Собираемся на станции метро «Университет». На то, что неподалеку «уголок лета», нам указывают большиерастения на подоконнике над эскалатором – и метрополитеновцы приобщились к ботанике. Приходилось слышать от любителей сенсационных тайн о неких секретных подземных ходах в метро – вот бы нам сейчас туннель со станции прямо в оранжерею! Но увы, предвкушая тепло, идем по морозному бульвару Шевченко, поглядывая на открыточные зимние пейзажи за оградой в ботсаду.
Климатрон – так по-научному называется огромная оранжерея площадью 1000 квадратных метров и высотой 30 метров, где смоделирован климат далеких от нас стран Америки, Африки, Австралии. Это огромное здание уже виднеется за вечно зелеными елками, которые бы так хотелось превратить в пальмы. Но сначала субтропики…
– Нашему ботаническому саду уже 170 лет, – начинает рассказ экскурсовод. К слову, юбилей здесь праздновали 22 мая прошлого года: именно в тот день в 1839 году директор университетского ботсада, профессор Эрнест-Рудольф Траутфеттер высадил первые растения. И что интересно – некоторые сохранились до наших дней. А на участке флоры Австралии и Новой Зеландии одной из пальм уже больше 200 лет – ее привезли в Киев уже в горшке. Сейчас она цветет: пальма признала киевские теплицы за австралийский климат и, видимо, «считает», что сейчас лето – как и в Австралии. Эх, если бы туда…
Идем дальше – и мы уже в Южной Америке. Чилийскую слоновую пальму почти истребили – теперь она встречается в основном в заповедниках. Ведь, как заметила экскурсовод, для нас пальмы – это экзотика, а в теплых странах это такая же промышленная древесина, как для нас сосны, дубы и березы. Вот и из слоновой пальмы получается отличный сок, из которого делали и сахар, и вино. Только если наши березки от сокодобытчиков почти не страдают, то, чтобы получить пальмовый сок, верхушку приходилось срезать, и пальма, выпустив с полтонны сока, погибала… Киевской слоновой пальме уже больше 150 лет, в 40 лет они уже обычно цветут, но наша американка в искусственный климат «не поверила» и цвести пока отказывается.
…Небольшой коридор-шлюз, и мы уже в настоящих тропиках. Странно находиться здесь среди людей в жарких шубах и шапках. Эту оранжерею площадью 532 «квадрата» и высотой 18 метров достроили в 1984 году. Замеченный на стволе одной из огромных пальм термометр показывает почти +25 градусов, с крыши падают огромные теплые капли – кажется, еще недавно здесь был тропический ливень.
Гигантские пальмы с причудливо изогнутыми стволами подпирают потолок, чуть в стороне – бамбуковая роща. А на небольшой грядке та самая, погубившая немало народу, кока, и как-то подозрительно мало на ней листьев – то ли сотрудники предусмотрительно оборвали, то ли посетители, измученные зимней депрессией, решили несколько изменить восприятие реальности.
Непривычно видеть в небольшом горшочке маленький баобаб – большой, увы, погиб. Ведь мы привыкли представлять эти «дубы Африки» с огромной кроной и толстенным стволом. «До 10 метров в обхват при 18 метрах в высоту», – как раз подсказывает экскурсовод. – «В стволе собирается много влаги, и в засушливые дни слоны разбивают лбами стволы баобабов, чтобы высосать воду».
Пальмы, баобабы, истории о слонах (кстати, первые питомцы киевского зверинца временно размещались в ботсаду, пока строился комплекс зоопарка напротив Политеха) – вот уже некоторые посетители сняли шубы и с удовольствием позируют на фоне стволов, лиан и листьев. Последние кадры – и двери в тропики закрываются, мы пробегаем через субтропики (ну и холодно же здесь после «Африки»!) и возвращаемся к нашим родным елям в снегу.
Удивительно, но уже выйдя в «открытый космос», то есть на улицу, мы, весело обсуждая увиденное, как-то и не замечаем мороза. Хотя всего минут 10 назад были в «тропиках» при 25 градусах тепла! Наверное, ненадолго заглянув за «двери в лето», мы просто поверили, что тепло наступит, ледяные торосы на улицах растают, и пусть не пальмы и баобабы, но каштаны уж точно зацветут!
Личный опыт автора
Пальмовый лес на окне
У нас в семье издавна пошла традиция – выращивать финиковые пальмы. Создать в квартире тропики несложно: покупаем финики, съедаем их, а косточки высаживаем в маленькие горшочки. Пару-тройку месяцев – и первые ростки, пару-тройку лет – и уже несколько листиков. И, что интересно, пальмы довольно неприхотливы и растут очень долго – 20-30-летние они уже с трудом вмещаются на окне и просятся на пол. И интерьер живой и необычный, и зимой как-то приятнее смотреть на снежные сугробы сквозь размашистые листья-стрелы пальм. Вот бы еще тепловики подбавили чуть температуру в батареях…
На термометре – почти 25 градусов, хотим в тропики!
Некоторые киевские пальмы – одногодки ботсада. А одной из них уже больше 200 лет
Оранжерея тропиков: была бы ее воля, королевская пальма вылезла бы наружу
Трудно поверить, что в Африке у этих растений толщина ствола достигает 10 м.
Додати коментар