1 марта 1944 г., как только растаял снег, развернулись массовые работы на руинах Крещатика. Было создано Управление по реконструкции и восстановлению Крещатика, ассигнованы необходимые средства. Однако в условиях продолжающейся войны восстановители наталкивались на многочисленные трудности. Так, Управление по реконструкции и восстановлению Крещатика располагало 1300 рабочими и инженерно-техническими работниками при потребности 10 тыс., парком в 5 автомашин при потребности 100, конным парком в 200 лошадей при потребности 900.
В апреле 1944 г. в Совнаркоме УССР состоялось совещание строителей и архитекторов, на котором обсуждались вопросы, связанные с восстановлением и реконструкцией Крещатика. Большое внимание уделялось архитектуре новой застройки.
По призыву партийных и советских органов на помощь восстановителям пришли жители Киева. Каждому из восьми районов города выделили участок. Райкомы партии были непосредственными организаторами и руководителями работ на своих участках. По примеру Сталинграда и Воронежа Киев восстанавливался в основном методом народной стройки.
Еще в феврале 1944 г. важную инициативу проявили домохозяйки домов № 10, 12, 14 по ул. Ленина. Они собрали для строителей Крещатика 26 кг гвоздей, большое количество инструментов, обязались отработать на восстановлении Крещатика не менее 5 часов в неделю каждая. Киевский горком партии поддержал этот почин.
С начала марта выход рабочих киевских предприятий, служащих, студентов, учеников школ на строительные работы приобрел массовый характер. В летние месяцы количество работающих на Крещатике достигало 15 тыс. человек ежедневно. В воскресниках же по восстановлению Крещатика принимали участие до 50 тыс. человек. Киевляне, считавшие возрождение родного города своим долгом и делом чести, работали под лозунгом: «Мы возродим тебя, наш дорогой Киев!».
Большой размах получило социалистическое соревнование. Его передовиками становились люди, которые совсем недавно пришли на стройку и трудились без отрыва от основной работы. Выдающихся успехов добилась бригада добровольцев-восстановителей из «Укрспецсвязи», возглавляемая В. С. Колосом. За 1944 г. она работала на Крещатике 150 раз, систематически перевыполняя норму. По решению горкома партии и горисполкома в ответ на пожелание членов бригады В. С. Колоса, следовавших за сталинградской бригадой восстановителей во главе с А. М. Черкасовой, за нею было закреплено в качестве постоянного строительного объекта разрушенное 5-этажное здание по ул. Красноармейской, № 49. По существу, вручную, ибо весь «инструментарий» бригады составляли лом, три лопаты и две пары носилок, колосовцы вынесли из разрушенного дома 6,5 тыс. куб. м строительного мусора, перетащили на себе до 100 тыс. штук кирпича, балки, трубы, батареи парового отопления. Специальным постановлением «Об инициативе бригады В. С. Колоса из коллектива «Укрспецсвязи» Киевский горком КП(б)У и горисполком предоставили право коллективу «Укрспецсвязи» заселить восстановленный его бригадой дом. За выдающиеся успехи в восстановлении столицы Украины бригаде под руководством В. С. Колоса было вручено переходящее Красное знамя Киевского горсовета и горкома партии. Около 200 коллективов предприятий и учреждений города последовали примеру бригады В. С. Колоса.
Участие киевлян в восстановлении родного города сразу же превратилось в широкое патриотическое движение. В его авангарде шла молодежь. Киевский обком комсомола обратился к молодежи Киева и области с воззванием, в котором говорилось: «Нам, комсомольцам и молодежи Киевщины, партия и правительство дали ответственное и почетное задание: восстановить столицу Украины — наш родной Киев. На восстановлении Киева работай так, как воюют наши герои на фронте». В ответ на этот призыв областная комсомольская организация мобилизовала на восстановительные работы в Киеве 10 тыс. комсомольцев и молодежи. К 1 июня 1944 г. на Крещатике и прилегающих к нему улицах работало 456 комсомольско-молодежных бригад. Заслуженной славой пользовались комсомольско-молодежные бригады работниц швейной фабрики во главе с Е. Хавро, рабочих завода «Укркабель», возглавляемые А. Суровой, трамвайщиков — во главе с Л. Вербой, студентов Института пищевой промышленности, возглавляемая И. Савицкой, бывших колхозниц, возглавляемая Г. Чирко, и многие другие.
По инициативе Ленинского райкома партии на восстановлении Крещатика началось массовое обучение молодежи строительным профессиям. За 1944 г. в стахановских школах «Крещатикстроя» было подготовлено более 200 квалифицированных строителей. Всего молодежь Киева и области на восстановлении Крещатика отработала 158 тыс. человеко-дней, разобрала 130 тыс. куб. м руин, 25 тыс. куб. м отобрала в качестве строительного материала.
К концу ноября 1944 г. первоочередные работы по разборке завалов на Крещатике и прилегающих улицах завершились. Были расчищены обширные площадки для нового строительства, вывезено 52 тыс. т строительного мусора. Особенно трудоемкой работой оказалось сооружение на Крещатике коллектора длиной 1274 м, проводившееся зимой и летом 1945 г. Всего на возрождении центра города киевляне отработали на общественных началах к весне 1945 г. 2,5 млн. человеко-дней, разобрав свыше 500 тыс. т завалов.
Наряду с мероприятиями по восстановлению центральной части города партийные и советские органы, общественность многое делали для восстановления и ремонта предприятий, коммунального хозяйства в других районах города. К марту 1945 г. было восстановлено 232 тыс. кв. м жилой площади (30 % всего разрушенного жилого фонда) и отремонтировано 746 тыс. кв. м. Под руководством партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций около 20 % квартир было восстановлено и отремонтировано самим населением. Отработав методом народной стройки более 800 тыс. человеко-дней, население Киева осуществило очистку, асфальтирование, озеленение дворов и улиц, благоустройство помещений и дворов предприятий.
Меры, принятые для ликвидации ущерба, нанесенного фашистами жилому фонду Киева, позволили уже к концу войны частично удовлетворить огромную нехватку жилья, принять значительные массы возвращавшегося из эвакуации населения, в том числе многих специалистов народного хозяйства. К 1 января 1944 г. в Киеве проживало 250 тыс. человек (28 % довоенного количества населения) , а через год — 472 тыс.
Партийные и советские органы уделяли большое внимание налаживанию продовольственного снабжения и быта киевлян. Сразу же после прихода Красной Армии были восстановлены выведенные из строя фашистами хлебопекарни, столовые, продовольственные магазины. Вместе с передовыми частями Красной Армии в Киев прибыли работники общественного питания. С ними в город прибыло 25 эшелонов с продовольствием и предметами первой необходимости, 300 т керосина, из близлежащих районов завезли 38,5 т картофеля. Сразу же после освобождения Киева от гитлеровцев город получил около 20 тыс. т хлебопродуктов. Удовлетворению спроса на продукты питания способствовало развитие огородничества, которым в 1945 г. занялась половина киевлян.
К январю 1944 г. были введены в строй две турбины ТЭЦ, к маю — значительный участок водопроводной сети, к июню — возобновлено трамвайное движение по шести маршрутам. В январе 1945 г. открылось троллейбусное движение. В городе открылись 14 поликлиник и больниц. В 1945 г. Советское правительство приняло решение о строительстве в Киеве метрополитена. В 1945 г. развернулись подготовительные работы по сооружению газопровода Дашава—Киев.
Я недавно посмотрел старый фильм "Прощайте голуби" 1960-го года.Там отлично заснят Киев того времени. Крещатик и прилегающие улицы.Новостройки на Чоколовском бульваре. Все такое новое, просторное и светлое.