В запечатанных конвертах нас ждут зашифрованные указания по поводу нашего маршрута. В некоторых старых заведениях общепита нас ожидают агенты сообщества, которых мы должны вычислить, произнеся условную фразу. Кроме того, в каждом кафе нам нужно будет отметиться, что-нибудь выпить или съесть и сохранить чек. В конце забега нас ждет торт. Ну, во всяком случае, тех, которые еще смогут передвигаться самостоятельно.


Только на маршрутках


И вот в воскресный день, когда на улице идет мелкий дождь, человек сорок молодых людей, сосредоточенно о чем-то говорят на Львовской площади. То, что это и есть участники квеста, догадаться нетрудно. Некоторые из них подходят к вам со словами: “А у вас есть команда? Можно ли к вам присоединиться?” Иногда команды количеством от двух до четырех человек формируются непосредственно на месте, так сказать, не отходя от кассы. Тут же и придумываются незамысловатые названия вроде “Нетудыхаты”. Лидер “Интересного Киева” Арсений Финберг сжимает в руках конверты с заданиями, куда нам нужно идти и что делать.


– И запомните, – я слышу обрывки его комментария, – никаких такси и личных автомашин! Все передвигаются только маршрутным транспортом! А еще лучше – пешком!


В первом же конверте, полученном нами, читаем задание: найти кафе со старым названием микрорайона возле площади со шпилем, названной по имени старой советской машины. Там нужно взять бокал пива, найти агентов и сказать им условную фразу. То, что мы имеем дело с площадью Победы, не вызывает никаких сомнений, а вот обнаружить саму “точку” оказывается не так-то и просто. Впрочем, кафе “Евбаз”, незаметное в тени универмага “Украина”, оказывается заведением сугубо утилитарным: немного столиков, много пива. Из антуража – старый приемник в углу. Не очень вписывающийся во в общем-то современный дизайн заведения. Агентов “Интересного Киева” вычисляем просто: они единственные, кроме нас, посетители этого заведения.


– Здесь пиво вареньем не разбавляют? – произносим мы кодовую фразу. И получаем пакет. Правда, только после того, как покупаем и выпиваем бокал пива. Кстати, мы, оказывается, добрались сюда четвертыми. Продавцы, очевидно, долго еще будут удивляться молодым людям, прибегающим в “Евбаз”, выпивающим на ходу пиво и так же молниеносно исчезающим где-то вдалеке. Во всяком случае, однозначно можно сказать, что вряд ли только что выпитый бокал окажется последним.


Умирающий жанр – сосисочная


В полученном конверте нам рекомендуется найти сосисочную на улице имени известного театрального деятеля по фамилии Тобилевич. Мы ее находим без труда – на углу Саксаганского (псевдоним Тобилевича) и Коминтерна. Кто бы мог подумать, что в центре Киева сохранилась сосисочная? И это в то время, когда под натиском застройщиков погибли и “Кулинария”, и “Трембита”, и еще ряд культовых кафе… Из букв соседней таблички и номера дома мы узнаем, какой конверт нам нужно открыть следующим.


“Магазин, чье название связано с Винни-Пухом, расположенный на улице большого синего цветка” на поверку оказывается торговой точкой под названием “Медок” на Красноармейской улице, которой все никак не возвратят старое название Большой Васильковской. Магазин со старым советским убранством внутри и незамысловатыми рисунками на витрине, словно пришедшими из восьмидесятых годов: медведь, пчелы, соты. Количество сот должно подсказать нам, конверт с каким заданием мы открываем далее. Наша новая цель – найти кафе под названием “Пингвин”, но не то, что на Куреневке, а на улице “русского поэта с артиллерийской фамилией”. Идентифицировав поэта как Пушкина, бежим на соответствующую улицу. Да, действительно, недалеко от бульвара Шевченко находится совершенно незаметное кафе – сколько раз мы здесь проходили, но, если бы не квест, вряд ли обратили бы на него хоть какое-то внимание. Здесь нужно купить десерт со взбитыми сливками, а его стоимость подскажет нам, куда держать путь дальше.


Мы, видимо, не первые в этой странной гонке по Киеву. Даже точно мы не первые. Продавцы, услышав словосочетание “десерт со сливками”, как-то тяжело вздыхают и голосом, полным фатализма, говорят куда-то на кухню: “Еще один… такой же…” Впрочем, они ведут себя крайне корректно и, хоть заметно снедаемы любопытством, все же не рискуют спросить, чем вызвана такая неожиданная любовь к десертам. А впереди нас ждет еще много удивительного… На выходе мы сталкиваемся с нашими конкурентами, которые тоже заказывают сливки, поедая при этом… перепички. Действительно, судя по подсказке “традиционные киевские гамбургеры на улице известного гетмана”, нам нужно бежать скупать эту культовую городскую еду. А уже оттуда продвигаться к кафетерию на углу улиц Заньковецкой и Лютеранской – и пить там пиво. Здесь нас встречают явно негостеприимно.


– Не будет вам чеков! Из-за вас у нас кончилась в аппарате лента, – продавщица явно обвиняет в этом участников квеста. Впрочем, мы и без чека находим конверт со следующим заданием: его номер совпадает с номером кранов у барной стойки. Мы его вскрываем пакет и – вот это сюрприз! – видим отрывки из публикации в нашей “Газете…”, посвященной так называемой “Шайбе” – кафетерию в переходе на Майдане Незалежности.


“Шайбу” удивить невозможно


В “Шайбе” отношение к людям с конвертами, которые покупают кофе и что-то внимательно рассматривают в чеке, самое теплое. В переходе на Майдане видели и не таких чудаков. Здешних продавцов очень трудно вывести из равновесия. Они сами подсказывают, конверт с какой цифрой нам надо выбрать. Они интересуются, сколько денег получат победители в нашем забеге, и явно удивлены, узнав, что победителей ждет “всего-навсего” торт.


Нет, в Киеве все-таки остались старые культовые кафе. Например, “бабский” магазин на Нижнем валу или кафетерий на втором этаже Дома хлеба. Везде мы на ходу успеваем чем-нибудь подкрепиться – и снова в путь. В фирмовом киоске подольского пива нам не только приходится выпить по еще одному бокалу напитка, но и найти представителей “Интересного Киева”, у которых нужно попросить поделиться пивной пеной. Это не так просто, как в “Евбазе”, – магазин переполнен личностями разного уровня подозрительности.


– Поделитесь пеной? – спрашиваем мы у наименее, на первый взгляд, подозрительных. Но их глаза выражают явное непонимание. Нет, это не те люди, которых мы ищем. Даже отойдя на приличное расстояние, мы слышим их шепот: “Как ты думаешь, на что это они намекают?” Хорошо хоть, обошлось без драки. Впрочем, после некоторых поисков удается найти тех, кто нам нужен, получить конверт с ориентировкой на известное в контркультурных кругах кафе на Большой Житомирской, откуда мы идем на последнюю точку сбора – гору Детинку.


Здесь мы оказываемся не первыми, но и не последними, а аккуратными середнячками – седьмыми из пятнадцати команд. Кто-то сошел с дистанции, а еще кто-то перепутал улицу Саксаганского с улицей Воровского и бесцельно блуждает по ней. Но все-таки со временем собираются все. Последнюю команду подбадривают дружным криком “Молодцы!”. Это отнюдь не издевательство, а дань мужеству этих людей, которые под дождем не ленились ходить между столичными кафетериями, блуждая и сбиваясь с дороги и все равно не отступив от цели. Все. Время есть торт. Как ни странно, после всего съеденного во время квеста остался еще какой-то аппетит. А может быть, мы его нагуляли, активно передвигаясь по городу? Во всяком случае, квест от “Интересного Киева” оказался настолько же познавательным, насколько и калорийным.