Собственно, вот как описан полет Нестерова в газете «Киевлянин»:
«27 августа на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на «ньюпоре», постройки русского з-да «Дукс», сделал «мертвую петлю».
Поднявшись на высоту 1000 м, авиатор выключил мотор и начал круто планировать — почти вертикально. Снизившись таким образом на высоту 600 м и приобретя огромную скорость, летчик включил мотор, начал выравнивать аппарат, после чего заставил его круто подниматься вверх, и аппарат сделал круг в вертикальной плоскости… Летчик оказался вниз головой… Публика ахнула…»
Сам же автор, 26-летний поручик Нестеров, тоже оставил весьма любопытную статью «Как я совершил мертвую петлю» . Я приведу только некоторые любопытные моменты из нее:
Получив недавно аппарат “Ньюпор” сборки завода “Дукс” и сделав на нем не более 10 часов, я решился, наконец, выполнить свою мечту.
“О своем полете я никого не предупредил, хотя все знали, что я вообще собираюсь его сделать.
27 августа вечером, привязавшись предварительно ремнем (тропом) к сиденью, я поднялся на высоту 1000 метров, с которой решил планировать. Когда я последний раз посмотрел на анероид (прибор для определения высоты в виде часов), мне пришло в голову, что в случае неправильного поворота этот приборчик должен будет выпасть из кармана куртки, когда я буду лететь вверх ногами. Но… я решил “рискнуть” им для большей убедительности.
Вот, собственно говоря, все, чем я рискнул, т. е. на 13 руб. 50 коп. казенным имуществом.
…
За все время этого 10-секундного полета я чувствовал себя так же, как и при горизонтальном повороте с креном градусов в 70-80, т. е. ощущал телом поворот аэроплана, как, например, лежа в поезде, чувствуешь телом поворот вагона.
Я очень малокровный: стоит мне немного поработать согнувшись в кабинке “Ньюпора”, и в результате от прилива крови сильное головокружение. Здесь же я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не чувствовал, стремления отделиться от сиденья тоже не было и ноги давили на педали. Мой анероид не выпал из кармана куртки, и инструменты в открытых ящиках остались на своих местах.”
Через год, 26 августа 1914, штабс-капитан Нестеров погиб, совершив таран австрийского аэроплана. Похоронен он был на Аскольдовой могиле, позже могилу перенесли на Лукьяновское кладбище.
P.S. Честно говоря, я пока не нашел ни одного 100% достоверного источника по месту совершения этого полета. Сырецкий военный аэродром располагался примерно напротив завода «Большевик», хотя часто так называли и Святошинский аэродром (завод «Авиант»). Интересно, что путаница присутствует и в киевской топонимике. Улица Нестерова расположена как раз в месте, где был Сырецкий аэродром, а памятник Нестерову стоит у завода «Авиант» в Святошино.
Мне говорили, что Сырецкий аэродром там, где сейчас остатки какого-то НИИ закрытого, за новыми корпусами нархоза, недоходя здания Киевстара, между Дегтяревской и Брест-литовским, ближе чуток к ст. М. Берестейская
Ну и у меня такая же мысль. Там поле большое было весьма...Вопрос в том,что делает памятник Нестерову возле Авианта
В принципе может быть аэродром был большой? от Берестейки до Авианта не так далеко. И потом - Нестеров - это киевский символ развития авиации
Тогда не нужны были большие аэродромы )
А символы развития авиации в Киеве - это и Кудашев и Карпека и Федор Терещенко,помимо Нестерова и Сикорского
Как то видел интервью с внуками Нестерова. Они уверены, что петля была сделана там, где памятник. Но вряд ли они изучали этот вопрос досконально.
Я не знаток, пришлось полазить по Инету. Спасибо за это. Памятник Нестерову установлен в 1989 г. И естественно, именно Нестеров - самый идеологически приемлемый символ того времени. Кстати в этом сообществе много споров о Серецком аэродроме. В Википедии говорится, что петлю выполнили на ипподроме, а аэродромов даже несколько было
Кроме того, аэродром этот был там аж до отечественной войны. Он был аэродромом авиационного завода РЕМВОЗДУХ (№43), который находился тогда на месте завода "Киевприбор". После войны аэродром отдали под огороды, а в 50-х решили застраивать. А памятник Нестерову с петлей стоит возле Авианта (это мое личное мнение), потому что там его было уместнее поставить, подчеркивая традиционность и преемственность авиации в Киеве. Тем более, что ставить памятник где то в районе улицы Эжена Потье никто бы не стал, там его не увидят.
Киевприбор вроде по другой стороне Брест-Литовского? Мне говорили, что аэродром вроде на месте бывшего п/я, что был по адресу Дегтяревская, 51
Совершенно верно, по другой стороне Брест-Литовского (по той же где зд Большевик). И для того, чтобы "полетать" на своих самолетах испытателям приходилось переходить через дорогу. А аэродром был примерно на пространстве между Брест-Литовским и Дегтяревской.
Киевприбор на той стороне, где Большевик,ЕМНИП. А аэродром там действительно был. Вопрос в том,был ли второй аэродром дальше по Брест-Литовскому.
Кстати, завод "Ремвоздух-6", он же 43-ий завод, он же ГАЗ-12, потом как раз и стал КИАПО,а потом АВИАНТом. На нем одно время П. Шелест у руля был.
где-то попалось, что у ипподрому примыкал военный аэродром - но боюсь что-то путаю
Киевприбор вроде по другой стороне Брест-Литовского? Мне говорили, что аэродром вроде на месте бывшего п/я, что был по адресу Дегтяревская, 51
Спасибо, карта интересная, с удовольствием полазила не только в районе скакового круга. Думаю - мы оба правы. Вся эта местность могла быть ареной для мертвой петли... Заодно и полазила по своим местам детства. Нужно будет написать, жалко фоток нет. Если вы сканировали и отправляли карту на сайт трамваев - то возможно мы слегка знакомы
Я в принципе никому не собирался доказывать свою правоту :). Карта не моя, а с трамвайного сайта. Там еще много интересных карт. Причем киевоведы считают наиболее точную немецкую 1918года, сделанную по аэрофотоснимкам.
Под Сырецкий аэродром отвели бывшее скаковое поле напротив завода "Большевик". На старых картах он и обозначен как "Скаковой круг" Сырецкого военного лагеря. Так что это вполне можно назвать и ипподромом. Тем более, что улица Нестерова именно там, а не возле Авианта. Кажется в книге воспоминаний Валентина Терно рассказывается о механике Нестерова, который жил до войны на Шулявке и рассказал автору про этот полет 1913 года.
Педивикии верить - себя не уважать )))
А аэродромов действительно было немало.
Нестеров служил во Владивостоке, причём в артиллерии. Начинал летать там же, но на воздушно шаре.
Несомненно