Улица Крещатик.

           А она и не Крещатик вовсе, а Хрещатик. Посвящаю ей отдельную главу, чтобы отдать дань уважения. Это ещё что – люди ей песни посвящают. Очень красивая улица. Я случайно вышла на неё в первый день уже достаточно поздно вечером – и, увидев её, такую большую, сплошь освещённую огнями – ахнула от удивления. Крещатик сделал мне такой подарок – показал себя ночным, чуть блестящим от растаявшего снега и сверкающим от самых разнообразных по цвету фонарей. Если бы я его увидела серым ноябрьским днём, то, скорее всего, так бы не так впечатлилась.

            А когда мы вдвоём гуляли по Крещатику под проливным дождём, опять вечером, то ощущали себя героями импрессионистской картины «Ночной Париж» – размытые дождём контуры, мокрый асфальт отражает и задваивает разноцветный свет фонарей, окон, рекламных вывесок, проносящиеся мимо почти невидимые тёмные машины с включённым светом фар. Дождь, ночь, огни…

            Крещатик совершенно не похож на Тверскую, бери выше – это достойный конкурент Елисейским полям. Крещатик, сама по себе очень широкая улица – проезжая часть в середине и широченные пешеходные тротуары. Широченные – означает, что там посажены деревья, под ними стоят многочисленные кованые лавочки (а летом, значит и открытые кафе), и ещё хватает места просто погулять людям, пройтись вдоль магазинов. Образно говоря, саму улицу можно разделить на три равные по ширине части – проезжую дорогу и по бокам прогулочные пешеходные зоны. На Крещатике я видела необычайно красивые узорчато-кованые театральные будки.

            Если всё-таки настаивать и попытаться сравнить украинский Крещатик с московскими улицами, то это, скорее всего, тогда Кутузовский проспект. Кстати, монументализм сталинских домов Крещатик совершенно не портит. Вообще, вождя ругают, а сталинская архитектура более чем украшает наши улицы до сих пор! Зато путинская, не знаю, как правильно назвать, или лужковская «архитектура» в виде турецких карандашей и жутких рыночных павильонов просто уродует городской ландшафт и развивает дурной вкус у детей.

            Крещатик, а вернее, её левая часть, если идти от Майдана, очень пафосная. Там проживают, видимо, очень обеспеченные украинцы, совсем не те, которые ездят в тёмной и старомодной одежде в киевском метро.

            Надо заметить, что весь этот сюр – сегодняшнее наше впечатление от Крещатика, а в годы немецкой оккупации по Крещатику месяц гнали евреев. Всех кого могли собрать по Украине. В Бабий Яр. Детей, когда удавалось, кидали в толпу. Но это счастливчики. Остальные шли. В Бабий Яр.

 

Прогулки по Киеву.

День 1й. Киево-Печерская Лавра и Пещеры. Владимирский собор, Золотые ворота, Крещатик. Театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.

Киево-Печерская Лавра. Я ещё в Москве определилась – сойду с поезда, сдам чемоданчик в камеру хранения и сразу поеду в Лавру. Путеводитель предлагал сначала прогуляться по парку и осмотреть другие близлежащие достопримечательности (памятник Андрею Первозванному, памятник Леониду Быкову, Аскольдову могилу), а потом уж направиться в Лавру. Но я решила – сначала Лавра, а потом уже и всё остальное.

            Высадилась на станции метро «Арсенальная», там сразу же поменяла деньги по нормальному курсу и закрутила головой – куда идти? Конечно же, сначала немного заблудилась, поскольку в путеводителе исказили карту. Надо сразу повернуть налево и идти прямо по улице Сiчневого повстання. Так я дошла до небольшой площади (пл. Славы), впереди увидела парк и перешла к нему дорогу. Холодно, под ногами скрипят опавшие листья и первый снег. Увидела за деревьями высокую стеллу и направилась к ней. Это огромный обелиск в честь героев Великой Отечественной, находится на круглой смотровой площадке на самом краю высоченного холма. Я подошла к бортику и замерла. Впереди меня – Днепр! Пускай серое небо, пускай листья уже все облетели и деревья, которыми густо заросли внизу все крутые склоны, качают голыми ветками, пускай Днепр уже стального цвета и приготовился к зиме, но всё равно видно какой он широкий, как он круто выгибается и какой он спокойный и красивый. Справа – вдалеке вижу золотые купола Лавры, просвечивающиеся сквозь кружева тёмных голых веток. У меня просто замирает сердце. Наверное, этого состояния не понять тому, кто её видит каждый день, но для меня – встреча с Лаврой это целое и долгожданное событие.

            Киево-Печерская Лавра – это потрясающее место. Считается, что Уделов Богородицы всего четыре на нашей земле – это Грузия (Иверия), греческий остров Афон, Киевская Лавра и Дивеево. Лавра – это статус самых крупных и самых важных мужских монастырей. Всего Лавр 5 – Киево-Печерская (1598), Троице-Сергиева (1744), Александро-Невская (1797) и Почаево-Успенская (1833) и Свято-Успенская (2004). Но снова же Лавра – не сразу стала Лаврой, сначала это были просто высокие холмы почти у самого Днепра. И даже первыми пришли сюда не монахи…, а задолго до Крещения Руси именно в этих холмах уже существовали пещеры и в них молились древние славяне…. Это место изначально энергетически очень хорошее – раньше люди умели выбирать такие места силы. Для сравнения, буквально рядом, за Лаврой, на соседних холмах, на 20 гектарах раскинулся мемориальный музей-комплекс (Великой Отечественной войны) с колоссом – женской статуей Родины-матери. Так вот там – именно в этом месте проходит наиболее мощная геопатогенная зона в Киеве – она тянется от Лысой горы (Печерский район), по краю Ботанического сада, по холмам, где расположен этот комплекс и через Днепр уходит на Левый берег. Именно поэтому лаврские монахи никогда не заселяли эту территорию и – никогда – здесь никто и пещер не копал, и не селился, и не жил ….

            Я подошла к Лавре как-то не классически, потому что соблазнилась какими-то высокими заснеженными ступеньками и взобралась на макушку холма к небольшой церкви – потом выяснила, что это была церковь Спаса-на-Берестове, 10 век! Здесь в одноимённом селе (Берестово) раньше располагался дворец князя Владимира.

            Наконец выруливаю к стенам Лавры. В киосках я хочу купить билетики на вход (10 гривен) и фотографирование (12 гривен), но меня сразу спрашивают, а не хочу ли я присоединиться к экскурсии (билет 15 гривен), которая начнётся через полчаса. Конечно, хочу! Времени у меня полно, я никуда не тороплюсь и неизвестно, когда мне выпадет ещё такая удача приехать в Лавру. Мне говорят, что в 10 часов экскурсовод будет ждать группу у стенда с картой Лавры. У меня ещё полчаса свободного времени!

            Прохожу через Святые ворота и тут же обезьянничаю – так же как и впереди прошедший меня мужчина дотрагиваюсь рукой до древней кладки в стене. Говорят, что, входя в Киево-Печерскую Лавру через эти ворота, вы оставляете часть своих грехов. Не знаю, но, войдя на территории Лавры, я сразу забываю всё, что я до этого прочитала про неё. Одно дело читать, а другое – видеть своими собственными глазами и пропускать всё через своё собственное мироощущение.

            Начало территории несколько сужено и похоже на длинный коридор – справа и слева тянутся невысокие белоснежные домики – кельи соборных старцев. Двигаюсь по мощёной дороге, справа – высоченная нежно-абрикосовая Колокольня, слева – три огромных толстых, причудливо разветвлённых дерева и обломок стены под крышей беседки, впереди – Успенский собор. Он невероятно красив – белый фасад, византийские купола, золотая лепнина по стенам и вокруг окон, наверху на фронтоне разноцветная фресковая живопись в золотом обрамлении, и вся крыша украшена плоскими золотыми дисками – крестами в расходящихся золотых лучах. Подробности, конечно, слишком отчётливо не видны, но снизу возникает ощущение, что будто бы это маленькие солнца. Я пытаюсь зайти внутрь – но собор на реставрации. Хотя, что можно назвать реставрацией – ведь этот красивейший уникальный собор – новодел.

            Ещё в 1998 году здесь были руины. Взорван в 1941 году. Кем? Отступающими советскими войсками – штоб врагу ничего не досталось. Взорван был профессионально. Знаете, как раньше строили храмы? – На века. Одну известь гасили в специальных ямах по 30 лет. Она держала специальные плоские глиняные кирпичики – плинфы и прослойки глины – навечно. Заряд подложили всего под одну стену, казалось бы – от такого количества лишь штукатурка облетит. Но взрывная волна распространилась по системе вентиляционных отводов под полом, и весь древнейший уникальнейший роскошный собор в одно мгновение превратился в пыль, из руин каким-то чудом возвышалось лишь несколько остатков стен с фресками. Профессионалы….

            Вместе с собором исчезла уникальнейшая древнейшая икона Успения Божией Матери – прямоугольная, греческое письмо на кипарисовой доске, вставленная в большой позолоченный серебряный круг-солнце. Сейчас внутри собора белые стены – их только-только готовятся расписывать современные изографы. А строили собор – византийцы. План получили от самой Богородицы. И место было указано «чудесными схождениями росы и огня». Все мастера после завершения работ остались жить в монастыре….           

            Обхожу Успенский собор справа и решаю войти в большую соседнюю церковь. Идёт служба и я стою у стены, чтобы не мешать. Но увиденное – потрясает. Такой формы купола и церкви я никогда не встречала. Росписи внутри храма почему-то выглядят тёмно-коричневыми, и на этом фоне слегка блестит золото – нимбы над головами святых, крылья ангелов и роскошное центральное паникадило. Под огромнейшим круглым куполом – идёт круг узеньких арочных окон. Через них льётся свет и видно небо. Я немного постреляла глазами по сторонам, но уже проверяю время – как бы не опоздать на экскурсию. Я так рада, что взяла экскурсионное обслуживание – отчётливо чувствую, что просто бесцельно послоняться по Лавре с раскрытым путеводителем явно недостаточно, очень хочется, чтобы тебя поводили и рассказали.

            В 10 часов утра небольшая группа собирается около стенда с картой и нас подхватывает крайне энергичная женщина Наталья Григорьевна. Всем холодно, все трут покрасневшие носы и уши, переминаются с ноги на ногу, но буквально фонтаном бьющая из экскурсовода энергия не даёт нам всем замёрзнуть. Экскурсия по Верхней Лавре и начинается с посещения Троицкой надвратной церкви, вход – сразу слева надо нырнуть в арку и там войти в церковь. В ней уникально красивые росписи – честно – вижу в первый раз. Такой стиль называется «украинское барокко» – и означает тщательно выписанные сюжеты и фигуры, а главное, многоцветные весёлые краски. Даже узкий коридор-галерея, по которому мы поднимается, чтобы войти в саму надвратную церковь, расписан от и до – вплоть до оконных проёмов.

            Дальше, медленно подходим снова к Успенскому собору, Колокольне. Кусок стены в беседке – это памятник, единственный большой фрагмент от взорванного в пыль Успенского собора.

            Мы обходим кругом Успенский собор, и в белых свежеотштукатуренных стенах хорошо видны остатки древней розовой кладки. По пути экскурсовод показывает и рассказывает про различные корпуса Лавры. Так я узнаю, что в Ковнировском корпусе находится «Золотая кладовая» Украины – здесь хранится золото скифов (потом я посещу этот музей). Выходим на Смотровую площадку, жаль, что дует такой свирепый северный ветер, но, тем не менее, отсюда открывается хороший панорамный вид и видна Нижняя Лавра, и нам объясняют, как туда пройти. Возвращаемся и заходим в Трапезную церковь в честь святых Антония и Феодосия. Это та самая церковь, с тёмно-коричневыми росписями и огромным круглым куполом, которая меня удивила. И недаром – оказывается, этот храм и его купол – это копия византийского Софийского собора. Здесь (слева) находится икона св. Андрея Первозванного с частичкой мощей. Храм тёплый, поэтому к нему пристроена большая, красиво расписанная, с резными столбами, непосредственно сама трапезная. В ней сейчас продаются иконы и свечи.

            У самого входа в Трапезную церковь находятся три захоронения: Петра Аркадьевича Столыпина, Ивана Искры и Василия Кочубея. Про двух последних принято говорить, что они «донесли» Петру I о планах гетмана Мазепы поддержать шведского короля. Оригинальная трактовка их предупреждения, особенно учитывая то, что русский царь вёл Северную войну со шведами. Даже Пётр не ожидал такого от Мазепы и не поверил им, а зря….

            Колокольня – огромная, трехъярусная, 18 век. Можно подняться – но что-то совсем не хочется. Куранты-часы на Колокольне вызванивают каждую четверть часа и отбивают количество часов.

            Я ужасно замерзла и, слава богу, наша экскурсия (1,5 часовая) подошла к концу. Все благодарят, а экскурсовод на прощание показывает нам кафе (в арке, за Колокольней), где можно немного отогреться. Почти одна из первых (да первая, чего уж там J) спешу туда. И эту чашечку горячего кофе с молоком с удовольствием вспоминаю до сих пор. Я хотела подкрепиться ещё потому, что после поезда, с утра ни росинки во рту не было, но потом передумала. Раз так у меня сложилось, что сейчас я в Лавре, в которую давно мечтала попасть, и сейчас ещё покружу по ней, а потом пойду в Пещеры, то уж потерплю как ни будь без еды, это лишнее, раз я собираюсь посетить такие святые места.

            Я ещё раз, с чувством, толком, расстановкой, и уже другими глазами после всего услышанного рассматриваю территорию Верхней Лавры. И понимаю, что меня манит скифское золото, которое хранится здесь в Музее исторических драгоценностей Украины или «Золотой кладовой». Так хочется посмотреть на знаменитых златорогих скифских оленей. Вход – 12 гривен. В раздевалке оставляю всё, вплоть до сумки и фотоаппарата. Да, золотые скифские комнаты – великолепны. Всё вижу, и оленей, и грифонов и даже сарматских дельфинов. Что поражает? – Настоящее жёлтое солнечное золото (высочайшая проба), сногсшибающее мастерство и загадочное предназначение многих предметов. Золотые олени – ошеломляюще красивы – маленькие кусочки золота буквально куда-то летят, с такой выразительностью древними скифами передано движение. Для чего были нужны олени, что это? Это золотые аппликации на головных уборах. Скифы, жрецы или жрицы, носили странные шапки-башлыки из войлока – «кирбасии» – остроконечные, конусовидные. На эти шапки-конусы частыми рядами прикреплялись маленькие золотые олени, сверху донизу. Эти шапки жрецы забирали с собой даже в мир иной. По прошествии веков современные археологи на территории Украины (в приднепровских степях) нашли множество скифских захоронений-курганов (например, у д. Синявка или д. Марьяновка). Шапки истлели, но вся голова древнего скифа оставалась усыпанной золотыми оленями – я увидела фотографию. Это непередаваемо. Зачем? Для чего? Почему? Наши учёные не нашли пока никаких иных объяснений, кроме как стандартных: «возможно, это магический символ; возможно, через него человек получал силу, ловкость, зоркость; возможно, он охранял человека от злых духов». А золотая пектораль? Это нагрудное царское украшение, ~1кг 150г чистейшего золота. Невиданная никем доселе вещь, удивительная. В-ы-с-о-ч-а-й-ш-и-й уровень ювелирной работы. Эй, владельцы «ювелирных магазинов» приходите сюда, поучитесь у древних скифов – (3-4 век до н.э.) – как надо делать золотые украшения.

            Ещё захожу в пару выставок, которые находятся в Успенском соборе. И чувствую, что я морально готова идти в Пещеры. Они находятся на территории Нижней Лавры. Местность здесь пересечённая, как (я уже писала) и везде в Киеве. Верхняя Лавра – это комплекс белоснежно златоглавых церковных построек на вершине холма, ниже по склону, начинается Нижняя Лавра. А потом она снова поднимается на следующий холм. Я совсем не имею представления о том, что такое Пещеры и что, вернее, кого, я там увижу. Но я уже волнуюсь, и сердце начинает учащённо биться.

            Я знаю, что все мы разные люди. У нас у каждого свои глаза и свое видение мира. Для кого-то, поход в Пещеры, это мумии, цирковое представление, брезгливые гримасы, праздное любопытство. Для кого-то – это святые мощи и нечто большее, скажем так, духовное очищение. Поэтому я не буду описывать подробности личного плана, ограничусь бытовыми и необходимыми. Скажу лишь, забегая вперёд, что я вышла из Ближних пещер в таком потрясении, что пошла вперёд, не разбирая дороги, и чуть не заблудилась.

            Пещеры есть Ближние, а есть Дальние. Вход в них бесплатный. Народу немного. Воздух, несмотря на то, что вы спускаетесь круто вниз, свежий. В Пещеры надо входить с горящей свечкой и держать её аккуратно, в левой руке, в ковшике ладони, зажимая между средним и безымянным пальцами. Экскурсовод нам сказала, что при выходе из Пещер, эти свечи нельзя выкидывать, и лучше их забрать с собой. Также, опросив полгруппы, с какой целью они идут в Пещеры, получила ответ большинства: «А так, посмотреть». – «Значит вы праздношатающиеся», – сказала она, – и вам надо идти по экскурсионному маршруту, а остальным – по пути для паломников».

            Эти два маршрута разные по длине, первый – более короткий, его как раз с лихвой хватает, чтобы потом всем рассказывать: «ой, братцы, ну был/а/и в этих пещерах, такого там насмотрелись – египетские мумии нервно курят в стороне». И второй маршрут – более длинный – для тех, кто отправляется в духовное путешествие. Вы не заблудитесь, там висят стрелочки-указатели, или монах-дежурный вас сориентирует. Вовсе не значит, что «праздношатающимся» надо волноваться, не упустят ли они чего-нибудь более интересненькое на паломническом маршруте. Наоборот, верующим, я бы посоветовала по окончании своего пути свернуть на экскурсионный, потому что там… Илья Муромец и врач-монах Агапит и подземная церковь…, но обо всё по порядку.

  Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью. Церковь небольшая, но наполнена святынями. Здесь находятся – чудотворная икона Божией Матери Барской, которая проступила на старом-престаром холщовом полотне, когда его натянули на подрамник и принесли в церковь (справа); Феодоровская икона Божией матери (металлический оклад, слева); деревянная резная рака с мощами св. Стефана; иконы Николая Чудотворца и св. Пантелеймона с мощами (в притворе); икона св. Варвары с мощами; икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» («Больным – исцеление…», «Нагим – одеяние…», «Алчущим – питательнице…» и др.), чудотворный крест-мощевик, а также ковчег с платом от мироточивой иконы Божией Матери с греческого острова Андрос (в алтаре), и многие другие. А главное – список иконы Успения Божией Матери в круглом золотом окладе (которая исчезла вместе с Успенским собором) – находится здесь, в этой церкви над царскими вратами.

            С чего начиналась Лавра? Раньше всех этих церковных построек здесь на холмах не было – а существовал только подземный монастырь. В этих холмах (я уже писала) и до крещения Руси были пещеры и здесь тоже молились древние славяне (волхвы?). Годом основания Лавры принято считать – 1051г., но, вернее сказать, основание подземного монастыря. С греческого острова Афон сюда, в Киев, на эти холмы приехал монах Антоний (в миру Антипа, из под Чернигова). Приехал и уединился в одной из подземных пещер – подвиг монашества невидим для нашего бытового глаза. На недоуменный вопрос многих: «А што это он там делал?» – отвечаю: «Молился». К нему стали приходить люди – за благословением, за духовным советом, а некоторые просили у него разрешения остаться. Так появилась первая братия, немного, человек 12. И в слоях слабосцементированного глиной песчаника иноки тоже стали копать себе кельи, которые были соединены друг с другом подземными коридорами, а также подземные церкви. И вот так стал формироваться подземный пещерный монастырь, и так появились Дальние Пещеры. Но через 10 лет Антоний ушёл на другой холм, где было поспокойнее и не так многолюдно, и выкопал себе новую келью – и здесь было положено начало Ближним Пещерам. Наземных строений над пещерами, т.е. на самих холмах, не было – духовная жизнь была сосредоточена под землёй. Они появились с приходом нового игумена.

            Когда Антоний ушёл в новую келью, игуменом монастыря – в 1062г. был избран монах Феодосий (юноша сам пришёл в пещеру к Антонию из Василькова, и принял здесь монашеский постриг). И Феодосий стал воплощать в жизнь свою цель – устроение первого общежительного монастыря на Руси. Так над Дальними Пещерами были построены деревянная церковь и кельи (а над Ближними Пещерами в древнерусское время росли деревья).

            Эти два человека – два разных образа устроения монашеской жизни.

Антоний – это отшельничество в пещерах и затворах, невероятно трудный и высокий подвиг.

Феодосий – это иноческое общежитие, воспитание братии в терпении, смирении, послушании, братской любви и дисциплине, т.е. качествах, которые сейчас, в наше время, многими из нас воспринимаются, как устаревшие артефакты. Феодосий был первым «столпом нестяжательства и аскетизма» на Руси, но при этом не был фанатиком. Он всегда трудился не во имя политических программ, а ради своей совести.

            Вот так создавалась Лавра: сначала возник подземный пещерный монастырь (1051) – потом Печерский мужской монастырь (1060-1062) – потом им получен статус Лавры (1598). «Пошёл монастырь от благословения Святой Горы Афонской, поставлен не от богатства, а слезами, молитвою, бдением, и превзошёл славою монастыри, построенные князьями и боярами с богатством серебра и золота». Нестор-летописец.

            Ближние Пещеры – называются ещё Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. Но мощей этих святых отцов в Пещерах нет – есть только их кельи, там, где они жили и молились. Не считается, что их не нашли или они пропали – считается, что сами святые подвижники – основатели Лавры Антоний и Феодосий не пожелают пока открыться для обретения. Они ждут более достойных времён.

            Зажигаю свечку – спускаюсь вниз по узким каменным долгим ступенькам. Вот и развилка дорог – налево «экскурсантам», направо – паломникам. Ничего страшного здесь нет. Узкие коридоры, их высота и форма сводов – тщательно продуманы – они пропорциональны размерам человеческой фигуры. Стены белые, отштукатуренные. Воздух свежий, никакой «спёртости» или его недостатка не ощущается.

            В белых стенах выдолблены арочные ниши, в которых стоят большие полированные ларцы со стеклянными крышками. В них лежат мощи. Очертания человеческого тела прикрыты красивой парчовой тканью. Святых переодевают – в обычные дни – в «повседневную» одежду, в праздники – в нарядную, в пост – в черную. Где-то из-под облачения можно увидеть шоколадного цвета кисть руки.

            Обретение мощей считается чудом. Даже самые заядлые дарвинисты и атеисты не могут не удивиться фактам, противоречащим всем законам природы: при t- 7-9? и влажности 80-100%, т.е. при самых что ни на есть неблагоприятных условиях, останки святых людей, которым уже около тысячи лет сохранились необъяснимым наукой образом.

            Монахи уходили в пещеры от мира, в поисках уединения, и жили здесь в затворах – каменных кельях. В стене было крошечное окошко и раз в три дня другие иноки приносили им просфору и новые свечи. Если всё это вдруг оставалось нетронутым, значит, затворники ушли в мир иной. По уставу монастыря их замуровывали в специальных полукруглых и длинных нишах, выдолбленных в стенах пещер – локулах и закрывали. Прикоснуться к ним можно было только по истечению 3-х лет, можно позже, но не раньше. Поразительное – где-то из локул вынимались костные останки и переносились в специальные костницы, а где-то – мощи оставались нетленными.

            Что это может означать? Что этот человек, через своё сильнейшее устремление к Богу, а значит к Любви и Добру, накапливал такую энергию, что сам становился сгустком благодатной энергии. Николай Рерих говорил, что «психическая энергия сильнее ядерной»….

            Многие боятся мощей. Но почему? В отличие от египетских мумий, источающих негативную энергетику, здесь совершенно противоположные ощущения. Здесь царит мир и покой. Ещё наверху, наша экскурсовод посоветовала не верить цифрам захоронений – потому что подсчитать их все в действительности просто невозможно. Но, тем не менее, Собор Преподобных Печерских святых включает в себя около 118-120 имен подвижников: 118 гробниц святых в Дальних и Ближних Пещерах и «закрытые» пока мощи преподобных Антония и Феодосия.

            Обычно, по церковному уставу, при основании любого храма в нём должна присутствовать хотя бы частичка каких-либо святых мощей. Учение о почитании святых мощей было утверждено Седьмым Вселенским Собором. Почитаются мощи «благочестиво, но не благолепно» (как иконы) и смысл почитания основан на том представлении, что «христианское тело есть храм Святого Духа». Так вот – любая церковь благодарна хотя бы малой частичке мощей!, а здесь в Пещерах Киево-Печерской Лавры находятся целые нетленные мощи 120 святых!

            Поэтому, спускаясь вниз, в Пещеры – будьте уверены – ничего плохого с вами там не случится. И если вы атеист и убеждены в том, что произошли от обезьяны, т.е. даже теория Дарвина вас не пугает и не смущает, то чему вы собираетесь пугаться здесь? Боитесь останков просветлённых людей? Теми же учёными подтверждено – что мощи святых обладают бактерицидными свойствами, защищают от радиации и очищают воздух на небольших расстояниях. Рядом с мощами святых распускаются цветы….

            Я тихо хожу по достаточно тёмным коридорам. Удивительно, но огонёк свечи даже не колеблется, а горит ровно и ясно. Мне, наверное, повезло – так получилось, что сейчас ноябрь-листопад, поэтому в пещерах и узких коридорах народу достаточно мало. Никто никому не мешает. Только редкие туристические группы, бегущие по подземелью за экскурсоводом, создают пробки. Около каждого ларца есть надпись с именем святого и родом его занятий, например: Дамиан целебник, Нектарий схимник, Алексей затворник, Григорий иконописец, Агафон чудотворец, Нестор летописец. Рядом висит либо изображение этого святого, либо его любимая икона. Люди прикладываются к мощам. Обратила внимание, что многие стоят перед определёнными святыми и молятся им.

            В Пещерах есть удивительные по красоте подземные церкви.

 

В Ближних Пещерах их три: церковь Введения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Антония и церковь преп. Варлаама. Когда, ходя по подземным коридорам, заходишь в такой подземный храм….

            В Введенской церкви слева находятся мощи преп. Агапита врача – безвозмездного лекаря. Не было ни одной болезни, от которой этот святой монах не мог бы исцелить. Если вы купите при входе в Пещеры какую-либо иконку или что-нибудь другое (крестик, ладанку), то эти предметы можно здесь прикладывать и освящать на мощах.

            Напротив Введенской церкви – есть каменная комната – бывшая Трапезная, в ней располагаются мощи Никона Сухого (справа, проблемы ног), Луки Печерского (слева, женские печали), Ильи Муромца (второй слева, мужская сила) и младенца Иоанна (впереди, защита детей). Все это можно увидеть на коротком обзорном маршруте.

            На длинном отрезке для паломников в числе прочих святых увидете мощи 12 мастеров – зодчих Успенского собора, Нестора Летописца («Повесть временных лет»), Алипия иконописца (с огромным удивлением прочитала, что возможно он, а не апостол Лука, является автором знаменитой иконы Владимирской Божией матери, которая сейчас находится в храме при Третьяковской галерее), а главное – келию преподобного Антония и его символическое захоронение. На стенах рядом – иконы. В этой крошечной каменной келье святой старец «завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет». Келья такая маленькая, в неё помещается не больше трёх человек, и уже не помню, как она освещается – кажется светом лампады, но ощущение такое, будто она озарена ярким светом. Эта келья находится прямо напротив церкви преп. Антония Печерского.

            Интересно – я долго спускалась вниз в подземелье, но вот обратно, вышла как-то очень быстро и оказалась внутри Крестовоздвиженской церкви, в которую заходила перед Пещерами. Надо же, а я и не заметила маленькой дверцы в стене, откуда возвращаются люди из Пещер.

            Далее – иду в Дальние пещеры. К ним можно пройти несколько сокращённым путём – напротив Крестовоздвиженской церкви надо нырнуть в длинную деревянную галерею. Но я прошла мимо, ничего не видя и ничего не слыша после посещения Ближних Пещер. Надо сказать, что эмоциональная нагрузка для одновремённого посещения сразу двух подземных Пещер очень велика, но что делать? Когда я ещё приеду в Киевскую Лавру? Поэтому направляюсь по мощёной центральной дороге ко второй части Нижней Лавры – на этой территории (макушка холма) находятся очень красивые церковь Рождества Богородицы, Колокольня и небольшая Аннозачатьевская церковь. Здесь туристов несколько меньше, чем на территории Верхней Лавры и первой части Нижней – видимо, досюда доходят только сильные духом, или очень любопытные. Опять покупаю свечку и спускаюсь вниз – очень глубоко, очень. Сильно чувствуется, что над головой у тебя метров 20 грунта. Ноги уже устали пересчитывать ступеньки. Но вот, наконец, я дошла. Здесь маршрут тоже делится – на обзорный и молитвенный.

            В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия, в которой из «мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами. Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги. Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен.

            Здесь, в этих Пещерах также есть три удивительные подземные церкви: церковь Рождества Христова, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Феодосия, игумена Печерского. И оказывается, в последнем храме каждый день в час дня совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются драгоценным миром от мироточивых глав просветлённых людей.

            Я постояла в миниатюрной Рождественской церкви и, выйдя, свернула в какой узенький коридор. Там оказалось символическое место захоронения самого преподобного Феодосия. Это очень сильное место.

            Интересно, что я помню, как долго спускалась в подземные пещеры, а вот как выходила оттуда – стёрлось из памяти, как-то раз – и уже вышла, и оказалась в Аннозачатьевской церкви. Вообще, я советую приобрести в иконных лавках Лавры книжечки с подробными планами Пещер. Маловероятно, что там внизу вы их откроете и будете сверяться, но, тем не менее, они вам помогут. Примерные карты Ближних и Дальних Пещер можно посмотреть здесь: http://www.lavra.kiev.ua/ru/history/map/long.php. И ещё – в сувенирном магазинчике на территории Верхней Лавры (сразу слева от Святых ворот в арке) я увидела необыкновенно красивые иконы. Они были нарисованы художниками, покрыты лаком и украшены полудрагоценными камнями (~250 гривен). Продавщица мне сказала, что их пишут здесь в Лавре, монахи-иконописцы. Но я засомневалась, и покупать иконы в сувенирах мне как-то не хотелось, да и потом нигде в иконных лавочках по всей Лавре я подобных не видела. Сейчас я вспоминаю эти иконы и снова сомневаюсь – может я зря этого не сделала?…

            Я вышла из Дальних Пещер, но ещё не из Лавры. Вообще, скажу честно, удивительным образом, несмотря, что я провела здесь практически полдня, уходить из Лавры мне совершенно не хотелось. Совершенно. Это, действительное, очень благодатное место. Но вот я уже на крутом мощёном спуске, который идёт по дну оврага, между двумя лаврскими холмами. С одной стороны бок холма зарос деревьями и усыпан бронзовыми листьями (внутри него Дальние Пещеры), другой склон опоясан мощнейшей белоснежной стеной Лавры, в серединке – аллея и шикарный огромный розарий. Даже осенью, когда уже всё облетело, он необыкновенно красив, и даже сейчас розы ещё цветут. Как же тут замечательно летом. Впереди за воротами и оградой виднеется Днепр. А почти перед самим выходом по обеим сторонам от дорожки-аллеи находятся две каменных беседки-источника – Антония и Феодосия. Они называются по-украински «каплицы». В одной каплице я покупаю стаканчик за 10 копеек и пью с удовольствием водичку, потом перехожу в другой и там тоже пробую. Теперь всё.

            фото: http://www.pamsik.ru/about_foto.php?i=74