Этот странный сон приснился одиннадцатилетнему Игорю Сикорскому, сыну известного врача-психиатра, профессора Киевского университета. Сон оказался пророческим, но до его воплощения было еще очень далеко.



Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве, учился там в гимназии, по окончании которой был принят в Петербургский морской кадетский корпус. Но моряком не стал. Сызмала его привлекала техника, и он поступил в 1907 году в Киевский политехнический институт



Мечты о воздухоплавании крепко запали ему в душу еще в раннем детстве, когда он слушал рассказы матери о Леонардо да Винчи, нарисовавшем летающую винтокрылую машину.

На стыке веков человечество стояло на пороге освоения “шестого океана”. В том же году, когда Игорю приснился странный сон, граф фон Цеппелин построил свой дирижабль, а спустя три года в далекой Америке братья Райт совершили первый успешный полет на аппарате тяжелее воздуха.



В институте Сикорский организовал и возглавил студенческое авиационное общество и приступил к созданию летательных аппаратов. Со свойственной молодому конструктору дерзостью он начал с самого трудного и неизведанного – с геликоптера.

Ранней весной 1910 года во дворе своего киевского дома он построил беспилотный геликоптер, который поднимался над землей и зависал на небольшой высоте. Подъемная сила вращающегося крыла была мизерной



Разочарованный, но не потерявший надежду, Сикорский отправился в Париж, который в то время был центром зарождавшегося авиастроения.

Первый свой самолет Сикорский вывел на старт в апреле 1910 года. Но этот еще неоперившийся птенец летать не мог, он только подпрыгивал. На всю жизнь запомнил Сикорский слова капитана Фербера: “Изобрести машину для полетов – это почти ничто; построить машину для полетов – это уже что-то; заставить машину для полетов летать – это все”.

Второй самолет уже летал, но только по прямой. Затем были третий, четвертый и, наконец, удачный пятый – С-5, на котором Сикорский сдал экзамен на звание пилота-авиатора и установил всероссийские рекорды высоты, скорости и дальности полета.

Один за другим следовали все новые и новые модели самолетов, на которых изобретатель ставил рекорды и выигрывал состязания с иностранными аэропланами знаменитых европейских фирм “Фарман”, “Ньюпорт”, “Фоккер”.

Имя Сикорского стало известным в России.



В 1912 году 23-летнему изобретателю доверили должность главного конструктора авиационного отдела Петербургского Русско-Балтийского вагонного завода (“Руссо-Балт”). Здесь по его проектам было построено несколько одномоторных монопланов и бипланов, в том числе гидросамолет С-10, положивший начало российской морской авиации. Здесь же под руководством главного конструктора были созданы первые в мире аэросани.

Еще в 1911 году Сикорский пришел к заключению, что будущее принадлежит не маленьким одномоторным аэропланам, а большим воздушным кораблям с двумя и более моторами.

И 10 мая 1913 года над Петербургом в показательном полете пролетел гигантский четырехмоторный биплан “Гранд”.

Самолетом заинтересовался Николай II. По его желанию, Сикорский прилетел в Царское Село, где царь внимательно осмотрел машину, побеседовал с ее молодым создателем и подарил ему на память часы.

Спустя месяц самолет был усовершенствован и переименованный в “Русский Витязь” стал родоначальником многомоторных пассажирских, военных и транспортных гигантов.



В январе 1914 года было завершено строительство нового самолета. Это был знаменитый “Илья Муромец”, крупнейший в мире самолет, побивший многие мировые рекорды.

Летом этого же года на “Муромце” №2 Сикорский с тремя членами экипажа отправился в беспрецедентный по дальности перелет Петербург – Киев.



В годы Первой мировой войны самолеты Сикорского успешно использовались на фронте, особенно после того, как была создана “Эскадра воздушных кораблей”, объединившая свыше десятка “Муромцев”. Возглавил “Эскадру” председатель компании “Руссо-Балт” М.В.Шидловский, которому было присвоено звание генерал-майора. Сикорский неоднократно выезжал на фронт, обучал молодых летчиков, вносил коррективы в конструкцию самолетов, участвовал в разработке тактики применения воздушных кораблей.

События 1917 года привели армию и промышленность к развалу. Друзья и соратники Сикорского, в частности, М.В.Шидловский, настоятельно советовали ему уехать из страны при первой же возможности. При попытке перейти финскую границу Шидловский с сыном были схвачены и расстреляны.

Сикорскому повезло: в марте 1918 года он пробрался в Мурманск и на английском корабле отплыл в Лондон. А его “Муромцы” оказались в числе первых самолетов советской авиации.



В начале 1919 года Сикорский эмигрировал в Соединенные Штаты с 600 долларами в кармане и с твердым намерением вернуться в авиацию.

Четыре года пришлось идти к намеченной цели, зарабатывая на жизнь школьным учителем математики и астрономии. В 1923 году ему, наконец, удалось сколотить самолетостроительную фирму “Sikorsky Air Engineering”, официально зарегистрированную в штате Нью-Йорк. На территории птицефермы в Лонг-Айленде, работая самодельным инструментом и используя металлолом для заготовок, маленькая группа русских эмигрантов во главе с Сикорским – главным конструктором и вдохновителем работ – строила большой двухмоторный самолет, рассчитанный на 14 пассажиров. Самолет S-29A (A – “американский”) был закончен в мае 1924 года благодаря моральной и финансовой поддержке Сергея Васильевича Рахманинова, вложившего в компанию 5 000 долларов.

Первым коммерческим рейсом нового самолета стал перелет из Нью-Йорка в столицу страны с двумя роялями на борту. За эту работу компания получила 500 долларов и хорошую рекламу в прессе.



Началась долгая борьба за рынок, отмеченная не только достижениями, но и трагическими неудачами: 20 сентября 1926 года самолет S-35, на котором французский летчик Рене Фонк хотел перелететь через Атлантику, сгорел при взлете, погибли радист и механик. Нужна была качественно новая, конкурентоспособная машина. Ею стала 10-местная двухмоторная амфибия S-38, разработанная в 1928 году. Самолет стал настолько популярен, что “русская” фирма Сикорского оказалась заваленной заказами и влилась в состав мощной авиационной корпорации “United Aircraft Corporation”.

В Стратфорде, Коннектикут, куда переехала фирма, образовалась большая русская колония с клубом, церковью, школой и даже русской оперой. Работники фирмы производили амфибии S-38, а на кульманах конструкторов возникали новые проекты, воплотившиеся в 5-местную “летающую яхту” S-39 и 45-местный четырехмоторный S-40, окрещенный супругой президента Гувера “летающим клипером



В своем первом полете, состоявшемся в ноябре 1931 года, “летающий клипер” направился в Центральную и Южную Америку. Главным пилотом корабля был знаменитый Чарльз Линдберг, национальный герой США, совершивший в 1927 году одиночный трансатлантический перелет. На борту находилось 40 пассажиров, и среди них – создатель самолета.

Сикорский вспоминает: “Солнце было уже почти за горизонтом, и пока корабль спускался, стало совсем темно. Я был в это время в передней кабине и решил посмотреть, что делается в других помещениях. Пока я шел к курительной комнате, стюард включил свет, и я остановился в удивлении. Я увидел ореховую отделку и элегантный вход в курительную комнату. В тот же миг я понял, что все это я уже видел много лет назад – коридор, голубоватые лампы, ореховую отделку стен и дверей и ощущение плавного движения. Я старался вспомнить, когда и где я мог это видеть, и, наконец, вспомнил детали моего сна 30-летней давности”.



Авиакомпания “Pan American” заказала Сикорскому пассажирские лайнеры для трансокеанских перевозок.

В 1934 году первая амфибия S-42 поступила на авиалинию, связывавшую обе Америки, вторая в 1935 году открыла рейсы через Тихий океан, в 1937 году на серийном S-42 начались первые пассажирские перелеты через Атлантику.

Двухмоторная амфибия S-43 широко эксплуатировалась во многих странах мира, в том числе и в СССР в системе Севморпути.



Работая над самолетами, Сикорский не переставал думать о вертолетах.

В декабре 1941 года началось крупносерийное изготовление двухместного вертолета S-47 – единственного вертолета, использовавшегося во время Второй мировой войны странами антигитлеровской коалиции.

В 1943 году фирма Сикорского восстановила свою самостоятельность и по сей день является ведущим производителем вертолетной техники.



Вертолеты Сикорского становились все более совершенными, росла их скорость и грузоподъемность, расширялся диапазон их применения.

Особенно прославились вертолеты – и этим больше всего гордился их создатель – спасением тысяч человеческих жизней во фронтовых условиях или при различного рода катастрофах, когда вертолет становился единственно возможным транспортным средством.



Спасательная миссия вертолетов Сикорского началась в январе 1944 года, когда из Нью-Йорка в Нью-Джерси на вертолете S-47 доставили плазму крови для оказания помощи жертвам взрыва на пароходе.

Каким он был, этот выдающийся авиаконструктор? Среднего роста, с мягкой, даже застенчивой, манерой разговора и поведения, он обладал недюжинной силой, моральной и физической. Любил путешествовать, объездил на машине всю Америку, побывал во многих странах мира. Увлекался альпинизмом, покорил многие пики Америки и Канады. Особой его любовью были вулканы – “могучий и величественный феномен природы”, по словам Сикорского. Человеческому общению предпочитал уединение, уезжая на машине далеко от городской суеты.



Сикорский умер 26 октября 1972 года и был похоронен в городке Истон, Коннектикут. За свою жизнь он был удостоен множества почетных званий и наград, но главная его награда – это благодарность людей, широко использующих созданные им машины.

И среди этих благодарных людей – президенты Соединенных Штатов, которые, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают на вертолетах с надписью “Sikorsky” на борту.