Забытое украшение Евбаза

 

Материал на эту тему был подготовлен для сегодняшнего номера «Газеты по-киевски». Но здесь, в свободном формате, размещен более подробный вариант. И картинок поболее.

 

На фотоснимке (ок. 1880 года) бывшей Галицкой площади – нынешней площади Победы, – хорошо видна приходская Иоанно-Златоустовская церковь, более известная как Железная (потому что ее облицовка с псевдорусским декором действительно была изготовлена из чугунных плит и прочих металлических деталей, а опорные конструкции – из железа, с кирпичным заполнением). А справа от нее заметен трехэтажный доходный дом, расположенный на углу Бибиковского бульвара (теперь бульвар Тараса Шевченко) и Дмитриевской улицы. Это здание выстроили в 1877–1879 годах архитекторы Богдан Грейм и Павел Спарро для чиновника из дворян Василия Ячницкого. По тем временам – довольно солидное строение для окраины, какой была тогда Галицкая площадь.

 

Местность имела сходный вид и в первые годы ХХ столетия (церковь к 1901 году отремонтировали и снабдили оградой с кирпичными столбами).

Трехэтажное здание оставалось практически в прежнем виде. На снимках заметно, что окна двух верхних этажей имеют обычный вид, а в первом этаже более обширные и обвешаны вывесками. Нетрудно догадаться, что весь первый этаж был отведен под магазины. Это и понятно, учитывая близость к популярному торговому центру – знаменитому Евбазу (Еврейскому базару), который находился позади церкви.

К началу 1890-х годов дом перешел в собственность торговца мануфактурой, купца Исаака Шварцмана. Его фирма в Киеве считалась наиболее крупной. Главный магазин и резиденция мануфактурщика находились на Подоле, на том месте, где потом был построен клуб пищевиков (теперь Детский музыкальный театр). Правда, на восьмом десятке лет старик Шварцман по нездоровью отошел от дел; в 1908 году было основано «Товарищество мануфактур “Исаак Шварцман”», паи которого распределили между членами разветвленной, довольно дружной семьи.

 

Директором правления Товарищества и его фактическим руководителем оказался 42-летний сын Исаака Моисеевича, Лев Исаакович Шварцман. Но теперь его знают во всем мире как Льва Шестова – философа, литературоведа, публициста, одного из столпов экзистенциального учения, мастера парадоксов, ниспровергателя авторитетов…

 

Лев Шестов. С портрета работы С. Сорина. 1922 г.

Что же касается дома Шварцмана на Галицкой площади, по Бибиковскому бульвару, 62/2, то его еще к началу 1900-х годов переписали на старшую сестру Шестова – Марию Исааковну, для домашних – Маню. Она была замужем за врачом Владимиром Мандельбергом, который был введен в правление Товарищества в качестве одного из директоров-распорядителей. Лев Шестов, чье здоровье еще в 1890-х годах сильно пошатнулось, пользовался профессиональными услугами зятя, а сестру Маню он очень любил и, разумеется, часто бывал в доме у Мандельбергов.

По мере развития и расширения города трехэтажный дом перестал быть таким уж заметным. Вокруг Евбаза поднимались уже здания в четыре-пять этажей.

 

 

Галицкая площадь ок. 1910 года. На переднем плане – та мелочевка, которая стояла на месте универмага «Украина» и гостиницы «Лыбедь». Слева на горизонте чуть видны завершения Николаевского собора Покровского монастыря, правее – дома по ул. Бульварно-Кудрявской (Воровского); за Железной церковью базарное место и начало Дмитриевской улицы; справа последние дома ул. Мало-Владимирской (Олеся Гончара).

Дом Мандельбергов тоже увеличился. Он был расширен пристройкой. А окончательный вид здание приняло в 1912 году. Тогда с ним произвели операцию, очень популярную и в нынешней старой застройке Киева: над прежними тремя этажами надстроили мансарду. Попутно заново отделали фасад. И здание, прежде вполне обычное и скучноватое, обрело совершенно иной вид! Окнам мансарды дали изящное оформление а ля французский ренессанс, стены оформили пилястрами, угол подчеркнули выступом, увенчанным стройной башенкой. А для оживления фасада на нем была помещена женская статуя. К слову, любопытно было попытаться разгадать – что она собой символизирует? К счастью, сохранилось ее изображение крупным планом.

Мы видим, что левая рука статуи простерта в приветственном жесте. А в правой она держит пучок каких-то растений. Подобные изображения – женщина с охапкой лекарственных трав – встречаются и в других местах Киева; обозначают они Медицину. Вполне понятно, почему на доме, владелицей которого была жена врача, появился такой символ. (Между прочим, на фото у ног женщины примостился голубь. Живой, а не скульптурный!)

Надо сказать, что супруги Мандельберги выбрали удачного исполнителя для реконструкции. Им оказался архитектор Мартин Клуг – один из самых ярких мастеров киевского модерна, «автографами» которого стали здания по улицам Ярославов Вал, 14 (Австрийский банк); Заньковецкой, 6; Воровского, 19; Олеся Гончара, 50 и др.

На фрагменте плана 1925 года показано место, которое занимал дом в застройке Галицкой площади (отмечен стрелочкой):

 

Левее – погост Иоанно-Златоустовской (Железной) церкви и базарные лавки.

Изображение дома во всей обновленной красе можно найти на фотооткрытке рубежа 1920-х – 30-х годов. К этому времени Бибиковский бульвар уже стал бульваром Шевченко, а Мандельберги, как и Лев Шестов, эмигрировали и жили во Франции. В их бывшем доме теперь поселились советские трудящихся, а нижний этаж по-прежнему занимали магазины – типа бесчисленных «Сорабкопов».

 

Площадь была одним из важных трамвайных узлов; на фото и на плане видны рельсы на бульваре, на Дмитриевской, на Степановской (Старовокзальной)… Быть может, для нужд трамвайного сообщения был устроен и павильон с навесами на переднем плане снимка.

Дому № 62/2 посчастливилось уцелеть и в годы Второй мировой. На снимке 1948 года с панорамой площади (все еще Галицкой; название «Победы» ей дадут через четыре года) он виден посредине; к тому времени Евбаз на его привычном месте уже был ликвидирован, и вместо него красовался сквер с громадной круглой клумбой – будущее место цирка.

В отстроенном, ухоженном Киеве, уже наладившем быт и транспорт, старый дом сохранял заметное место, оставаясь украшением площади. На фото 1955 года мимо него проезжает «горбатенький» троллейбус, характерный для 1950-х – 60-х годов; за ним виднеется вывеска аптеки.

 

 

Сосед слева – одноэтажный покосившийся домишко на углу Чкалова (Гончара) – конечно, не мог идти с монументальным зданием ни в какое сравнение (фото 1957 года). Этот домик заполнен бытовыми заведениями: ремонтные мастерские, парикмахерская, «Гравючас» (мастерская по ремонту часов и нанесению гравировки), заодно «Пирожковая». А из двора высунулась будочка голубятни.

Но, между прочим, возле этого неказистого комплекса, по тому же адресу “Чкалова, 79”, размещался старый, еще дореволюционный кинотеатр. Первоначально он назывался “Орион”, а в советское время получил имя “Ударник”. На торце дома № 62/2 замечаем призыв посмотреть новый фильм “Одна ніч”. Это снятый в 1956 году фильм-спектакль Ленинградской Акдрамы им. Пушкина по одноименной пьесе Бориса Горбатова, с Константином Скоробогатовым в главной роли.

На этом же фото на фасаде «нашего» дома слева видна вывеска «Скупка часов». Здесь вообще находилась популярная в Киеве комиссионка.

Вскоре одноэтажный домик исчез, и к началу 1960-х на его месте появилась “хрущевская” пятиэтажка, в первый этаж которой был встроен, взамен старого, новый кинотеатр «Перемога». Вот он по соседству с домом по бульвару Шевченко, 62/2.

Над зданием с кинотеатром установлена реклама нового фильма «Мертвый сезон» – довольно известной ленты режиссера Саввы Кулиша о работе советской разведки, с участием Донатаса Баниониса и Ролана Быкова. Увы, название картины приобрело для дома на бульваре зловещий оттенок. «Мертвый сезон» снимали в 1968 году. А красивое строение рядом с «Перемогой», как мы видим, на момент премьеры фильма уже обнесено забором… В ту пору его тоже приговорили к сносу.

Вот едва ли не последний снимок бывшего дома Мандельбергов. Часть мансарды уже разобрали.

 

 

Но ради чего же снесли добротное старое здание? Что было построено на его месте? Как ни странно, долгое время это место просто пустовало. Как, например, на этом снимке 1980-х годов из последнего тома советской «Истории Киева» в четырех книгах. К площади Победы обращен голый торец соседнего высокого дома по бульвару Шевченко, 60 (помещение Сектора географии), который решили «облагородить» громадным изображением ордена Победы.

 

Затем площадку все же начали застраивать. Помнится, одно время здесь велась «интернациональная стройка» с участием польских рабочих. Постепенно поднялся каркас, вытесняя и перекрывая орден, который в конце концов сняли. А потом… потом этот объект превратился в «долгострой» и пришел в негодность. Не так давно его частично разобрали, частично замаскировали щитами, а теперь облицевали стеклом. Не очень понятно, чем все это кончится.

Так выглядит ныне это невразумительное недостроение рядом с бывшим кинотеатром «Перемога» (в помещении которого теперь действует театр «Браво»). А ведь, в принципе (благо имеются старые изображения), здесь можно было бы построить новое здание по образцу утраченного, вернув площади Победы ее давнее украшение. Быть может, еще не поздно?

(с) Михаил Кальницкий
Фотоснимки из фондов ЦГА КФФД Украины им. Г. Пшеничного и из собрания аффтора.