзале киевское население восторженно приветствовало бронепоезд Добровольческой армии. На путях Киевского железнодорожного узла был оставлен советский бронепоезд “Карл Либкнехт”. Из его состава бронепоезд “Орел” получил одну бронеплощадку с двумя трехдюймовыми орудиями.
        В сквере на ул. Заслонова (Дарницкий район) в честь экипажа бронепоезда «Таращанец» поставлен памятник. Бронепоезд в августе 1919 в течение шести суток оборонял от деникинцев Дарницкий железнодорожнодорожный узел. В ночь на 30 августа белогвардейцы блокировали бронепоезд и предложили экипажу сдаться. Отклонив это предложение, бойцы взорвали бронепоезд и сами погибли. 
           К западу от Днепра, в районе Киева, произошел в самом начале сентября 1919 года первый бой бронепоезда Добровольческой армии против бронепоезда петлюровцев. Легкий бронепоезд “Витязь” в бою близ станции Боярка, примерно в 20 верстах от Киева, взял в плен боевой состав противника и его команду. 12 сентября в Киеве был сформирован из оставленных там бронеплощадок новый бронепоезд, который получил название “Баян”. По приказанию начальника бронепоездных дивизионов бронепоезд “Баян” был включен в состав 3-го бронепоездного дивизиона. Боевая часть бронепоезда состояла из одной бронеплощадки с трехдюймовым орудием, принадлежавшей раньше бронепоезду “Орел”, и одной бронеплощадки, входившей в состав советского бронепоезда “Карл Либкнехт”. Паровоз был обыкновенный, не бронированный. 
        С 1 по 5 октября 1919 года красные стремились проникнуть в Киев. Бронепоезд “Баян” участвовал в этих боях, находясь около большого моста через Днепр и около железнодорожных станций Киев-2, Киев-товарный и Киев-пассажирский. В середине сентября бронепоезд “Баян” отправился на фронт по линии Киев-Сарны и действовал у станции Буча, примерно в 30 верстах к западу от Киева, совместно с частями 13-го и 16-го стрелковых полков.
        Интересный бой с участием бронепоезда произошел осенью 1919 года у станции «Жуляны». В районе действовали красные партизаны, когда на станцию ворвались деникинцы и приказали дежурному по станции: «Открывай семафор! С Боярки на Пост-Волынский идет наш бронепоезд». В этот день на станции работал Александр Лабунский. Вдруг он услышал выстрелы и очереди из пулеметов. Это наступали партизаны, которые спустя некоторое время подошли из-под села Гатного. Завязался бой. Он подбежал до командира партизанского отряда и сообщил о приближении вражеского бронепоезда. Командир попросил принести ему мундир деникинского офицера. Только он успел одеть мундир, как подошел бронепоезд. Командир спокойно подошел до бронепоезда и сказал: «Приказ полковника направить бронепоезд на перегон Пост-Волынский и там открыть огонь». Ему предложили сесть в бронепоезд. Командир вспрыгнул на подножку и открыл огонь по деникинцам. На утро партизаны выбили деникинцев со станции «Жуляны». 
        24 сентября 1919 в Киеве силами Добровольческой армии в спешном порядке  был сформирован легкий бронепоезд “Студент”. 27 сентября он вышел на охрану железнодорожной линии Дарница-Бахмач, к востоку от Киева. 
       

Киевские железнодорожные мастерские после январских боев 1918 года

Вторая Мировая
        По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов.
        Через несколько дней после вторжения фашистских войск в Киев начали действовать и активно развернули работу Железнодорожный подпольный райком партии, его организации и группы. Ими уничтожены цехи локомотивного депо Киев-Пассажирский, Киевского вагоноремонтного завода, водокачка, здания на станции Киев-Товарный, взорваны Соломенский и Воздухофлотский мосты.
        В начале войны в Киеве находились легкие бронепоезда №15 и №17, тяжелый №31 и бронепоезда железнодорожных полков НКВД. В мастерских спешно соорудили еще три бронированных состава. Это были бронепоезда народного ополчения, “Литер А” (командир – А. Тихоход), “Литер Б” (командир Л. Василевский, затем С. Голованев) и “Литер В” (командир Н. Богданов), экипажи которых состояли из киевских железнодорожников. “Литер А” действовал в районах станций Новоград-Волынский, Коростень, Ворзель, Жуляны, Пост-Волынский, в июле 1941 года оказал большую помощь 5 армии в боях за Малин. “Литер Б” оперировал в районах киевских предместий, станций Ворзель, Ирпень и Бобрик. “Литер В” – на участках Киев-Нежин и Киев-Яготин. “Литер А” и “Литер Б”, оглушая окрестности паровозными гудками, совершили дерзкий налет на станцию Боярка. Были уничтожены десятки вагонов с боеприпасами, огненными факелами взметались к небу рвущиеся цистерны с бензином, предназначенным для танков и самолетов гитлеровцев.
        Вражескому десанту удалось захватить станцию Жуляны, где находились несколько вагонов со снаряжением для нашей авиации. Командир бронепоезда «Литер А» А. Тихоход принял смелое решение — прорваться на станцию и спасти военное имущество. Разведка установила, что при въезде на станцию захватчики сняли четыре звена рельсов и разобрали небольшой мост. Бронепоезд с командой путейцев-ремонтников и группой бойцов истребительного батальона ночью двинулся в путь. За короткое время полотно железной дороги и мост были восстановлены. В 4 часа утра бронепоезд ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по врагу. В ходе боя станция была освобождена от захватчиков, а вагоны с ценным грузом вывезены в Киев.
        Когда красноармейские части были отброшены к острову Водников, на пути немцев встал Лысогорский форт, занятый бойцами истребительного батальона Печерского района. Мимо форта немцы так и не прошли, хотя обрушили на него град снарядов и авиабомб. Оборонятся ополченцам помогал бронепоезд “Литер Б”  Л. Василевского, курсировавший вдоль горы до Корчеватого. Прорвавшись тыл немецкой разведки и 13-й танковой дивизии Вермахта, бронепоезд нанес ощутимый урон противнику*. 
        Бронепоезда сражались до 25 сентября 1941 года, то есть ещё пять дней после гибели командования Юго-Западного фронта, пока не расстреляли последние снаряды, после чего были взорваны свими экипажами: “Литер А” и “Литер Б” – на 84-м километре от Киева, а “Литер В” – на 69 километре от Киева.
        23 июня легкие бронепоезда №15 и 17 убыли по маршруту Шепетовка-Ковель, на следующий день прибыв на ст. Мациев в распоряжение 45-й стрелковой дивизии. На следующий день бронепоезда в течение двух часов вели бой, поддерживая огнем свою пехоту. 26 июня 1941 г. бронепоезда №15 и 17 прикрывали выход из боя и отход своих частей, последними оставили ст. Мациев и в 20.00 прибыли в Ковель. Затем до 1 июля бронепоезда вели бои на участке Мациев-Ковель-Костополь-Александрия, поддерживая 45 и 62-ю стрелковые дивизии.
        26 июня тяжелый бронепоезд №31 прибыл в Острог, получив задачу поддержать атаку частей 109-й моторизованной дивизии и охранять мосты через Горынь. В дальнейшем действовал в районе Славуты. После того как немцы повредили полотно дороги, 5 июля был оставлен командой, которая отошла на ст. Казатин.
        Бронепоезда №15 и 17 вели бои под Новоград-Волынском и Курное, при этом действовали без поддержки пехоты. 8 июля 1941 года у Мартыновки бронепоезд №17 попал под артиллерийский обстрел, был разбит железнодорожный путь и одна из бронеплощадок сошла с рельс. Команда не смогла восстановить полотно и оставила бронепоезд. 

Немцы рассматривают поврежденный легкий бронепоезд №17 1-го дивизиона бронепоездов

        С 15 по 31 июля бронепоезд №15 вел бои в районе Коростень, Новоград-Волынск, Житомир, Малин, поддерживая 19-й механизированный корпус и 45-ю стрелковую дивизию. Бронепоезд получил 12 сквозных снарядных пробоин и множество попаданий пуль и осколков и 2 августа убыл на ремонт в Чернигов. После ремонта с 8 по 20 августа поддерживал пехоту 195-й и 131-й дивизий у ст. Бехи. 
        10 сентября 1941 года бронепоезд №15 попал под сильную бомбежку, в результате которой получил значительные повреждения. После этого матчасть была отправлена на ремонт в Харьков, а команда в Москву на переформирование.
        В Киеве на базе учебного бронедивизиона войск НКВД 23 июня 1941 года был сформирован бронепоезд №56. Материальная часть его представляла собой две бронеплощадки с четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и шестнадцатью станковыми пулеметами, бронепаровоз и две платформы прикрытия, на одной из которых были установлены противотанковая пушка и зенитный пулемет. В состав команды вошли более 100 человек – артиллеристы, пулеметчики, а также взвод разведки и связи, обслуживавшие бронедрезину. 


            Уже с 23 июня бронепоезд №56 начал боевые действия, отбивая воздушные атаки во время дежурств на станции Киев и патрулируя участки Киев-Тетерев и Киев-Фастов. 12 июля, выполняя задачу командира дивизии, он отправился в район Бородянки, куда прорвались немецкие танки. Внезапно появившись на окраине станции, бронепоезд открыл ураганный огонь прямой наводкой, уничтожил 6 танков и заставил противника отступить. 
        На боевом счету бронепоезда №56 один сбитый «юнкерс», одиннадцать подбитых танков, пять бронированных тягачей, две бронемашины. Уничтожено пять противотанковых орудий, двенадцать минометов, две артбатареи и около трех тысяч гитлеровцев. Во время боев на бронепоезд охотилась вражеская авиация, тем не менее, как ни удивительно, он оставался незамеченным – помогал камуфляж, маскировочные сетки с травой и ветвями, кроме того, благодаря мастерству машинистов паровоз не выдавал себя дымом и паром. 
        Погиб отважный бронепоезд на мосту, прикрывая переправу в районе города Канев. Авиация противника периодически бомбила мост. Во время одного из налетов была сильно повреждена центральная опора. Бронепоезд оказался отрезанным: впереди противник, позади Днепр. Взрывом фугасного снаряда сорвало броню с левой стороны паровоза, пробило котел и тендер. Погибли три бойца экипажа и несколько человек получили ранения. Но орудия и пулеметы сохранились и продолжали вести огонь. Затем на бронепоезд налетело несколько десятков немецких бомбардировщиков. На этот раз случилось непоправимое. От взрыва бомбы одну бронеплощадку сбросило с рельсов, другую повредило. Уцелевшие бойцы заняли круговую оборону.
        Решив, что бронепоезд погиб, гитлеровцы пошли в атаку, стремясь захватить мост. В это время и ожила уцелевшая бронеплощадка: ударили ее пушки и пулеметы. Открыли огонь и бойцы, занимавшие круговую оборону. Не ожидавшие такого сопротивления гитлеровцы отступили. С болью в сердце снимали бойцы пулеметы и вынимали замки из орудий. Оставшиеся бронеплощадки и искалеченные орудия подорвали. 

Восстановленный бронепоезд №56 войск НКВД на вечной стоянке в Каневе

        Отважно  обороняли  Киев железнодорожники, составившие экипаж бронепоезда, который построили рабочие Дарницкого вагоноремонтного завода. Почти 40 боевых операций на счету отважного экипажа. В боях было уничтожено 30 орудий и минометов, сбито и повреждено 12 вражеских самолетов, уничтожено несколько сотен немецких солдат. 
        Но 10 сентября Юго-Западная группа войск, обороняющих Киев была взята в плотное кольцо. В окружении оказались и экипажи бронепоездов. Утром 19 сентября 1941 года по приказу из Кремля начался отход дивизий 37-й армии из Киева. Чекисты 4-й дивизии НКВД полковника Ф. Мажирина, назначенного последним комендантом Киева, вместе с железнодорожниками 31-го мостового батальона 25-й железнодорожной бригады, поддерживаемые огнем бронепоезда под командованием С. Голованева, взорвали в Киеве все железнодорожные мосты (имени Г. Петровского, имени Е. Бош, Дарницкий), остановив наступление гитлеровцев на правом берегу Днепра. Поддерживая части 87-й стрелковой дивизии на участке Дарница-Борисполь, с боями отступали и бронепоезда №31, 34 и 66 внутренних войск НКВД. 
        Утром 20 сентября 1941 года фашистские танки прорвались к Борисполю и рассекли главные силы 37-й армии. Но бронепоездной группе удалось прорваться через реку Трубеж к станции Березань. Здесь в большом лесном массиве между реками Трубеж и Супой сражались окруженные советские части. 
        31-й батальон вместе с мостопоездом и пятью бронепоездами отступал по незанятой врагом линии Дарница – Гребенка. Бронепоездами командовал майор Н. Паньков, командир бронепоезда №66 НКВД. У артиллеристов почти не осталось снарядов. Действовало лишь по одному орудию, установленному на бронеплощадках. Фашисты то и дело бомбили колонну. Дважды вручную приходилось поднимать площадки, сошедшие с рельсов. Четверо суток пробивались с боями железнодорожники и бойцы бронепоездов. 
        Немецкая авиация ежедневно наносила удары по прячущимся в лесах советским бронепоездам, командам которых приходилось постоянно восстанавливать разрушенный путь. Однако в районе Яготина уничтоженный бомбардировщиками мост через реку Супой преградил путь бронепоезду «Литер А». Израсходовав последние боеприпасы, экипаж взорвал материальную часть бронепоезда. 27 сентября 1941 года в районе станции Ромодан бронепоезда №31, 34 и 66 израсходовали последние боеприпасы и были взорваны. 
        Удачно действовал в районе Киевского укрепрайона бронепоезд старшего лейтенанта Ананьева. Однажды он проник в расположение войск противника. В этом бою артиллеристы бронепоезда рассеяли скопления немецких войск, разгромили штаб врага, взорвали склад боеприпасов, подбили 5 вражеских пушек и уничтожили около 300 немецких солдат. В течение одной недели бронепоезд совершил 15 налетов.
 

Киевские железнодорожные мастерские (в центре) на немецком 
военно-географическом плане Киева, апрель 1941

 

Приложение:
Технические данные бронепоездов типа “Хунгуз”:

      В состав каждого бронепоезда входили бронепаровоз серии “Овечка” и две бронеплощадки. Спешно разработанная типовая конструкция включала в себя бронированный паровоз, две бронеплощадки с артиллерийскими орудиями и две-три контрольные платформы, на которых размещались рельсы, шпалы, костыли и другое железнодорожное имущество для ремонта полотна. Внутренность бронеплощадки разделялась на пулеметный каземат и башенную орудийную установку. 
        В первом на особых столах устанавливалось 12 австрийских пулеметов Шварцлозе (по 6 на борт). Для охлаждения пулеметных стволов во время стрельбы имелась специальная водопроводная система с подачей воды из тендера к кожуху каждого пулемета. На площадках первых двух бронепоездов курсовые пулеметы вели огонь только вперед. В дальнейшем, благодаря устройству специальных спонсонов, они могли использоваться и для стрельбы в боковых секторах. Боекомплект, состоявший из 1500 патронов (10 лент) на пулемет, хранился в специальных бортовых ящиках.
        Башенная установки располагалась в передней части вагона и монтировалась на поворотном круге. Последний изготавливался из паровозного бандажа, обточенного по специальным шаблонам.
На поворотный круг шестью роликами опирался стальной диск, на котором устанавливалась 3-дюймовая горная пушка образца 1904 г. Эти пушки к августу 1914 г. были сняты со штатного вооружения горных батарей, но имелись на складах.
        Чтобы всю орудийную установку весом 120 пудов {1920 кг) мог поворачивать вручную один человек, была разработана конструкция специальной пяты, игравшей роль оси вращения и в то же время принимавшей на себя часть веса установки. Угол обстрела по горизонту составлял около 220*. Боекомплект  80 шрапнелей и 25 гранат на орудие  размещался в особой камере под поворотным кругом.
        Наблюдение за полем боя осуществлялось из специальной башенки с обзором в 270°. Позднее, с учетом боевого опыта, бронеплощадки получили командирскую башенку с круговым обзором. В задней части вагона устанавливался выдвижной прожектор, а в полу имелись люки для аварийного выхода. Система отопления бронеплощадок зимой состояла из дюймовых труб, проложенных вдоль бортов и соединенных с котлом паровоза. Для уменьшения теплопроводности стальных стен и шумоизоляции вагоны изнутри обшивались 20-мм слоем пробки и 6-мм фанерой. Изнутри бронеплощадки окрашивались в белый цвет, снаружи, как и весь состав, в защитный.
        На бронепаровозе находился боевой пост командира бронепоезда с наблюдательной башенкой и распределительной доской электрической сигнализации (цветными лампочками) для связи с командирами бронеплощадок. Она дублировалась рупорной (корабельного типа) и звонковой связью. Наблюдение за ходом движения поезда осуществлялось через четыре люка, которые в бою закрывались ставнями с прорезями. Для удобства обслуживания ходовой части нижние листы брони подвешивались на петлях. Электроэнергия для нужд бронепоезда вырабатывалась динамо-машиной, приводимой в действие от турбины паром котла и установленной в паровозной будке. Все воздушные и водяные рукава, а также электрические провода между платформами и паровозом заключались в особые броневые трубы. Весь состав имел запасные колесные пары на случай действий в полосе австрийских или германских железных дорог с меньшей шириной колеи.
        Команда бронепоезда состояла из трех взводов (пулеметного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады  всего 4 офицера и 90 нижних чинов.
 

Бронепоезда Белого движения, изготовленные и сформированные в Киеве:

        «Баян»  легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Сформирован в сентябре 1919 года в Киеве. Входил в состав 3-го бронепоездного дивизиона и действовал на киевском направлении. Оставлен в феврале 1920 года у станции Тирасполь. Командир бронепоезда  полковник Делов. 
        «Генерал Духонин» (бывший «Аскольд»)  легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Сформирован в сентябре 1919 года в Киеве. Первоначально назывался «Аскольд». Входил в состав 3-го бронепоездного дивизиона. Вел бои в районе Киева. Оставлен в январе 1920 года у станции Тирасполь. Командир бронепоезда – капитан Долгополов, с декабря 1919 года  капитан Колесников. 
        «Доблесть Витязя»  легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Сформирован в сентябре 1919 года под Киевом на базе трофейного петлюровского бронепоезда, захваченного в бою командой бронепоезда «Витязь». Вступил в боя в сентябре 1919 года под Конотопом. Уничтожен командой в январе 1920 года у станции Тирасполь. Командир бронепоезда  полковник Имшеник-Кондрашевич. 
        «Пластун»  легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Сформирован в 1919 году в Киеве. Входил в состав 8-го бронепоездного дивизиона. Оставлен в январе 1920 года у станции Тирасполь. 
        «Студент»  легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Сформирован в сентябре 1919 года в Киеве как броневспомогательный поезд 2-го железнодорожного батальона. До февраля 1920 года именовался «Желбат-1». Команда состояла из шести офицеров и 60 вольноопределяющихся. Вступил в бой в октябре 1919 года на линии ЧерниговИчня. Подбит и расформирован 24 февраля 1920 года на северных подступах к Крыму с передачей команды бронепоезду «Слава Кубани».Бронепоезда Киевского военного округа по состоянию на май 1921 года (дислокация):
        Бронепоезд № 23 “Имени тов. Троцкого”.  Черкассы.
        Бронепоезд № 107 “Штурмовик”.  Конотоп.
        Бронепоезд № 25 “Гром”.  Киев.
        Бронепоезд № 62 “Умрем или победим”.  Киев.
        Бронепоезд № 74 “Имени тов.Озолина”.  Жмеринка.
        Бронепоезд № 106, типа А.  Жмеринка.
        Бронепоезд № 112, типа А.  Дарница.
        Бронепоезд № 114 “Слава Красным Броневикам”.  Одесса.
        Бронепоезд № 15 “Лейтенант Шмидт”.  Шпола.
        Бронепоезд № 150 “Большевик”.  Гайворон.
        Бронепоезд № 66 “Углекоп”.  Христиновка.
        Бронеплощадка № 204 “Имени Карла Маркса”.  Киев.

На оригинале фотографии 1943 года, полученной во время разведывательной аэрофотосъемки немецкими люфтваффе, киевские железнодорожные мастерские отмечены белым маркером как важный стратегический объект. 

*Существует легенда, что при отступлении в сентябре 1941 года советские подразделения были вынуждены затопить бронепоезд в туннеле под Днепром. Несколько водолазов, обследовавших затопленный “Объект 1”, даже видели стоящий под водой состав и боевую технику.  

Бывшие Главные железнодорожные мастерские. Фото из статьи М. Кальницкого 
“Железнодорожная колония в Киеве”