Прогуливаясь улицами Киева, вряд ли кто-то задумывается, что под его ногами может быть скрытый город. Многие слышали о существовании недостроенного «сталинского метро» — двойника настоящего, и бывали в пещерах Лавры, но мало кто знает, что это только «вершина айсберга» и под Киевом есть целый неведомый подземный город. Там когда-то были проложены дороги, по которым ездили всадники на лошадях и перевозили пушки, стояли церкви, жили отшельники и промышлявшие разбоем люди. Сейчас по тоннелям гуляют только любители подземного мира — диггеры, а в остатках сталинского метро устраивают… шумные дискотеки и живут бомжи.
О подземных тоннелях и ходах Киева в разное время было множество легенд. Еще в XIX веке гуляли слухи, что Киев связан подземными лабиринтами с Черниговом, Смоленском, Великим Новгородом и другими городами. Некоторые ветераны второй мировой утверждали, что когда они оставляли Киев, то уходили по подземным и даже подводным тоннелям за город. В 70-80 годы говорили, что под городом есть тайные бункеры на случай ядерной войны и тоннели, по которым можно выйти из правительственных зданий на левый берег Днепра. Эта теория, в отличие от остальных, существует до сих пор.
«Не берусь утверждать, но скорее всего, правительственные здания (Верховная Рада, Кабмин, Мариинский дворец, Секретариат Президента и масса вспомогательных строений) объединены между собой подземным сообщением и, возможно, связаны с подземным павильоном станции метро «Арсенальная», — говорит киевовед Александр Анисимов. — Добавим к этому сложную подземную коридорную систему Печерских крепостных укреплений, пресловутый тоннель, соединяющий нынешний Дворец культуры и искусств «Украина», экс-«Октябрьский» (бывшую вотчину НКВД) и так называемый Зеленый театр… Можно не сомневаться, что это лишь небольшая часть «засекреченного» подземного города».
Пещеры существовали под Киевом с незапамятных времен. Кроме святых, которые копали себе подземные скиты, чтобы уединиться и предаться молитве, в пещерах на склонах Днепра издавна жили промышляющие разбоем люди, которым надо было где-то прятаться. Историки говорят, что с этим связана и знаменитая былина о Кирилле-кожемяке и змее, который жил в Кирилловской пещере. Возможно, под змеем народная мудрость имела ввиду мошенников и другой криминалитет, который укрывался в этих «норах». Кстати, о кирилловских подземельях ходили слухи, что тут спрятаны… сокровища Мазепы. Их одно время даже искали местные «охотники за кладами». Золота не было, зато пещеры расчистили…
ПОДЗЕМНЫЕ ЦЕРКВИ И «СЕЙФ» ВАРЯГОВ
История лаврских подземелий уходит во времена, когда монах Антоний пришел на Печерские холмы и решил жить здесь как отшельник. В 1013 году он приходит в Киев и поселяется в заброшенных Варяжских пещерах на территории современной Лавры, где отряд варягов когда-то, как в сейфе, прятал военную добычу. К Антонию присоединяются последователи. Разросшиеся пещерки монахов стали соединять «лаврой» (по-гречески — улицей), так и возник комплекс нынешних пещер. «Киевские пещеры страдали от затоплений и обвалов вследствие землетрясений. Ремонты изменяли топографию пещер. Закладывались камнем и цементом одни ходы, возникали другие», — рассказывает киевовед Александр Анисимов. Сейчас длина Ближних пещер — 383 метра, Дальних — 293, а их глубина — от 5 до 20 метров. Говорят, много пещер было и за Лаврой, на склонах Днепра, с выходами к реке. Но из-за многочисленных строительств эти ходы нынче замурованы.
Составить конкуренцию по возрасту лаврским подземельям могут Зверинецкие (в районе Ботсада на Печерске). Говорят, что они возникли раньше лет на 60. В лабиринтах археологи нашли человеческие скелеты, церковную утварь. Здесь откопали три улицы и вход в подземный монастырь. Он был засыпан при нападении на Киев половецкого хана в 1096 году. Сейчас Ионинский монастырь использует частично раскопанные лабиринты в качестве скита — здесь даже идут богослужения. По словам настоятеля монастыря отца Ионы, их проводят каждую субботу: «Там собирается 20—30 прихожан».
Многие церкви Киева начинались как подземные и «выходили» наружу только тогда, когда прихожан было столько, что небольшое подземное сооружение уже не могло их вместить. Такими церквями был Кирилловский монастырь, Андреевский, Михайловский, Киево-Печерский, Выдубицкий и Гнилецкий.
ПОД ПЕЧЕРСКОМ ЕЗДИЛИ ЛОШАДИ
Под всем Печерском тянутся тоннели и ходы, построенные столетия назад, причем с большим инженерным мастерством. «Крепость, к которой относятся тоннели, начала строиться еще в XI веке, когда возвели Киево-Печерскую Лавру», — рассказывает «Сегодня» директор музея «Киевская крепость» Вячеслав Кулинич. — Тогда же на Печерске стали возводить укрепления для защиты города. Позже их постоянно модернизировали, достраивали, по мере развития технологий и военного искусства. Сейчас тоннели тянутся от НСК «Олимпийский» до самого Днепра, есть они и под заводом «Арсенал», и под Лысой горой, и под Ботсадом. Лучше всего сохранились ходы под Институтом культуры, на улице Чигорина, и под Лысой горой».
Все началось с того, что сотрудники музея в архиве наткнулись на документ, он назывался «Список ключей, который должен быть у коменданта крепости», подписанный самим царем. «Мы были удивлены тем, что такой вроде бы незначительный документ подписал сам царь. В перечне нашли пункт «ключи от главного входа в подземный тоннель». Тогда мы и поняли, что имеем дело с подземным комплексом. Когда проникли туда, то были поражены. Ширина и высота тоннелей такая, что там помещались пушки, которые тянули минимум пара лошадей. Есть там и маленькие тоннели, по которым течет грунтовая и дождевая вода. В тоннелях сухо, практически везде сохранилась древняя кирпичная кладка», — рассказывает Кулинич.
По его словам, некоторые части тоннелей сейчас использует Минобороны для хозяйственных целей. Также участком тоннеля пользуется Ионинский монастырь, который находится на территории Ботсада. «Кроме тоннелей, которые выполняли функции дороги, и тех, по которым течет вода под землей, также есть так называемые слуховые галереи, в которых сидели солдаты и слушали: не подкапывается ли враг под крепость. Если слышали, что копают (а под землей слышимость очень высокая), то в специальные полукруглые галереи засыпали порох и подрывали его. Многие из этих галерей сохранились до сих пор. Они в прекрасном состоянии. Там нет крыс, правда, есть летучие мыши. А однажды мы встретили там бомжа. Он случайно нашел один из входов в тоннель и поселился. Очень просил, чтобы мы не выгоняли его — говорил, что это идеальное жилье. Наверное, он и сейчас где-то там обитает», — рассказывает Кулинич.
Поговаривают, что в тоннели «Киевской крепости» нелегально организовывают походы любители подземного города. Но в музее говорят, что это маловероятно. «Многие входы мы уже закрыли решетками. Хотя при желании пробраться, конечно, можно. В отличие от коллекторов, по которым любят гулять диггеры, в наших тоннелях более безопасно — там сухо и нарваться на неприятности сложно. Правда, часть тоннелей частично уничтожена из-за строительства на Печерске. Строительство высотных домов, подземных паркингов очень вредит подземелью. Мы только за то, чтобы исследовать ходы и водить туда официальные экскурсии. Представляете сколько средств можно заработать для города? Но наши чиновники, похоже, о таком не думают…», — сокрушается Кулинич.
А недавно сотрудники музея нашли новый объект — стену, которая тянется около 2 километров. Правда, находка засыпана землей, но исследователи говорят, что она сохранилась в идеальном состоянии.
БОМЖ-ПАТИ В «СТАЛИНСКОМ МЕТРО»
По его словам, некоторые части тоннелей сейчас использует Минобороны для хозяйственных целей. Также участком тоннеля пользуется Ионинский монастырь, который находится на территории Ботсада. «Кроме тоннелей, которые выполняли функции дороги, и тех, по которым течет вода под землей, также есть так называемые слуховые галереи, в которых сидели солдаты и слушали: не подкапывается ли враг под крепость. Если слышали, что копают (а под землей слышимость очень высокая), то в специальные полукруглые галереи засыпали порох и подрывали его. Многие из этих галерей сохранились до сих пор. Они в прекрасном состоянии. Там нет крыс, правда, есть летучие мыши. А однажды мы встретили там бомжа. Он случайно нашел один из входов в тоннель и поселился. Очень просил, чтобы мы не выгоняли его — говорил, что это идеальное жилье. Наверное, он и сейчас где-то там обитает», — рассказывает Кулинич.
Поговаривают, что в тоннели «Киевской крепости» нелегально организовывают походы любители подземного города. Но в музее говорят, что это маловероятно. «Многие входы мы уже закрыли решетками. Хотя при желании пробраться, конечно, можно. В отличие от коллекторов, по которым любят гулять диггеры, в наших тоннелях более безопасно — там сухо и нарваться на неприятности сложно. Правда, часть тоннелей частично уничтожена из-за строительства на Печерске. Строительство высотных домов, подземных паркингов очень вредит подземелью. Мы только за то, чтобы исследовать ходы и водить туда официальные экскурсии. Представляете сколько средств можно заработать для города? Но наши чиновники, похоже, о таком не думают…», — сокрушается Кулинич.
А недавно сотрудники музея нашли новый объект — стену, которая тянется около 2 километров. Правда, находка засыпана землей, но исследователи говорят, что она сохранилась в идеальном состоянии.
БОМЖ-ПАТИ В «СТАЛИНСКОМ МЕТРО»
Многие киевляне знают, что под Днепром строили подземный железнодорожный тоннель, который в народе прозвали «сталинским метро». Как рассказал руководитель проекта «Интересный Киев» Арсений Финберг, это делали на случай войны: мол, разрушат наземные мосты — останется ход под землей. В 1936 году шло трудоемкое строительство Киевского укрепрайона — возводили доты, дороги, склады, командный бункер. Были заложены два тоннельных перехода под рекой: Северный (Оболонь — Выгуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Трассы разделили на участки, обозначенные номерами. Секретность была строжайшей. Сначала ставили кессон — вертикальный цилиндр из толстого бетона.
Один из них до сих пор стоит на Оболонской набережной, недалеко от Московского моста. Из-под него выкапывали землю, кессон оседал, а потом рабочие начинали горизонтальную проходку. Закончить работы хотели через 8 лет, но не успели. Когда началась война, строительство свернули, часть сделанного затопили, а технику засыпали землей.
Уцелели три фрагмента Южного перехода. Один на Позняках в частном секторе. Перед входом — заводь, а в самом канале длиной около 70 метров воды по колено.
Второй — на Жуковом острове. Его длина около километра и многие проникают туда на лодках. На потолке солевые сталактиты, а на стенах много надписей: «Осторожно, пираньи!», «Надежда умирает последней!». По пути встречаются коряги и бутылки из-под пива. От Северной же переправы остался кессон, который в народе называют «трубой» и «подводной лодкой». Сейчас ему нашли новое применение — из-за отменной акустики там любят устраивать вечеринки и концерты. К примеру, уже несколько раз проводилась «Бомж-пати» — костюмированная ночная гулянка с кострами и нарядами из картонных коробок.
срочно одеваем кирзачи и бомжокуртки - и в ДШС молицца и катацца на лошадках?...
прочтите название рубрики на сайте;)