Ровно 65 лет назад, 19 сентября 1941 года, отгремели последние бои обороны Киева и в столицу Украины на два с лишним года вошли оккупанты. Дата, конечно, не из радостных… Но это не значит, что ее, как это случилось у нас, и вовсе не надо отмечать. Хотя бы для того, чтобы почтить память павших героев обороны, помянуть тех, кто ушел уже после войн, вспомнить о немногих, кто до сих пор с нами. Об обороне Киеве написано много и разного. Некоторые историки считали и считают, что статус города-Героя достался Киеву в 1961 году из коньюнктурных соображений: мол, бои были, но главный свой удар немцы нанесли не здесь, а на флангах, окружив, выкосиы огнем и пленив под Киевом огромную группировку советских войск. Это было одно из самых страшных поражений во Второй мировой войне. Но разве это отменяет героизм и самопожертвование гарнизона Линии Сталина. В западных окрестностях столицы, сохранились ее бетонированные доты и подземные бункеры…


Они сделали Киев столицей


Старый Киевский укрепрайон – знаменитая “Линия Сталина”, огибает город семидесятикилометровой бетонной дугой – от села Лютеж на севере, и до Кончи-Заспы на юге. Это – настоящая страна дотов (долговременных огневых точек). Каждые четыреста метров можно обнаружить очередной бункер или другие укрепления более чем полувековой давности – всего здесь было возведено более 250 подобных сооружений. Некоторые из них имеют уникальную конструкцию, превосходя укрепления “Линии Маннергейма”, затерянные среди болот и лесов Финляндии.


Киевляне многим обязаны бетонным громадам дотов. Есть версия, что и столичный статус Киеву вернули только в 1934 году, когда “первая очередь” укреплений прикрыла опасно близкий тогда к границе город. В июле сорок первого бетонные бункера не позволили с ходу захватить столицу Украины. Танковые колонны фашистов, которые почти без препятствий прорвались сюда от самой границы, встретили массированный отпор на берегах Ирпеня. Двухмесячная оборона Киева проходила именно в этой местности, среди нынешних загородных дворцов современной “знати”.



“Брестская крепость” по-киевски


Чтобы осмотреть доты, мы направляемся на метро “Лыбедская” и садимся на одну из маршруток, следующих до Тарасовки. Проехав село Юровку, просим остановиться чуть дальше, в заливных лугах. В этих местах расположены одни из самых известных киевских дотов. В первую очередь – легендарный 205-й. Его бетонные казематы как будто вросли в крутой склон холма. Кстати – тоже рукотворного. 205-й дот, как и многие другие сооружения “Линии Сталина”, оборудован в склоне “Змиевых валов” – фортификационных сооружений древних славян, прикрывавших Киев за тысячу с лишним лет до Второй мировой.


205-й дот часто называют “дотом Ветрова”, в честь лейтенанта – командира его знаменитого гарнизона. Шестнадцать защитников удерживали его в непрерывных боях до середины августа 41-го. Получив разрешение отступить, они отказались выполнять распоряжение командования. Десять дней, находясь в полном окружении, гарнизон дота самостоятельно боролся с противником. После прорыва советских войск истощенных бойцов отправили в тыл, а свежее подкрепление обороняло позицию еще более двух недель.


Огромный бункер на пять казематов, с шестью бойницами-амбразурами, имеет два подземных уровня. Сегодня они залиты грунтовой водой. Вооружившись фонариком и обув заблаговременно приготовленные сапоги, мы пробуем пройти по сводчатому тоннелю подземной крепости. Как принято в нашей “стране безмозглых варваров”, тут намусорено, и мой спутник вскоре распарывает резину сапога о какой-то острый предмет. Вырваны “с мясом” старые металлические части конструкции бункера – они еще были на месте несколько лет назад: ясно, их спилили на металлолом. Объектом наживы стали многие бункеры укрепрайона. Мародеры умудряются резать броню, против которой были бессильны снаряды фашистов. Что с этим, спросите, делать? Все очень просто: дать реальный статус заповедника, охранять, жестко наказывать осквернителей. А у нас…


Чтобы подъехать к бункеру на машине, придется выслушать консультацию жителей Юровки, которые покажут вам путь по проблемной грунтовке. Лучшей дороги к 205-му неблагодарные потомки не соорудили ни в советские, ни в нынешние времена…



Мекка “поискового туризма”


Впрочем, в бункер посетителей хватает. На вершине холма, где соседствуют крест и памятный знак с красной звездой, расположились киевские подростки в больших вездеходных ботинках и модном “полярном” камуфляже. Рядом с ними – еще одна компания столичной молодежи.


– Жену сюда привез, доты показать. Природа и история – все здесь собрано вместе, – говорит парень постарше. Они представляются членами одной из патриотических организаций, близкой к группе “Поиск” – неформальному столичному сообществу, которое занимается перезахоронением павших солдат, ухаживает за местами боевой славы. Кроме того, “поисковики” собирают оружие, которым буквально начинены окрестности “Линии Сталина”.


Особо активны в этих местах и “черные археологи”, ищут они здесь не только “следы войны”. На “Змиевых валах”, рядом со стреляными гильзами, находят наконечники стрел, монеты и старинную утварь разных эпох. Поднимаясь в гору, от дота, мы спугнули “специалистов”, который прощупывали грунт с помощью неких приспособлений.



После войны в дотах прятались беглые зэки



Еще один легендарный бункер – №204, командно-наблюдательный пункт комбрига Кипоренко – расположен прямо на околице села. Дорогу к нему указывают таблички на улицах Юровки. Расположенный на возвышенности, в полукилометре от “дота Ветрова”, этот дот был центром опорного пункта “Крым”, объединявшего окрестные укрепления. Фашисты били по нему прямой наводкой из противотанковых пушек. Однако снаряды так и не разрушили две броневые башни – хотя и оставили на них глубокие следы. Сегодня на казематах стоят бутылки из-под пива, а возле дота мирно пасутся козы. Паренек-пастух рассказывает: вход в 204-й надежно заварен, “чтобы не лазила молодежь”.



Так было не всегда. Ольга Андреевна, местная жительница, которую мы повстречали по дороге между двумя дотами, рассказала: во время ее детства бункеры были любимым местом подростковых игр; то время никто не верил в привидения, хотя в местах боев то и дело находили человеческие останки, вместо игрушек дети использовали настоящие, хоть и проржавелые “стволы”.


– А сразу после войны там какие-то уголовники жили. Долго жили, один так в селе и остался, – рассказывает нам женщина.


А в 41-м ее мать умудрялась проносить молоко защитникам окрестных дотов, пока немцы все-таки не смогли отравить их газом.


– Когда фашисты продвинулись дальше, мать кинулась туда, а наши солдаты еще теплые лежат, – не скрывает слез женщина. – Если бы не они, Киев бы тогда сразу взяли. Кто теперь это помнит? А возле Виты-Почтовой в одном из дотов наши аж до зимы наши оставались – только от холода и погибли.


А это Линия Сталина, мистер!



На обратной дороге мы встречаем целую группу хорошо экипированных велосипедистов. Оказывается, члены сообщества “ВелоКиев” нередко устраивают пробеги по историческим местам укрепрайона. А еще здешние места интересуют заграничных туристов. И предприимчивые люди через интернет организовывают индивидуальные туры для иностранцев, желающих посмотреть на “Линию Сталина”.


Кроме Юровки стоит посетить подземелья огромного трехэтажного бункера-402 в поселке Белогородка. На Житомирской трассе, прямо возле моста через Ирпень, расположен 409-й дот, который отразил атаку немецких войск 11 июля 1941 года, начав отсчет обороны Киева. Хорошо известен 127-й дот в селе Ходосовка – он оказался затоплен водохранилищем и теперь живописно возвышается посреди озера. А 581-й дот в районе Лютежа наполовину залили воды Киевского моря.


Подобные сооружения можно найти и в самом Киеве – например, посреди парка “Нивки”. Их, наконец, надо сделать местами памяти, и времени для этого осталось чуть-чуть.