Историк и геодезист Лидия Пономаренко – соавтор «Краткого топонимического справочника» о Киеве и одна из составителей исторического справочника «Улицы Киева», автор ряда посвященных городской топонимике научных трудов. А еще она – бессменный член городской комиссии по наименованиям и переименованиям при горадминистрации.

 

Каштановой улицу назвала я

– Как дают названия новым улицам?

– В «Киевпроекте» существуют так называемые «рабочие названия» только запланированных к застройке улиц. Раньше они назывались по-простому: улица Новая – и номер. Таких «Новых» было в Киеве несколько сот, и названия им давали «оптом». Так, в 50-х годах одним постановлением горсовета были даны названия двумстам улицам, другим – почти что шестистам. Это, конечно, вносило путаницу: бывало, что одна и та же улица получала название дважды и даже трижды. Сейчас этот процесс упорядочен: название дается еще только запланированным улицам, согласуется с управлением культуры и нашей комиссией. Например, уже утверждено название для улицы Мейтуса, которую еще даже не начали строить.

– Какие принципы подбора этих названий? Кто заверяет списки претендентов на увековечивание в городской топонимике?

– Списки составляет наша комиссия, причем их существует даже несколько. В начале 90-х, чтобы хоть как-то упорядочить нахлынувший поток переименований, горсоветом была принята концепция изменения названий. Например, в первую очередь название должно даваться по исторической топонимике местности. Так появились улицы Княжий Затон, Срибнокильская. Увы, в последнее время совсем мало названий нейтрального характера, как-то: улица Променистая, Каштановая. Последнее название дала лично я, так как архитектор уверял, что планируется засадить эту улицу каштанами.

 

Куда исчез Протасов Яр

– А по присвоению улицам имен выдающихся людей было решено следующее: во-первых, не присваивать имен тех, кто уже увековечен в названиях каких-нибудь учреждений или кому в городе поставлен памятник. Во-вторых, от дня смерти человека до момента присвоения улице названия в его честь должно пройти не менее десяти лет. Это положение появилось после того, как пришлось через несколько лет менять названия проспекта Корнейчука и площади Брежнева. По этой же причине угасла идея назвать улицу именем Лобановского, в честь которого уже назван стадион и которому установлен памятник. Но бывали и исключения, например, с названием улицы Николая Амосова.

При всем уважении к памяти академика хочу сказать, что его имя уже увековечено в Киеве, хотя бы в названии его института. Но даже в выборе улицы, которую нужно было переименовать, мы столкнулись с проявлением настоящего волюнтаризма. Ведь переименовать планировалось отнюдь не улицу Протасов Яр, а расположенную неподалеку Степана Разина – человека, не имеющего никакого отношения к Киеву. Однако один из чиновников, с которым согласовывался документ, просто вычеркнул в нем одно название и вписал другое. Так с карты города исчезла одна из старейших улиц, название которой встречается еще в документах ХVII столетия. Что поделаешь? Наша комиссия – только совещательный орган, с мнением которого можно и не считаться. Так никто и не спросил нашего мнения при переименовании проспекта Красных Казаков в Московский. Вообще, я не всегда согласна с официальными решениями. Так, например, не находит поддержки идея переименовать бульвар Давыдова, человека, виновного в Куреневской трагедии; но зато без проблем присваивают улице имя генерала Драгомирова, расстрелявшего в 1905 году мирную демонстрацию киевлян.

 

Приоритет у Союза писателей

– А кто подает кандидатуры в списки для присвоения улицам чьих-то имен?

– Чаще всего это родственники умерших или трудовые коллективы, где те работали, творческие союзы, среди которых абсолютный рекордсмен – Союз писателей. Мнение нашей комиссии могут принять к сведению, а могут – и нет.
Помню такую историю: когда умер Бажан, его вдова вместе с чиновником горисполкома просто села в машину и поехала смотреть, какие улицы могли бы подойти для увековечения памяти этого человека. Остановились на нынешнем проспекте Бажана, который к тому времени назывался проспектом Декабристов. Быстро созвали президиум горсовета и приняли соответствующее решение. Как назло, несколькими днями позже вышла статья в «Известиях» о том, что в Киеве не чтят память об участниках восстания на Сенатской площади. Пришлось собирать президиум горсовета, присваивать название Декабристов улице Радистов.

– В Киеве есть три улицы Димитрова, несколько Ульяновых… Почему комиссия не принимает какого-то решения по ним?

– Добавлю: еще есть несколько улиц Ленина, две – Леси Украинки; и вообще, список этот можно продолжать. Для того, чтобы их переименовывать, нужна инициатива городских властей, а ее-то мы как раз и не видим. Да что там говорить, если, скажем, названия Сечевых Стрельцов, Большая Васильковская, Голосеевский проспект, Антоновича уже вошли в обиход, но при этом так и не утверждены на городском уровне, что вносит большую путаницу. А что касается двойных названий, то вокруг них порой складываются просто-таки анекдотические ситуации. К примеру, когда улицу ЕВГЕНИЯ Федорова (полярник) переименовывают в улицу ИВАНА Федорова (первопечатник). А две улицы Михаила и Юрия Коцюбинских? Кстати, в Киеве могло бы быть и несколько улиц Вавилова, но, к счастью, у депутатов хватило ума назвать одну улицу именем братьев Вавиловых.
Улица Татьяны Лариной?

– А общественность в процессе присвоения улицам названия принимает участие?

– Принимает, хотя мы получаем много весьма странных обращений. Например, некий коллектив подписался за то, чтобы присвоить киевским улицам имена персонажей пушкинского «Евгения Онегина», например Татьяны Лариной. Однажды к нам обращался депутат с просьбой переименовать улицу Механизаторов. Мы выступили «против». Все эти улицы Строителей, Электриков, Монтажников – это дань эпохе. Никто ведь не будет переименовывать названное по такому же принципу урочище Гончары-Кожемяки. Бывают ура-патриоты, готовые переименовывать все и вся, несущее «имперскую» окраску. Были обращения с требованиями переименовать улицу Московскую, хотя это – историческое название. Там, где начинается эта улица, около завода «Арсенал», когда-то был шлагбаум и выезд из города по дороге, ведущей на Москву.

– Но городской голова заверил, что киевляне смогут сами принимать участие в присвоении названий улицам. Вы сталкивались с такими случаями?

– Пока что – нет. Но если какая-то инициативная группа жильцов напишет соответствующее письмо в горадминистрацию, оно обязательно будет рассмотрено, и я отнюдь не исключаю положительного решения по нему. Правда, если при выборе нового названия жильцы будут руководствоваться следующими принципами: название должно быть привязано к местной топонимике или же к размещенным здесь объектам (например, библиотеке, зеленому театру и т.п.). Если вы хотите присвоить улице имя человека, выбирайте ту улицу, где он жил, или связанную с его деятельностью. Желательно, чтобы его имя не было до этого увековечено в киевской топонимике и чтобы со дня его смерти прошло не менее десяти лет.