Начались переговоры с киевскими властями, а попутно и с руководством учебного округа, которое хотело перетянуть эту сумму на свой баланс. Однако не таковы наши “отцы города”, чтобы упустить плывущие к ним деньги. Киевская городская дума получила 50 тысяч на строительство учебного корпуса, сын Сергея Федоровича выделил еще 50 тысяч неприкосновенного капитала, с которого проценты снимались на содержание училища. Было отведено место на небогатой окраине Куреневке, рядом с приходской церковью. Город решил не скупиться, подбросил на строительство еще и своих рублей. И в 1910–1911 годах по нынешней улице Фрунзе, 164, выросло трехэтажное училищное здание. В его проектировании участвовал известный зодчий Василий Кричевский. Он придал училищу оригинальные черты, возведя его в национальном стиле, называемом теперь “украинский модерн”.


Двери новой школы открылись для доброй полутысячи куреневских детишек. Благодарность города за щедрый дар была искренней, и училище на Куреневке наименовали в честь С.Ф. Грушевского. Над входом в заведение укрепили табличку с его фамилией. Все как будто бы решилось наилучшим образом, но вдруг из Петербурга грянул гром. Министерство народного просвещения не согласилось с тем, чтобы народное училище называлось именем профессора Грушевского.


Причины недоразумения нетрудно было понять. В то время имперские власти не могли спокойно слышать имени другого профессора Грушевского – того самого сына, который распорядился завещанием Сергея Федоровича. Грушевский-младший, Михаил Сергеевич, был одним из лидеров украинского движения за независимость. А с точки зрения господ из Петербурга – “малороссийского сепаратизма”.


Требование министерства приходилось выполнять. Имя Грушевского-старшего исчезло с фасада училища. Но тут возмутился уже Михаил Грушевский. Он заявил, что в этом случае откажется финансировать училище из неприкосновенного капитала… Министерские чиновники призадумались. И, наконец, 90 лет назад – в августе 1915 года – киевлянам сообщили, что министерство просвещения согласилось на компромисс. Оно признало за училищем имя Сергея Федоровича Грушевского, но потребовало, чтобы на вывеске это имя было обозначено полностью. Очевидно, дабы никто, даже случайно, не спутал покойного отца с опальным сыном.


Впрочем, в то время училище все равно не действовало: шла война, и здание отобрали под инвалидный приют. А в дальнейшем, уже при советской власти, здесь была просто средняя школа №14. И лишь недавно на фасаде здания в украинском стиле снова появилась табличка с именем С.Ф. Грушевского, отца прославленного ученого и государственного деятеля, которого по праву чтит независимая Украина. Только теперь в этих стенах (впрочем, довольно прилично отремонтированных) ныне находится Институт повышения квалификации кадров Академии муниципального управления. Хотя отец и сын Грушевские хотели, чтобы азам наук тут учились дети.