Революция. Время безвластия, хаоса, тревоги за настоящее и страх перед будущим. Многие бросали все и уезжали за границу в надежде просто остаться в живых. Варвара Ханенко, представительница богатейшего рода Терещенко, отказалась покинуть Киев и дело всей своей жизни. Ютясь в маленькой комнатушке под крышей Музея, бывшего некогда ее родным домом, она трудится над подготовкой коллекции к экспозиции. Каждая картина, каждая статуэтка так близки ее сердцу – что-то они приобрели с мужем еще во время медового месяца, а что-то – уже исполненные планов о таком желанном для них Музее.
Но и из мансардного помещения на Терещенковской 15 ее гонят, как бесполезную для музея «единицу». Она умирает в 1922 г. в нищете и забвении. Маленькая хрупкая женщина, которая осталась верной до конца.
История ХІХ века подарила нам целый ряд прекрасных женских образов: великие княгини Александра и Елизавета Федоровны, знаменитые сестры милосердия Екатерина Бакунина и Екатерина Хитрово… И по прошествии многих лет они притягивают к себе удивительным сочетанием душевной чистоты, мудрости, утонченной женственности и, вместе с тем, решительного мужества в судьбоносные моменты.
О ком-то из них мы знаем немного больше, а кого-то история предала незаслуженному забвению. О Варваре Николовне Ханенко, основавшей вместе с мужем Киевский музей западного и восточного искусства, мы знаем не так уже и много достоверных фактов. Семейный архив не сохранился: исследователи и по сей день по крупицам собирают штрихи к портрету выдающейся украинки своего времени.
Ген благотворительности
Варвара Ханенко принадлежала известному роду Терещенко, предки которых были казаками. Дед Варвары, Артемий (1794-1877), стал первым в роду купцом, при чем очень успешным. Заработав достаточный капитал, Артемий Терещенко вложил деньги в собственное сахарное производство. Социальный пакет для работников его заводов удивлял своей лояльностью: помимо неплохого жалованья, предоставлялось бесплатное жилье и питание. Кроме того, при каждом заводе действовали больница, школа и ремесленное училище.
В 1972 г. Артемий получает от царя грамоту на потомственное дворянство. К тому времени трое его сыновей экстерном закончили гимназии и университеты, самостоятельно освоив науку. Передавая сыновьям управление всеми делами, Артемий Терещенко завещал им 80% прибыли направлять на благотворительность и церковь.
Братья вели дела продумано и слаженно, а это не могло не укрепить сахарную империю, которую возглавил старший сын Артемия – Никола (отец Варвары).
Молодые Терещенко буквально преобразили родной Глухов: на деньги братьев были построены две гимназии, пединститут, здание банка, бесплатная больница св. Евфросинии (в память о матери), приюты для сирот, жилье для неимущих, а также знаменитая Треханастасиевская церковь.
Переехав в Киев, братья реализуют свою огромную потребность отдавать и здесь: строительство храмов, больниц, приютов, гимназий, театров и музеев. Отправляя нуждающемуся недостающую сумму, Никола Терещенко прилагал такую записку: «Глубокоуважаемый господин…, не откажите в любезности исполнить мою просьбу и принять от меня эту сумму…» Фамилия Терещенко становилась синонимом меценатства.
Удивительная работоспособность
Быть Терещенко означало не просто быть богатым. Принадлежность к этому роду предполагала незаурядную работоспособность, колоссальную энергию и увлеченность своим делом – своего рода, семейный кодекс чести, от которого они никогда не отходили.
Показательным в этом плане может служить жесткий распорядок дня Николы Артемьевича, отца Варвары Ханенко:
«Вставал он по обыкновению в 4 часа утра, в 5 пил кофе в кабинете и начинал приём с докладами. В 9-м часу завтракал, завершал деловое общение со своими служащими и принимал посетителей. Ненадолго отъезжал по неотложным делам и вторую половину дня проводил в кругу семьи. В 9 вечера уже был в кровати» (В. Ковалинский)
Любовь к прекрасному и прочный союз
Была у всех Терещенко и еще одна общая черта – любовь к живописи. Коллекция картин этой семьи впоследствии положит начало четырем киевским музеям, а пока
22-летняя Варвара выходит замуж за Богдана Ивановича Ханенко, который, несмотря на юридическое образование и многообещающую карьеру, всерьез увлекся произведениями искусства.
Богдан Иванович Ханенко – потомок гетмана Правобережной Украины (1670-1674) Михаила Ханенко, а также Николая Ханенко, генерального хорунжего Кирилла Разумовского, который и подарил роду обширные имения на Черниговщине. После Николы Артемьевича сахарную империю Терещенко возглавил именно Богдан Иванович, как человек удивительных организаторских способностей.
Есть версия, что будущие супруги познакомились в Москве, поскольку Богдан в то время был студентом, а Никола Терещенко, отец Варвары, попечительствовал о храме св. Татьяны при Московском университете. Но как бы там ни было, их свадьба положила начало не только прочному семейному союзу, длившемуся более сорока лет, но и навсегда объединила их в любви к искусству.
С первых недель свадебного путешествия по Италии, супруги приобретают первые произведения, которые войдут в будущую коллекцию Ханенко.
Музей всей жизни
С 1881 г. Богдан и Варвара Ханенко переселяются в Киев. К этому времени их коллекция уже не помещается в петербуржской квартире, и супруги решают устроить будущий музей на участке, подаренном Варваре ее отцом, по ул. Терещенковская 15. За два года были обустроены внутренние интерьеры роскошного особняка в стиле итальянского Ренессанса, который уже изначально задумывался как музей: держать коллекцию произведений искусства взаперти супруги считали кощунством.
«Иметь, например, картину Тициана или греческий мрамор пятого века и не показывать эти вещи – это то же самое, что присвоить себе одному неопубликованные произведения Пушкина, Гете или Шекспира. Творения гениев по сути своей не должны принадлежать лишь тем, кто ими владеет» (Б. Ханенко)
Богдан и Варвара Ханенко не имели детей, поэтому все свои силы, любовь и заботу они проявили по отношению к будущему музею. Супруги буквально жили им, пополняли коллекцию новыми произведениями, обустраивая интерьер дома так, как требовал того их Музей (именно так, с большой буквы, супруги всегда писали о деле всей своей жизни).
Предметом особой заботы Варвары Николовны было пополнение коллекции Музея русскими и украинскими иконами. Их, по подсчетам исследователей, было в коллекции около 70 (большая часть этих икон на сегодняшний день принадлежит разным музеям Украины).
Богдан Иванович продумал, как обеспечить будущее семейной коллекции. Чтобы Музей не зависел от внешних обстоятельств, он создает источник его финансирования в будущем – возводит возле здания Музея доходный дом в семь этажей с лифтом. Сдача в аренду квартир в этом здании должна была обеспечивать нужды по содержанию коллекции.
В тени любимого супруга
За время их совместной жизни о деятельности самой Варвары Николовны известно совсем немного фактов.
Получив в Глухове прекрасное домашнее образование в традициях украинского благочестия, она стала верной супругой и соратницей во всех делах своего мужа.
По воспоминаниям современников, Варвара Ханенко была небольшого роста. Энергичность в делах соединялась в ней с ласковым, добрым взглядом и скромностью характера.
И хотя коллекционирование и меценатство было их общим делом с Богданом Ивановичем, Варвара Ханенко всегда предпочитала оставаться в тени мужа, которого считала необыкновенно талантливым, всегда прислушиваясь к нему в профессиональном плане.
Любовь к музейному делу
Мечтая о собственном музее, Богдан Иванович занимался и организацией городского общедоступного музея, которого в то время в Киеве еще не было.
Музеи, как собрания произведений искусства для широкой общественности, пришли к нам из Франции. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем. После чего в конце ХVIII – начале XIX в. появилась своеобразная мода на музеи. До России эта мода докатилась в 1863 г., когда Императорский Эрмитаж открыл двери для первых посетителей.
Идея создать публичный музей в Киеве озвучивалась в 1880-х годах, но только в 1904 г., благодаря неутомимой энергии Богдана Ивановича и его огромной проделанной работе, был открыт Художественно-промышленный и научный музей имени Государя Императора Николая Александровича (теперь – Национальный художественный музей Украины), собрание которого составили подаренные музею отдельные произведения и целые коллекции меценатов. Среди них: семья Терещенко, В. Хвойко, А. Бобринский, В. Тарновский. Сами Ханенко передали в дар уникальное собрание предметов старины. Кроме того, Богдан Иванович завещал передать после своей смерти весь наличный капитал семьи на нужды музея.
Этот музей для супругов Ханенко также имел особое значение, в какой-то мере успел стать родным. Об этом свидетельствует последнее исследование Н. И. Корниенко: в 1911 г. Варвара Николовна подарила музею икону св. вмч. Варвары, как бы призывая помощь своей небесной покровительницы и на этот их семейный проект.
Магазин украинских тканей в Лондоне
Лично Варваре Николовне принадлежало поместье Оленевка теперешнего Фастовского района, где она основала мануфактурные мастерские, куда «по окончании общей школы девушки поступают в школу домоводства, в которой в течение двух лет обучаются ткацкому ремеслу. По окончании курса каждая ученица получает бесплатно ткацкий станок со всеми к нему принадлежностями…».
«Мальчики по окончании курса в народной общеобразовательной школе поступают в столярную мастерскую, в которой обучаются… в течение трех лет, по окончании курса каждый ученик получает полный комплект столярных инструментов, материалы для работы и…помощь по сбыту изделий».
Варвара Николовна лично заботилась как о качестве продукции, приглашая к сотрудничеству известных художников, так и о сбыте произведений народных мастеров. Для этого она открывает специальный магазин в Лондоне, где продавались ковры и ткани Оленевской мастерской и других регионов.
Кроме того, Варвара Николовна организовала Киевское кустарное общество (скромно отказавшись при этом от должности руководителя), которое поддерживало мастеров гончарства, ткачества и вышивки.
Исполнить долг
26 мая 1917 г. после тяжелой болезни не стало Богдана Ивановича. Невозможно описать словами, какое горе переживает Варвара Николовна, потерявшая в одночасье и друга, и любимого, и надежную опору в жизни.
Но находит в себе силы исполнить последнюю волю супруга – передать коллекцию Музея в дар городу. Единственным условием Богдана Ивановича было сохранить в названии музея имена его основателей.
Политическая ситуация была нестабильной – одна власть сменялась другой, а Варвара Николовна с удвоенной энергией готовила коллекцию к экспозиции.
Оккупационный немецкий режим предлагал ей выехать вместе с коллекцией в Германию, но Варвара Ханенко категорически отказалась покидать Киев.
В голодную зиму 1919 г. она укрывает в своем доме сестру Евфросинию с детьми, кузину, слуг и их семьи. Из немногих оставшихся денег покрывает и затраты на содержание помещения музея.
И летом того же года Музей, за порогом которого гремела гражданская война, открывает свои двери для посетителей. Но уже к концу года один за другим эмигрируют научные сотрудники музея, и в неотапливаемом помещении остается Варвара Ханенко, а с ней – еще несколько человек.
7 мая 1922 г. Варвара Николовна умирает. Похоронена она рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря. Есть воспоминания, что на их могиле какое-то время стоял крест с надписью «Ханенкам от Дуняши». От верной служанки.
Правда это или нет, сейчас неизвестно. Но уже в 1924 г. имя Ханенко исчезает из названия музея и истории Украины «ввиду отсутствия за Ханенко революционных заслуг».
И только спустя 75 лет Киевскому музею западного и восточного искусства было возвращено название его основателей.
* * * * * * * * *
О Варваре Ханенко ходят легенды, поэтизирующие и без того достойный поступок хрупкой женщины. Приукрашивая подобные истории, мы пытаемся убедить самих себя в уникальности рассказанной истории, превратив взвешенное решение, основанное на глубоком чувстве долга, в «новое» чудо.
А ведь каждый из нас в сложных ситуациях оказывается перед подобным выбором. Решение может подсказать только сердце.
Варвара Николовна осталась верной до конца. Традициям рода, последней воле мужа и своей родине.
Редакция выражает благодарность
Национальному музею искусств им. Богдана и Варвары Ханенко,
а также Н. И. Корниенко за помощь в подготовке материала.
Додати коментар