Князь или “лодочник”
— Считается, что Кий реально существовал, а вот его родственников Щека, Хорива и Лыбидь уже додумали, чтобы приукрасить легенду, — говорит Наталья Попова, киевовед. — Кроме того были споры о том, был ли Кий князем или перевозчиком через Днепр. Историки пришли к выводу, что все-таки это был князь, ведь в хрониках упоминается о его поездках в Византию.
До сих пор сохранилось и то место, откуда, по преданию, пошел современный Киев. Это гора Кияница, находится она на Подоле, сейчас там расположен фундамент Десятинной церкви и Исторический музей: “В летописи сказано, что Кий пришел и сел княжить на горе, а она получила название Киевица, остальные братья княжили соответственно на горах Щековица и Хоревица”, — продолжила Наталья Яновна.
Индус или божество
Гипотез, кем был Кий до своего княжества, — множество. Его имя отождествляют с охотником, “новгородским разбойником” и даже с “греческим царем”. Еще больше дискуссий вызывает национальность Кия, а точнее, принадлежность его к определенному народу. Существуют десятки четко отработанных “версий”, согласно которым основатель города был антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, индусом, евреем…
Есть мнения, что легендарные основатели Киева и людьми-то не были. Мол, Кий, Щек и Хорив являлись праславянскими божествами грома, огня и солнца. Например, имя Хорив созвучно имени языческого бога солнца Хорса.
Евреи-старожилы
Одним из старейших известных нам документов, в котором упоминается Киев — является письмо, которое было обнаружено в древней синагоге в Египте, написанное на куске пергамента на древнееврейском языке. Отсюда идет версия, что столицу если и не основали, то основательно заселяли с давних времен евреи.
— В письме, написанном во второй половине ІХ века, говорится, что киевская еврейская община просит единоверцев помочь Иоакову, который был поручителем своего брата, — пояснила Наталья Яновна. — Один брат взял деньги в долг, а поручителем выступил другой. Заемщик умер и его брату пришлось искать деньги, чтоб вернуть долг. Он пособирал средства с киевской общины, соседних общин, а когда закончились добрые люди, то обратился к евреям за границей. И вот это письмо пошло через Хазарский каганат, попало в египетскую синагогу, где и сохранилось.
А Лыбидь кто?
Предполагают, что единственная женщина в квартете основателей Лыбидь была братьям вовсе не сестрой, а наложницей. Поскольку она любила всех троих, ее решили назвать сестрой. Если это действительно так, то в истории древнего Киева был пример первой шведской семьи.
Потомки Кия
Как мы выяснили, в Киеве сейчас живет пять семей с фамилией Кий. Одни — на пр. 40-летия Октября, как раз на территории, где якобы обитал Соловей-разбойник.
Празднуем 25 лет
В этом году мы официально отметили юбилей —1525-й день рождения Киева. Традиция появилась только в 1982 году. Как рассказал нам кандидат исторических наук Виктор Червинский, поступила “установка” из ЦК КПСС праздновать юбилей 1500-летия города. “Это партийные прихоти и своевольное установление даты. Никто не знает, когда именно был основан Киев, существует много версий. Партийцы хотели приблизить юбилеи дня города и крещения Руси. В 1988 году было тысячелетие”, — говорит г-н Червинский.
Историки считают, что столица намного древнее. По одной версии, основанной на легендах, Киеву как минимум на 300 лет больше. По другой гипотезе, столице около 5 тысяч лет и она — ровесница египетских пирамид. “То, что наш город якобы основали в 482 году, — условная дата, просто этим временем датируется первое письменное упоминание о Киеве”, — пояснила киевовед Наталья Попова.
Почему день города отмечаем именно в последние выходные мая? В 1983 году, когда впервые праздновали день города, вовсю цвели каштаны. Этот символ красовался на гербе города, вот и решили основать традицию, чтобы время совпадало с буйством свечек.
Кстати, раньше гуляли один день, а не так давно захватили еще и субботу — нарекли ее Днем cтолицы.
От легендарных основателей города в Киеве осталась горка Кияница, улица Хорива, гора Щекавица, на которой было кладбище, а сейчас там жарят шашлыки и “речка-вонючка” Лыбидь.
Ладью хотели установить на Московском мосту
Киевляне уже не представляют своего города без памятника-ладьи с князьями Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью, расположенному на берегу Днепра около моста Потона. К нему приезжают молодожены и буквально забрасывают ладью букетами цветов. Этой традицией брачующихся пользуются предприимчивые горожане, которые дежурят в кустах у памятника и вытягивают из медной лодки еще не увядшие розы, герберы и лилии, чтобы продать в переходах по-соседству.
Не там поставили
Как только жители Киева не называют ладью — и “ковчегом Ноя”, и “корытом”, и “лодкой с пиратами”, и “Титаником”. Впрочем, мало кто из них знает историю появления изваяния на берегу Славутича. Оказывается, изначально эту скульптурную композицию хотели установить на пилоне Московского моста. В начале 70-х годов известный украинский скульптор Василий Бородай (“отец” Родины-матери) подарил по небольшому настольному варианту своего произведения — ладьи с основателями города — Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому. Скульптура так понравилась государственным мужам, что они дали указание проектировщикам моста наТроещину установить большую ладью на пилоне переправы. А ведь это высота 35-этажного дома — там постоянно дуют сильные ветры, поэтому надежно закрепить столь крупную скульптуру было бы невероятно сложно. К тому же снизу ее плохо видно. К счастью, все это понимал один из секретарей тогдашнего Киевского горкома партии Александр Ботвин. Он предложил провести эксперимент и водрузить на пилон фанерный муляж скульптуры. Смотрелось ужасно. Благодаря этому все смогли воочию убедиться, что от затеи с ладьей и князьями следует отказаться.
После этого нынешний символ Киева, официально именуемый памятником “Парящей Лыбеди”, установили в парке возле моста Патона и открыли его в честь 1500-летия со дня основания города 22 мая 1982 года.
Река Лыбидь стала ручейком-вонючкой
У древних славян была пословица “Женщина будет править на Руси не раньше, чем ссохнется речка Лыбидь”. Тогда в нее вкладывался смысл, мол, после княгини Ольги, женщина никогда не сядет на престол. Ведь речка была полноводная, по ней ходили большие торговые суда. Сейчас в это трудно поверить. От реки остались зловонные ручейки, которые протекают нынче в пяти районах города. По словам специалистов, чтобы река исчезла совсем, любди могут ее прикончить лет за 10… Возможно, к этому времени найдется женщина, которая “взойдет на киевский трон”.
Сейчас главная функция Лыбиди, по словам специалистов, — служить в Киеве одной из основных систем водоотвода. Речку давно собирались очистить и привести в порядок, да так и не осуществили задуманное. Последний раз “реконструкция” речки проходила в конце 50-х – начале 60-х, но с тех пор ситуация в городе изменилась, и сейчасЛыбидь просто не справляется с той нагрузкой, которая на нее ложится, особенно после дождей. К ней со всех сторон подходит бесчисленное множество коллекторов, питающих ее водой. Во время половодья или обильных дождей “вонючка” переполняется и выходит из берегов. Участок от Московской площади до Южного моста в конце 80-х годов, когда строилась сквозная магистраль, спрятали под землю в коллектор.
В Лыбиди ловили лещей
Но не всегда речка была в таком плачевном состоянии. Многие киевляне, которым уже за 50, помнят в районе Караваевых дач широкую и более-менее чистую Лыбидь. В ней купались и даже ловили рыбу. До сих пор люди вспоминают о неплохих уловах карасей, лещей и судаков.
У речки два истока. Один находится в парке “Отрадный”, второй на Кардачах, за радиорынком. В парке есть участок, в нем и сейчас купаются киевляне, правда самые отважные. Поплавать в зацветшей воде, среди пустых пластиковых бутылок и прочего мусора, желающих немного. Большинство отдыхающих парка справляют в речку малую нужду. Отдельные личности моют машины. На берегу располагаются дешевые пивные кафешки. Течет речка и возле центрального железнодорожного вокзала. Древний водоем встречает гостей столицы. Многие из них неприятно удивлены плачевным видом ручейка. Для некоторых киевлян Лыбидь — зона отдыха, на берегу часто пристраиваются на солнышке бомжи. Рядом промышленные трубы. В холодное время года тут погреться можно, и даже постирушку устроить.
Название реки используют в столице только для заманивания туристов. Многие приезжие были в ресторане “Лыбидь”, кафе, магазине. Остатки реки мало кто из них видел. Эту “достопримечательность” экскурсоводы стараются не показывать.
Второй памятник основателям Киеву не нужен?
Еще один памятник основателям Киева стоит на Майданеу основания Монумента Незалежности. Изваяние представляет собой камень, на котором стоят вооруженные луками Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь с двумя взлетающими лебедями. Основателей окружают брызги фонтана. Появилась эта композиция вместе с ненавистыми многим киевлянам стекляными теплицами на главной площади страны в 2000 году, когда Майдан открылся после глобальной реконструкукции. Горожане до сих пор неудоумевают, зачем столице два памятника основателям Киева — мол, есть же ладья на берегу Днепра, так зачем загромождать место на Майдане.
“Еще точно не доказано, что именно они основали город. Лучше бы парки облагородили. И зачем столько памятников братьям и Лыбеди?” — высказалась Эмма Дмитриевна, коренная кивлянка, проживающая на Крещатике.
“На этот залазить легче”, — тут же ответил ей проходивший мимо молодой парень.
12 правителей – лишние
Этот памятник основателям был запроектрован вместе с Монументом Незалежности с еще 12-ю фигурами выдающихся деятелей. Все это вместе должно было отражать историю Украины от зарождения до сегодняшнего дня. По словам Анатолия Куща, автора этого памятника основателям и всех изваяний на Майдане, по проекту реконструкции главной площади страны, за Монументом Незалежности должна была разместиться колоннада с фигурами Вещего Олега, княгини Ольги, Святослава Завоевателя, Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Даниила Галицкого, Байды Вишневецкого, Петра Сагайдачного, Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы и Михаила Грушевского. Впрочем, городские власти посчитали лишней эту колоннаду.
Гора Щекавица – “город мертвых”
Щекавица — гора, на которой, по легендам, правил киевский князь Щек. Расположена она между Татаркой и Подолом. Тот, кто хоть раз бывал здесь, может подтвердить, насколько прекрасный и несвойственный для города там ландшафт — зелень, деревья, овраги. А еще на Щекавице как правило тихо и безлюдно — большая часть поселений исчезли с горы еще после монгольского нашествия.
Охота ведьмы
Похоронные традиции на горе культивировались со времен князя Олега — это практически сплошное старообрядческое кладбище, местами — мусульманское. Улицы Олеговскаяи Мирная раньше носили названия, говорящие сами за себя — Погребальная и Черный Яр. По некоторым версиям, захоронения тут идут в три “этажа”, за что Щекавицу прозвали “городом мертвых”. Последний ветхий деревянный крест завалился здесь лет 7 назад. Впрочем, эти страхи вовсе не пугают киевлян, которые с началом весны оккупируют зеленую гору, чтобы пожарить шашлыки и позагорать. А выпив за душистым мяском 100 граммов 40-градусной, начинают рассказывать друг другу страшные истории о происшествиях на Щекавице. Например, что на горе живет привидение ведьмы, которая ужасала народ еще при Олеге — мол, каждую ночь она выходит на охоту: ищет прогуливающихся красивых девушек, чтобы “отобрать” у них красоту.
История в мусоре
Гора Щекавица также хороша тем, что с нее Киев виден на 360 градусов. Лучше на столицу смотреть ночью — огни большого города выглядят куда лучше, чем расположенная у подножия горы промзона с кучей заводов. Да и сама Щекавица в темноте смотрится привлекательней — не видно ям с мусором, который оставляют в историческом месте после гулянок отдыхающие.
Походу эту Попову Наташу - 3 рубля и НАША - ебал.и двое сразу и в уши , т.к. там не серое вещество а сперма и большая часть СЦАК.И .