Довоенный Киев сравнительно быстро вошел в историю мирового киноискусства. В конце двадцатых годов, пока великий Довженко обживал “Одесский Голливуд” – тогдашний центр украинской киноиндустрии, на провинциальной киевской кинофабрике заканчивались съемки классической картины, которой суждено будет получить статус признанного шедевра мирового документального кино. Ее сценаристом и режиссером был Дзига Вертов – Денис Аркадьевич Кауфман, неугомонный новатор, который впервые в истории заснял на пленку кавалеристскую атаку и роды, изобрел хорошо известные нам титры, да и вообще, оказал огромное влияние на развитие мирового кинематографа. Преклонявшийся перед ним Сергей Эйзенштейн вслух признавал, что советское художественное кино той эпохи во всем училось у авангардиста Вертова.
Излагая суть своего творческого метода, Дзига лаконично называл его “киноправдой”. Он снимал все, что видел вокруг себя: дороги, заводы, шахты и электростанции, заснеженную тундру и пустыни с раскаленными добела песками. А главное, снимал жизнь людей – простую, ничем не приукрашенную, со всеми мельчайшими бытовыми подробностями, которые ранее не попадали в кадр только нарождавшегося киноискусства. Вертов доказывал: эту жизнь, которой традиционно брезговали прочие режиссеры, также можно показать прекрасной и яркой.
“Фильма” “Человек с Кино-Аппаратом” – именно так писалось в то время название этой картины – в полной мере отвечала канонам вертовской “киноправды”. На ее зрителя обрушивается бурный поток старой киевской жизни, о которой можно еще узнать разве что в редких и скупо написанных воспоминаниях старых киевлян. Молодые девушки, бегущие на службу по Крещатику, рабочие с завода Гретера и Криванека, только что получившего новое название – “Большевик”, занятые своими обычными повседневными делами. Заботливые киевские мамочки с детьми, которым впоследствии предстоит пережить ужасы оккупации, эвакуации и бомбежек, ремесленники-кустари, мелкие конторские служащие и “старорежимные” персонажи пенсионного возраста, будто сошедшие со страниц повестей Исаака Бабеля, Ильфа и Петрова. Вертов сплошным потоком обрушивает на нас тысячи деталей и штрихов из жизни “провинциального мегаполиса”, как назвали тогда еще не столичный Киев, на улицах которого обгоняли друг друга трамваи и телеги. И ясное киевское утро, которое так хорошо знакомо всем поколениям киевлян, тоже украшает собой этот старый фильм.
Немая, черно-белая картина Дзиги Вертова совсем не кажется устаревшей и архаичной и смотрится на едином дыхании. И немудрено – ведь ее актерами стали сами жители нашего города. Именно в их лица всматриваются сегодня студенты всех мировых киноакадемий, где в обязательном порядке изучают одну из самых известных классических документальных кинолент – старую “фильму” о нашем Киеве.
Синяя дымка памяти
Песня о любимом городе малоизвестна среди нынешних киевлян, которые умудрились забыть даже не столь давние гимны нашего города, вроде известной композиции Дмитрия Луценко и Игоря Шамо. Однако старый хит из кинофильма “Истребители”, вышедшего на советский киноэкран в тридцать девятом году, бесспорно, является одним из наиболее поэтичных описаний Киева, отнюдь не обделенного вниманием композиторов и поэтов.
Фильм, снятый десятилетие спустя после вертовской ленты, отличался от нее буквально во всем. Это была типичная художественная картина в духе предвоенного времени, однако сам Киев придал ей мягкий, лиричный подтекст, который полностью отразила песня Долматовского и Богословского в исполненнии сверхпопулярного тогда Марка Бернеса.
В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает –
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.
Пройдет товарищ все бои и войны,
Не зная сна, не зная тишины.
Любимый город может спать спокойно,
И видеть сны, и зеленеть среди весны.
Когда ж домой товарищ мой вернется,
За ним родные ветры прилетят.
Любимый город другу улыбнется –
Знакомый дом, зеленый сад, веселый взгляд.
Сам Бернес вместе с другим известным в то время актером, Василием Дашенко, то и дело прогуливаются по центральным районам Киева, которые открываются нам то в одном, то в другом кадре. Киевляне уже в то время не стеснялись просить автографы у тогдашних кинозвезд, хотя это считалось мещанством и строго критиковалось на партийно-комсомольских собраниях. А старый киевский кинематографист Илья Белаковский вспоминает, как во время съемок в “Пролетарском” парке, на зеленых печерских холмах, милиция спасала Бернеса и его друзей от целой толпы восторженных киевских поклонниц. А в другой раз актерам пришлось выдавать себя за настоящих военных летчиков, что только и помогло им спастись от назойливого внимания наших ретро-фанатов.
Прошли годы, и мы уже почти потеряли для себя образ довоенного Киева, такого похожего и не похожего на современный нам мегаполис. Но кадры старого кино все еще позволяют развеять синюю дымку памяти над нашим всеми любимым городом.
Не поленился, скачал. Честно говоря, я ожидал от фильма большего. Там не только Киев, узнаваема и Москва. Я вот несколько лет ищу просто киевскую хронику. В некоторых передачах мелькал довоенный Крещатик. Бесполезно.
А где фильм этот скачать можно то?
Я качал с infostore.org, но ресурс в дауне http://alexeymas.livejournal.com/
Блиииииииин...
А можно залить куда нить?
а ссылочку в личку если тут нельзя?
Просто давно уже ищу кинохроники киева...
тоже ищу, есть пару фрагментов у меня на сайте
http://valicoz.io.ua/video3974" rel="dofollow" target="_blank">http://valicoz.io.ua/video3974
по новому каналу когдато показывали много хроники, Зона Ночи, но в сети рипов нет, буду пробивать новый канал на предмет переписать архивы
В кинофотоархиве на Соломенке той хроники немеряно. Они выпустили аннотированные каталоги – глаза разбегаются. Другое дело, что за бесплатно у них, натурально, не перепишешь. Тут хорошо иметь блат где-нить на телестудии, которая заказывала бы эти материалы оптом )))
Был человек на СТБ - ушел, знакомый главный энергетик Киевнаучфильм - очень пожилой мужик, даже просить не хочется. А какая вилка цен на Соломенке?
Насколько мне известно, пишут они только на VHS (на DVD не пишут). Оригиналы на кинопленке. Цена услуги – 11 грн за просмотр одной кинокоробки при отборе сюжетов и 16 грн за каждую записанную минуту. Плюс НДС. На таких условиях копировать у них может любой.
Телефон читального зала, по которому можно получить дополнительную информацию – 275-11-13. Аннотированные каталоги у них дают посмотреть свободно, некоторые даже можно недорого купить. Скажем, в каталоге "Кинолетопись" (украинская хроника и документальные фильмы 1923–1941) – 374 позиции, в каждой по нескольку сюжетов.
Премного благодарен, зафиксировал.
вот еще статья М.Кальницкого про киевские фильмы:
http://community.livejournal.com/intere sniy_kiev/538568.html
Спасибо. Теплая статья. Хочется продолжения темы.
Иллюстрированно было это дело плохо в Газете... Ни одного кадра из фильма, зато зачем-то две афиши, пусть и сделанные самим Дзигой. Да и фотку самого Вертова не поставили.