Добровольные общества и отдельные лица за собственный счет учреждали и содержали больницы и амбулаторные лечебницы, детские сады, ясли и дневные приюты для детей рабочего класса, школы и училища. Всем была известна благотворительная и меценатская деятельность братьев Николы и Федора Терещенко, Григория Галагана, Михаила Дегтерева, братьев Лазаря и Льва Бродских, супругов Поповых, Богдана Ханенко, Семена Могилевцева и других состоятельных киевлян.
И поныне некоторые медицинские, культурно-просветительские и научные учреждения пользуются зданиями, которые когда-то были сооружены для общественных надобностей. И сооружены на средства именно этих людей.
Городское училище им.Н.А.Терещенко на улице Ярославов вал (теперь Институт театрального искусства им.И.К.Карпенко-Карого), ночлежный и родильный приюты Ф.А.Терещенко на Нижнем валу (отделение больницы Подольского района), женская торговая школа им.П.Г.Терещенко (Институт повышения квалификации учителей на углу улиц Воровского и Обсерваторной), Педагогический музей (Дом учителя), Мариинский детский приют на Паньковской улице (Институт психологии), Бактериологический институт (Институт эпидемиологии и инфекционных болезней им.Л.В.Громашевского), Художественно-промышленный и научный музей (Национальный художественный музей) – это далеко не полный перечень.
В особняках, принадлежавших членам семьи Терещенко, теперь размещены Музей Т.Г.Шевченко, Музей русского искусства, Музей западного и восточного искусства, Научная медицинская библиотека. Известный далеко за пределами Киева Бессарабский крытый рынок построен на средства, завещанные городу Лазарем Бродским, а Театр кукол дает представления в сооруженной им же хоральной синагоге. Дом актера на Ярославовом валу занимает помещение караимской кенасы, построенной табачным фабрикантом Соломоном Когеном.
Да и политехнический институт появился в Киеве только благодаря частной инициативе киевских предпринимателей, и почти наполовину – на их деньги. В инициативную группу, а потом и в специальный комитет вошли Никола Терещенко и его сыновья Иван и Александр, братья Бродские, Богдан Ханенко, Николай Хряков, Яков Бернер, Семен Могилевцев, графы Бобринские, барон Штейнгель и другие сахарозаводчики. Создание института явилось своеобразной формой их благодарности за удовлетворение правительством просьбы о гарантированной нормировке производства сахара, предотвратившей надвигавшийся кризис и банкротство. Верные слову купцы собрали на строительство свыше миллиона рублей, остальное дало правительство. Вот так в августе 1898 года был открыт политехнический институт, который уже на следующий год перешел в собственные помещения, а в 1903-м – выпустил первых специалистов-технологов.
Такими же усилиями городского общества и на добровольные взносы в Киеве построили Первое коммерческое училище, в котором в первый учебный год работал политехнический институт (теперь книжная фабрика на улице Воровского), Троицкий народный дом (Театр оперетты), Лукьяновский дом Общества трезвости (Дом культуры КТТУ), Народную аудиторию Общества содействия начальному образованию (институт «Гипрогражданпромстрой» на улице Воровского) и другое.
Исключительно на благотворительности держалась в Киеве система здравоохранения, так как казенные средства отпускались только на городскую Александровскую больницу (теперь Центральная клиническая), военный госпиталь, университетские клиники (больница № 22 на бульваре Т.Шевченко) и Кирилловскую губернскую земскую больницу (больница № 21 им.академика И.П.Павлова). Поэтому милосердная деятельность богатых людей была очень важна.
Никола Артемьевич Терещенко построил и содержал бесплатную больницу для чернорабочих (детская больница № 14 около Воздухофлотского моста), которую после смерти основателя продолжали опекать его наследники; вместе с братом Федором дал средства на строительство двух корпусов в Александровской больнице; щедро жертвовал на лечебные заведения Киевского благотворительного общества и Мариинской общины сестер милосердия Красного Креста.
Израилю Марковичу Бродскому и его сыновьям Лазарю и Льву принадлежит заслуга в строительстве и последующем расширении еврейской больницы (областная больница по улице Багговутовской № 1); на средства Лазаря Израилевича построен бактериологический институт Общества борьбы с заразными болезнями, сыгравший огромную роль в защите от дифтерита и других эпидемий, часто посещавших Киев; в основном на деньги Льва Израилевича построены лечебница Общества подаяния помощи больным детям (улица Воровского № 20) и больница для хронически больных детей (Парковая дорога № 3 – 5).
Киевский купец Николай Фаддеевич Попов и его супруга Елизавета Гавриловна открыли глазную больницу, в которой 20 кроватей были бесплатными. Для нее они отдали свой дом со службами по Никольской улице (ул. Январского восстания № 10) и выделили 100 тысяч рублей в неприкосновенный фонд на содержание. В последующем по этому адресу долгое время находилась 12-я городская больница, а сейчас – объединение «Политехмед» Минздрава Украины.
Далеко за пределами Киева были известны бесплатные больница и амбулаторная лечебница Покровского женского монастыря. Как и сам монастырь, их основала и содержала великая княгиня Александра Петровна, супруга сына Николая I, проведшая в Киеве последние девятнадцать лет своей жизни.
Хирургическая больница Ионы Зайцева по Кирилловской улице № 63 (ул.Фрунзе), больница Григория Гладынюка для хронически больных на Предславинской улице, хирургическая больница по Большой Васильковской № 104 (ул.Красноармейская), построенная на средства Семена Могилевцева, больница при богадельне им.М.П.Дегтерева – все они бесплатно помогали неимущим.
Часто благотворительные пожертвования направлялись богатыми людьми на увековечение памяти умерших родственников путем присвоения их имени новым учебным заведениям, больничным отделениям и кроватям, стипендиям в гимназиях, училищах, университете. Григорием Галаганом в память 16-летнего сына была основана Коллегия Павла Галагана (Музей литературы Украины), Лазарем и Львом Бродскими в память брата – еврейское училище им.Соломона Бродского (первый корпус Института электросварки им..Е.О.Патона); сыновья барона Рудольфа Штейнгеля, в память родителей, и Лазарь Бродский, в память дочери Веры, расширили акушерское отделение университетских клиник; пожертвование Елены Петровны Демидовой в память сына Никиты предназначалось на создание детского отделения Александровской больницы.
Важно, что благотворительность и меценатство всячески поощрялись и поддерживались официальной властью. Тому, кто изъявлял желание регулярными денежными взносами помогать больнице, гимназии или училищу, присваивалось звание почетного попечителя или блюстителя. Он имел право быть награжденным орденами разных степеней. Существовал четкий порядок, определявший, за какие пожертвования, с какой периодичностью и к какому именно ордену можно было представлять.
Благотворительная деятельность в больших размерах давала основание для получения чинов государственных служащих, а в исключительных случаях – даже дворянства. Пример купцов Николы и Федора Терещенко тому подтверждением: оба были избраны почетными гражданами Киева, первый стал тайным советником (приравнивался к генерал-лейтенанту), второй – действительным статским советником, в честь Николы Артемьевича еще при его жизни улица Алексеевская была названа Терещенковской.
Прежде всего меценатам прошлого мы обязаны неоценимыми художественными коллекциями, из которых выросли наши государственные музеи – гордость Украины. Археологическая коллекция Богдана Ханенко стала первоосновой Городского музея – предтечи Национального художественного музея. Огромное художественное собрание Ханенко, обогащенное собранием Василия Щавинского, – это Музей западного и восточного искусства. На той же Терещенковской улице – Музей русского искусства. Он начинался с частной коллекции Федора Терещенко, который был серьезным конкурентом известному Третьякову.
Иван Николович Терещенко свыше четверти века финансировал Рисовальную школу Николая Мурашко. В ней учились известные украинские мастера кисти Н.Пимоненко, А.Мурашко, И.Ижакевич, Ф.Красицкий, Г.Светлицкий и другие. Иван Николович был тесно знаком и дружен с широким кругом художников и многим помогал, не только покупая их полотна, но и другими путями. Его сын Михаил, будущий министр Временного правительства России, имел непосредственное отношение к преобразованию Киевского музыкального училища в консерваторию, основал в Петербурге издательство, печатавшее произведения А.Блока, В.Брюсова, А.Белого и других поэтов.
Обычно меценатами называют людей, покровительствующих какому-либо виду искусства. Но есть высший смысл меценатства – покровительство человеку, забота о неимущих, престарелых, больных. Меценаты прошлого творили благо не ради наград и чинов. Истинная благотворительность не измеряется величиной, не требует ничего взамен. Она заключена в самом поступке и доброй воле дающего. И это даже не поступок, а состояние души. Благодеяние – в ней.
Додати коментар