Со временем один из них удостаивается чести предстать перед нами в роли центрального персонажа большого художественного очерка писательницы О. Шалацкой. Она создает яркий образ проворного киевского дельца конца XIX века и попутно дает описание его встречи с клиентом.
«Вот что, молодой человек,— говорит он ищущему места мещанину,— здесь (на площади перед Присутственными местами.— А. М.) неудобно разговаривать, а недалече есть трактир, «Тифлисом» называется,— зайдемте туда. Я вас угощу, вы ублаготворите меня, а главное — я научу вас, как найти место. Не правда ли, за умную беседу можно заплатить рублика три? Зато я вас умудрю, право слово, умудрю!» — и он поднял вверх указательный палец, точно призывал небеса в свидетели.
Они направились к перекусочной. Сизый нос [«аблакат»] отрекомендовался частным поверенным, или ходатаем по разным делам Парамоном Прокофьевичем Зайцевым.
Новые знакомые вошли в трактир среднего пошиба, здесь Зайцев расположился как дома и потребовал водки, сельдей, сыру и т. д. Когда желаемое поставили на стол, «адвокат» налил себе рюмку водки и выпил залпом свою порцию, после чего предложил Василию Петровичу выпить еще и чокнулся.
Пропустив две-три рюмки, Зайцев потребовал, чтобы Масленников выложил перед ним свою биографию. «Откровенно, ничего не утаивая, будто священнику на исповеди», — пояснил он, закусывая прозрачным куском сыра».
Пронырливый Зайцев действительно устроил Масленникова на хорошее место, но при этом взял с него долговые расписки на значительную сумму, которую тот должен был выплачивать как гонорар своему «аблакату». Попутно делец собрал большой «компромат» на своего подопечного, так что при первой же попытке прекратить кабальные выплаты из жалования Масленников тут же слетел со своего тепленького места.
Среди «аблакатов» было немало мелких аферистов, бесстыдно обиравших темных людей, и просто опустившихся пьяниц, занимавшихся писанием прошений и жалоб. Составленные ими бумаги нередко становились предметом осмеяния городской прессы.
© Издательство “Скай Хорс”
© Анатолий Макаров
отличная книга!
у меня есть предыдущего издания, года так 2003, там обложка "под старину", мне больше нравится.