Сегодня Бабий Яр – символ новой Украины. И её очень специфической демократии. Не ограниченной ни законом, ни здравым смыслом, ни совестью. Мелкие олигархи и столь же мелкие авантюристы дают интервью, рисуют планы… а музея всё нет. Нет места, где живёт история о той страшной эпохе, тех страшных днях сентября 1941 года, где заинтересованный в знании прошлого украинский гражданин может получить это честное, объективное знание. Страшное и очень-очень горькое. Неудивительно, у советских людей не было истории. Её заменяла динамично менявшаяся «История КПСС». Менявшаяся в зависимости от идеологической конъюнктуры в стране.
Музея нет, это плохо. Но – есть историки, профессионалы, честно и постоянно изучающие скорбные дни массовых расстрелов и газовых душегубок осени 1941–го. 24 и 25 октября эти профессионалы встречались в институте политических и этнонациональных исследований в Киеве. Была конференция. Научная, настоящая, без сопровождающих эту скорбную тему «рыб-прилипал». Говорили правду. Всю правду о тех осенних днях стремительно удаляющегося прошлого. Ядовитого прошлого, и сегодня прорастающего отравленными грибами подозрительности, непонимания, лжи и очень удобных для собственного сытного окармливания мифов. Говорили историки. Украинские, французы, голландцы, американцы, израильтяне, немцы. В обычном академическом зале состоялась обычная академическая дискуссия. Без политики, без морализаторства. Произносились страшные слова, зачитывались страшные документы, задавались страшные вопросы.
Беспомощная человеческая цивилизация. Такая хрупкая, склонная к самоубийству, жестокая и кровожадная. Это мы, дети 21 века, никак не желающие принимать уроки прошлого. Внуки и правнуки солдат, победивших нацизм, с книгой Гитлера на столе – это мы. Внуки и правнуки сталинских арестантов, рассуждающие с телеэкрана о гении Сталина – и это мы. Этнический еврей, ставший миллиардером, подкармливающий грантами антисемитствующих радикалов – это тоже мы. И, одновременно, тихое событие 24 и 25 октября, внятная и откровенная дискуссия историков, собравшихся благодаря инициативе посольства Французской Республики в Украине. Лично для меня – очень яркое событие. Позволяющее надеяться.
В сравнении с Чикаго, где все насыщенно указателями, информационными стендами и мало рекламных бигбордов, Киев просто огромный базар.
С тех ларьков на Дорогожичах, наверное, СЭС, МВД, МНС, КМДА дань собирает каждый месяц, а на эти можно было бы облагородить территорию, сделать информационные щиты.
Там приезжие, в т.ч. иностранцы, постоянно спрашивают дорогу
именно! У меня был такой же опыт несколько лет назад. Ни одного указателя, киоски с пивом и всякой чепухой. Мусор под ногами. Ходишь и спрашиваешь, куда идти у пожимающих плачами молодых людей...
Я считаю, что давно нужен план или генеральный план реконструкции этого известного всему миру места, который включил бы в себя не только музей, но и прежде всего указал бы нам истинное место захоронений. А то возлагаем цветы - а куда? Станция метро д.б. "Бабий Яр" - это название много понятнее тысячам киевлян и тем, кто приезжает, чтобы увидеть и почтить память.