ЗАПОВЕДЬ ОТЦА

   Когда будущее архитектурное светило из семейства Заболотных собиралось ехать в Киев на учебу, еще четко не представляя своего будущего, его до пристани провожал отец (она находилась далеко от Переяслав-Хмельницкого, в котором родился будущий архитектор). Отправляя сына в «большое плавание» по жизни, Игнат Петрович сказал ему: «Володя, ты едешь в большой мир, будешь встречаться со многими людьми. Никогда не делай людям зла, делай только добро. Потому что зло люди помнят, а добро – никогда».

– Заболотный этому девизу следовал всю свою жизнь,– рассказывает Сергей Константинович Килесса, преданый ученик Заболотного, бывший студент архитектурного факультета Киевского художественного института. – Даже в отношении врагов своих он никогда не делал ответных шагов. Был спокойным и добрым человеком.

– Учиться у него было трудно, но очень интересно, – не без удовольствия вспоминает свои студенческие годы и уроки Заболотного Сергей Константинович. –

Он все время требовал новые эскизы. Мне говорил: «Вы можете лучше». И я из последних сил делал лучше.

СТУДЕНТОВ УЧИЛ ГОВОРИТЬ

Одной из многочисленных заслуг своего учителя теперь уже известный «мастер архитектурных дел» считает то, что Заболотный учил своих студентов… говорить. Чтобы архитектор, защищая свой проект, не «смотрел, как пес, молчаливо в глаза» (так говаривал Заболотный, правда, на украинском), а мог четко сформулировать свою мысль и вразумительно объяснить, в чем суть его творческого замысла.

– Он, как квочка, ходил за своими студентами, нянчился с ними, а нерадивых просто не замечал, – продолжает вспоминать Сергей Константинович и признается, что говорить о Заболотном может бесконечно. – Владимир Игнатьевич следил за успехами своих учеников и после окончания вуза. Я, например, после института начал работать в Киево-Печерской лавре по реставрации памятников архитектуры. Мне хотелось сделать что-то особенное, редкое, и это некоторым не нравилось. Помню, когда я опубликовал свою статью в популярном тогда археологическом журнале, Заболотный позвонил мне и сказал: «Поздравляю, у тебя появились враги. Ты написал хорошую статью».

Известно также, что именно Заболотному принадлежит идея относительно того, чтобы будущие архитекторы учились на конкретных практических примерах, а не защищали курсовые по вымышленным объектам.

«ТАЛАНТ КАК ДЕНЬГИ»

   Своим ученикам Заболотный любил повторять поговорку: «Талант – как деньги. Если есть, то есть, а если нет, то нет». Сам же Заболотный был талантлив во всем, за что бы ни взялся. Он просто-таки фонтанировал идеями, был прекрасным организатором и хотел быть лучшим в каждом эпизоде своей жизни.

Учась в гимназии, Заболотный организовал для своих сельских однокашников кружок любителей искусства. Сам научился играть на скрипке. Прекрасно рисовал. Правда, поначалу ему поручали изготовлять объявления и плакаты, но и эту работу он выполнял творчески, с большим вкусом. Помогал также отцу, который был известным мастером-золотарем, владел искусством художественного литья и чеканки, а его работы можно было купить в лучших магазинах тогдашнего Киева.

Будучи студентом, Заболотный предложил своим однокурсникам делать зарисовки самых интересных зданий Киева. Он был уверен в том, что, действуя таким образом, можно лучше «прочувствовать» архитектуру сооружений, их стиль.

Может быть, благодаря этим занятиям сам Заболотный проникся идеей создания архитектурного проекта в стиле украинского барокко, хотя поначалу не являлся его поклонником. Когда же после войны был объявлен конкурс на лучший проект отстройки Крещатика, работа Заболотного, выполненная в стиле украинского барокко, показалась руководству страны уж слишком «национальной». А ведь Заболотный не только предложил оригинальную градостроительную идею возрождения главной улицы Киева, но и собственноручно нарисовал перспективное изображение архитектурного ансамбля центральной магистрали Киева масляными красками, а отдельные фрагменты – гуашью и акварелью.

Благодаря именно этому неординарному человеку был издан шеститомник «Истории украинского искусства», выпущенный тиражом 100 экземпляров, за что в 1971 году, уже посмертно, Заболотному присудили Государственную премию (1971 г.). Издать этот уникальный труд  большим тиражом Заболотный не успел. Последующий же выпуск шеститомника «Истории» вышел уже без упоминания его фамилии.

Великий украинский зодчий был человеком скромным. Может быть, поэтому о нем почти ничего не написано, хотя все значимые энциклопедические издания содержат о нем краткие сведения.

– Только в 1947 году вышла небольшая книжица о Заболотном, – рассказывает директор архитектурно-строительной библиотеки. – А ведь именно с этого года только началась самая бурная деятельность, связанная с работой Академии архитектуры, которую он основал, по восстановлению разрушенных во время войны городов и сел Украины.

И одновременно велась огромная работа, чтобы изучить культурное наследие страны. Для этого создавались специальные экспедиции, которые описывали сохранившиеся памятники истории и культуры. На сегодняшний день процентов 80 этих материалов используются современными специалистами.

– Вторая небольшая книжечка о Заболотном вышла уже в 1967 году, – продолжает директор библиотеки, – когда прошло пять лет после его смерти. Фундаментальной же монографии о его жизни и деятельности, увы, пока нет.

А вот здания, созданные фантазией и трудолюбием великого мастера, говорят сами за себя, а некоторые, например здание Верховного Совета УССР, давно стали символом нашей государственности и национальной гордости. За это сооружение, которое Заболотному пришлось проектировать, строить и восстанавливать после войны, он в 1940 году получил Государственную премию СССР.

БИБЛИОТЕКА ЕГО ИМЕНИ

   Однако для Заболотного никогда не было больших или малых дел. Основав в 1945 году Академию архитектуры и являясь до 1956 года ее президентом, он одновременно занимается и созданием при ней научной библиотеки. Причем настолько активно, что собственноручно изготавливал даже книжные стеллажи.

Они и сейчас «живут» в библиотеке его имени, на них размещается уникальный в Украине фонд научной литературы архитектурно-строительного направления. Аналогов библиотеке нет. И репутация у этого «детища» талантливого архитектора – безупречная. И не только исключительно в профессиональной архитектурной среде.

– Такой уж он был удивительный человек, – говорит о Заболотном директор библиотеки Галина Анатольевна, – хотел, чтобы ни одна статья, ни один ценный архитектурный материал не затерялся.

– Когда я пришла сюда на работу в 80-м году, – вспоминает она, – здесь все было буквально пропитано духом Заболотного. Ведь там еще работали энтузиасты, которые создавали ее вместе с ним в далеком 44-м.

Этот особый дух и сейчас наполняет здание Гостиного двора, куда в библиотечные тихие залы ежедневно приходят будущие Заболотные. За его мудростью. Он это знал…