Нынешним летом минуло 140 лет со дня рождения известного искусствоведа и художника Степана Яремича, а 14 октября исполнится 70 лет со времени его кончины. Степан Петрович умер в Ленинграде. Там он считался, без преувеличения, корифеем в изучении художественного наследия, мастером реставрации, одним из ведущих сотрудников Эрмитажа. К его мнениям, экспертным выводам прислушивались отечественные и зарубежные знатоки.



Начинался путь профессора Яремича в селе Галайки на Киевщине (теперь Тетиевский район). Отсюда  в 13 лет он отправился в Киев – искать новой доли. Ему удалось устроиться на обучение в Лавре, где он и получил первые профессиональные навыки живописца. А «мастер-классы» были даны ему в знаменитой Рисовальной школе Николая Мурашко на Владимирской улице. Среди тех, кто наведывался в это заведение и делился своим умением с учениками, были уже прославленный мэтр Николай Ге и тогда еще только входящий в славу Михаил Врубель. Оба они приметили талант юного Степана и приблизили его к себе.


У Ге, устроившего себе мастерскую на хуторе на Черниговщине, Степан прожил не один месяц, в дневниках Яремича мы находим множество сведений о биографии живописца. А Николай Николаевич делился с ним, как с равным, замыслами, интересовался его мнением по разным вопросам. А еще Николай Ге познакомил молодого художника со своим другом, великим писателем Львом Толстым.


Для Врубеля же Яремич стал верным товарищем. Их объединила совместная работа. Когда Михаила Александровича привлекли к выполнению орнаментов для Владимирского собора в Киеве, он взял Яремича в помощники. Тесное общение позволило Степану Петровичу глубоко проникнуть в творческую «лабораторию» гениального мастера, понять многое из того, что было едва высказано его кистью. После безвременной кончины друга именно Яремич первым написал монографию с доскональным исследованием его творчества. Без нее до сих пор не обходится ни один искусствовед, изучающий наследие Врубеля.


Кстати, пером Степан Яремич владел ничуть не хуже, нежели кистью. В конце XIX – начале XX века без его исследований и полемических суждений нельзя было представить художественную жизнь Киева. Яремич жил на Печерске, недалеко от Лавры, и скрупулезно исследовал особенности здешних барочных построек, несколько публикаций искусствоведа посвящены Андреевской церкви. В ряде печатных выступлений Яремич ратовал за сбережение культурной самобытности нашего города, за сохранение лучших памятников старины.


Обладал Степан Петрович и особым даром коллекционера. Он никогда не был богачом, но, отказывая себе буквально во всем, мог отыскать на развалах, на толкучках подлинные раритеты. Велик его вклад и в создание киевских музейных собраний. Позже ему довелось жить во Франции, в Италии – здесь, в мелких антикварных лавчонках, он выудил немало прекрасных рисунков западных художников, при этом питался только картошкой и овсяной кашей. Эту коллекцию Яремич подарил Эрмитажу.  Еще в 1900 году Степан Петрович переселился в город на Неве, где стал одним из ведущих теоретиков знаменитого кружка «Мир искусства». Но не забывал и Киев, где в 1910-е годы редактировал культурно-художественные журналы, много печатался. Его «киевский след» воплотился и в серии поэтичных акварелей с видами нашего города. 


Работа в Эрмитаже в советскую пору стала для искусствоведа тяжким испытанием. Яремич стал свидетелем необдуманных решений комиссаров от искусства, когда национальное достояние попросту разбазаривалось.


Многие годы о Степане Яремиче  старались не вспоминать – ведь «Мир искусства», эстетические идеи которого выражал Яремич, среди советских историков считался средоточием «буржуазного декадентства». Но сейчас в Петербурге извлекли имя Яремича из забытья, переиздают его труды, публикуют дневники, переписку.


Хоть и с запозданием, но долг памяти Степана Петровича отдают и на его родине. На днях в столичном Национальном университете имени Шевченко прошла научно-практическая конференция «Искусствовед. Художник. Человек». Ее организаторы – краевед Киевщины Наталья Булаевская и профессор университета Григорий Савченко – собрали в «красном корпусе» широкий круг исследователей, изучавших жизнь и деятельность Яремича. (К сожалению, из-за забастовки одной из авиакомпаний так и не смогли прибыть в Киев биографы Яремича из Петербурга.)


Еще одним знаменательным событием стало открытие памятной доски в честь Степана Петровича в его родном селе Галайки.


Из некролога


С. П. Яремича, 1939 г.


С. П. Яремич был крупнейшим в нашем Союзе знатоком западноевропейской живописи и графики, имя которого пользовалось широкой и заслуженной известностью в музейных и художественных кругах. Исключительная острота и верность глаза в сочетании с тонким художественным чувством и огромным запасом накопленных знаний создали С. П. Яремичу особый авторитет в вопросах экспертизы произведений старого искусства.