В райцентрах свысока смотрят на селюков, в областных городах – на выходцев из пригородов. А в столице есть немало людей, которые не жалуют любых приезжих – хоть из Фастова, хоть из Львова или Харькова. Более того, в киевском интернете есть целые сообщества, объединенные темой “освобождения Киева от понаехавших”.
“Это из-за приезжих в Киеве такие высокие цены на покупку и аренду жилья, из-за них нигде не протолкнуться. Они заполонили транспорт, мусорят на улицах и хамят в магазинах. И вообще – Киев не резиновый”. Знакомые выражения? Доля правды есть в том, что из-за пополнения населения в городе становится тесно – но такова судьба любой столицы в мире. А хамят и мусорят не только приезжие.
Но правда еще и в том, что среди программистов, инженеров, дизайнеров, журналистов, врачей, бизнесменов и управленцев разных калибров есть немало приезжих, которые в обмен на столичные зарплаты отдают этому городу немало энергии. А есть еще кассиры в супермаркетах, водители “маршруток”, рабочие на стройках. Много ли среди киевлян найдется желающих занять эти пыльные и не престижные рабочие места?
А с третьей стороны – может быть, потому Киев и теряет свое лицо, подвергается варварской застройке и переделке, что множится количество равнодушных приезжих, которые не видят в нем никакой иной ценности, кроме как возможности заработать побольше и устроиться получше…
Поэтому важно, чтобы иногородние, которые приехали в столицу жить, а не только “на заработки”, ценили Киев не только за материальные возможности, но и уважали дух этого города. Потому что иначе его не спасти.
“Мама сувора, дасть їсти нескоро, люби, якщо зможеш…” – это Юля Мищенко из “Талита Кум”, кажется, о нашем городе пела после переезда из Львова.
И те, кто прошел путь от приезжего до “почти киевлянина”, знают, что значит “дасть їсти нескоро”. Но любить все равно – надо.
А киевлян у власти – нет
С послевоенных времен в городе не было ни одного градоначальника, родившегося в Киеве
В руководящих органах города киевлян становится все меньше. Если в Киевсовете предыдущего созыва их была почти половина, то сейчас коренных жителей столицы в органе самоуправления не наберется и трети. Из 120 депутатов нового Киевсовета в Киеве родилось всего 36. Еще 9 – уроженцы городов и сел Киевщины.
Кстати, со времени установления советской власти в кресле градоначальника побывал лишь один киевлянин – Александр Оглоблин, да и то во время немецкой оккупации – в 1941 году.
Большинство людей, руководивших за это время Киевом, родились в селах: градоначальники Михаил Бурка (1963-68), Валентин Згурский (1979-90), Николай Лаврухин (1990), Григорий Малышевский (1990-91) Иван Салий (1992-93), Леонид Косаковский (1995-96) и Александр Омельченко (1999-2006).
Нынешний мер Леонид Черновецкий родился, вырос и получил образование в Харькове – городе с короткой столичной историей.
То ли для большинства жителей Киева не имеет значения происхождение кандидатов в мэры, то ли никто из киевлян не смог заявить о себе, как о достойном претенденте, но факт налицо – ни один из коренных жителей, баллотировавшихся на последних выборах на пост столичного мэра, не набрал и 3%…
Так что если раньше можно было обвинять кадровую политику советской власти, то теперь остается пенять лишь на банальность, что “понаехавшие” оказываются более активными или, как принято говорить, “пробивными”.
Как росло население Киева
1940 год – 930 тысяч
1945 год – 470 тысяч
1959 год – 1,1 млн
1976 год – 2 млн
1985 год – 2,46 млн
2001 год – 2,6 млн
Увеличение численности населения в 2,3 раза с 45-го по 59-й год не могло произойти только за счет возвращения эвакуированных и естественного прироста. Десятки тысяч приезжали на восстановление Киева и оседали в нем. За следующие 17 лет население почти удвоилось, превысив к 1976 году 2 млн. Опять же, не обошлось без новой волны приезжих.
А при последней переписи в 2001-м было зафиксировано 2,6 млн человек. Но это уже было время не поддающихся учету приезжих…
“Столица питается человеческим потенциалом периферии”
Виталий Заблоцкий, доктор философских наук, политолог:
– Высокий процент приезжих – это естественный и необходимый атрибут каждого столичного города, не только Киева. Сюда едут люди, выделяющиеся из общей массы, – если не профессионализмом, то амбициями, если не интеллектом, то жизненной активностью. В любом случае, они отличаются от инертного “среднестатистического населения” – как в лучшую, так, впрочем, и в худшую сторону. В итоге в человеческом плане столица получается ярче и интереснее, что, в свою очередь, влечет новых неординарных личностей. Но это не значит, что все они найдут себя здесь. Нередко приезжие соглашаются работать на условиях, непривлекательных для киевлян. Расчет строится на том, что со временем, возможно, удастся улучшить свои позиции – в итоге тормозится рост стандартов оплаты труда, и физического, и интеллектуального. К тому же, далеко не все в состоянии “завоевать” столицу – достойных мест на всех действительно не хватает и никогда не хватит. Проходит 5-10 лет, и многие уезжают обратно. С одной стороны, обогатившись опытом, но с другой – разочаровавшись и растратив энергию. Однако на их место приходят другие – с новым запалом. В итоге столица постоянно подпитывается свежим человеческим потенциалом, получая его из регионов.
Додати коментар