Началось увлечение киевлянина, как и водится, со случайности. «В 1978 году товарищ привез билет из Москвы на автобус. На нем была инструкция по применению: «Билет опустить в кассу и получить взамен контрольный билет (во избежание воровства проездные талоны в транспорте покупались не за живые деньги, а за специальные билеты, которые продавались в кассах или даже давались на сдачу, как спички. — Авт.)». Это меня зацепило, — вспоминает Владимир. — С каждой находкой я изучал нравы городов. Скажем, как сейчас, сто лет назад в Киеве были льготы: солдатам, ученикам и студентам давали право ездить в трамвае за 3 копейки, полная стоимость — 5 коп. А вот проезд в троллейбусах, которые появились в Киеве в конце 1935 года, стоил 25 копеек. К слову, на каждый маршрут были свои билеты. И только в 1906 году для облегчения работы кондуктора и упрощения сбора платы за проезд ввели единые билеты».
Один из пионеров. Проезд по Киеву стоил 5 коп.
А вот поиск билетиков, которым больше 80 лет, — дело непростое. Ведь люди во все времена, не задумываясь, выбрасывали их, выходя из транспорта. Точно так же нелегко пополнять коллекцию последними зарубежными новинками, которые не менее ценны, чем старинные экземпляры: ведь сегодня на них просто интересно посмотреть, а через лет 20 и они станут раритетными. На помощь Владимиру часто приходят не только заграничные друзья, но даже обыкновенные сотрудники тамошних троллейбусных и трамвайных депо — они присылают украинцу билеты по почте.
МЕТАМОРФОЗЫ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА
Конка. Предшественник трамвая до 1892 года
Много это или мало — 5 копеек за проезд в трамвае в начале прошлого века? Сравним. Зарплата рабочего тогда составляла 30—50 рублей в месяц, а буханка хлеба стоила 5 копеек, килограмм картофеля — 2 копейки, мясо — 35 за килограмм, рубашка или брюки — рубль. В 1987 году на трамвае так же можно было проехаться за пять копеек. При этом килограмм колбасы стоил 2 рубля 60 копеек, буханка хлеба — 20, а средняя зарплата рабочего составляла 200—300 рублей в месяц. В 1991 году цена проезда в городском транспорте изменялась каждые несколько месяцев: январь 1992 — 30 коп., май — 50 коп., декабрь — 5 купонов, июнь 1993 — 10 купонов сентябрь — 20 купонов, февраль 1996 года — 20 000 купонов (100 000 купонов = 1 гривня), а зарплата все того же рабочего была эквивалентна 100 грн. Ныне рабочий получает 2000—3000 грн., а за поездку в общественном транспорте должен платить 1,5 грн. К слову, в Амстердаме на сегодня цена проезда в трамвае — 1 евро 40 центов (14 грн. 88 коп.), а в Праге — 26 крон (10 грн. 50 коп.).
САМЫЙ ДЛИННЫЙ МАРШРУТ
«Я просил друзей привозить мне билеты из разных мест, где они бывают. И однажды они выложили передо мной талончик на самый длинный троллейбусный маршрут в Европе: «Ялта — Симферополь», еще за 1971 год, когда у этого пути был первый серьезный юбилей — 10 лет», — рассказывает коллекционер.
НА ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ ИМПЕРИИ
В 1892 году именно в Киеве пустили первый электрический трамвай во всей Российской империи. Билет стоил 5 копеек за 2,3 км — один участок. За каждые последующие надо было платить по 3 копейки дополнительно. А вот в пригород — Пущу-Водицу и Святошино — проезд стоил 16,5 и 20 коп. соответственно.
ДЛЯ ЛЬГОТНИКОВ XIX ВЕКА
Для солдат, учеников и студентов стоимость проезда на трамвае в пределах Киева в конце позапрошлого столетия составляла 3 копейки. Примечательно, что каждый маршрут имел свои билеты. И только в 1906 году для облегчения работы кондукторов ввели универсальные талоны.
В “Магазинчике” доступны:
Кілька років тому, коли я був у Празі, там були універсальні квитки для проїзду в усіх видах транспорту, включно з метро, і діяли вони протягом певного часового проміжку, а не одноразово. Тобто можна було, наприклад, за один талончик протягом години проїхатися на тролейбусі, метро, трамваї і знову на тролейбусі. називалися вони "їзденки". Мабуть, ця система чинна й досі. Тому ціна, мабуть, не надто висока за таких умов.