Идея создания ботанического сада Академии наук возникла сразу после ее основания, осенью 1918 года. Инициатором выступил известный ботаник Владимир Липский – впоследствии один из президентов Академии. Мы привыкли, что «большой» ботсад расположен на Зверинце (кстати, название этой исторической местности на Печерске восходит едва ли не к первобытным временам), а в 1918 году, при правлении гетмана Павла Скоропадского, здесь планировалось разместить новый правительственный центр независимой Украины с дворцом и первой линией метрополитена! Академический ботсад же должен был обосноваться на базе Голосеевского леса.
Ботанический сад как структурная единица Академии наук был создан, Липского избрали директором, был разработан план строительства, однако финансирование от уже советского правительства все не поступало. Еще бы – ведь столицей УССР был Харьков, а Киев оставался на периферии социалистической реконструкции страны. И только после переноса столицы в наш город в 1934 году, уже в 1935-м правительство утвердило решение Киевсовета о строительстве ботсада на Зверинце. Сразу начались работы по подготовке к строительству сада – ведь 2/3 территории из выделенных 117 га (кстати, нынешняя площадь – 130 га) занимали частные усадьбы и различные организации, которые следовало переселить. А в мае 1937 года генеральный план ботанического сада, разработанный архитектурно-планировочной мастерской горсовета, был утвержден Президиумом Академии наук УССР. Пройдемся же аллеями сада-мечты, который должен был принять первых посетителей в 1942 году, а окончательно достроен – в 1947. Если б не было войны…
Помесь английского с французским
Академический ботсад, кроме использования по научному назначению, должен был стать и первым большим благоустроенным парком – ни тогда, ни сейчас наша столица не может похвастаться местами, подобными уманской «Софиевке» или белоцерковской «Александрии». В новом ботсаду должны были сочетаться стиль английских пригородных парков (довольно близкий к идее ботанических садов) с французскими принципами строгой организации парков, заложенными Анри Ленотром в знаменитом Версале – так видел будущий сад архитектор проекта И.Довгалюк.
Флору должна была дополнять архитектура и скульптурные группы. «Возникла мысль дать в оформлении зданий сада стиль, который контрастирует с византийской архитектурой Выдубецкого монастыря, используя наследие классицизма. Суровость и монументализм колонн и балюстрад должна была сочетаться с неорганизованной массой зелени», – писал И. Довгалюк о своем проекте. Строительство предполагалось масштабным: у нынешнего главного входа должен был располагаться институт ботаники (три корпуса, 30 тыс. кв. м), центральные оранжереи на 5 тыс .кв.м, а по соседству, на месте нынешнего розария – центральный комплекс Академии наук – роскошный квартал с озером-гидроаккумулирующей электростанцией на внутренней площади.
Назад, в 1947-й
Известный нам главный вход в ботсад предполагалось оформить парадной колоннадой со скульптурами – впрочем, здесь планировался научно-исследовательский, а отнюдь не «прогулочный» сектор. Входа у Выдубецкого монастыря как такового не было – здесь с набережной от монастыря наверх была запланирована дорога-серпантин, через которую переброшен пешеходный мост. Севернее – плодово-ягодный участок, а вот южнее – дендропарк – «музей из живых растений», как писал И. Довгалюк.
Впрочем, чтобы представить идею проекта дендропарка, мысленно войдем в нынешний сад, пройдем мимо оранжерей и, чуть петляя, свернем налево – в этой, наименее благоустроенной части сада, с плавным уклоном в сторону Лысой горы, есть узкий, но довольно длинный прямой проезд. По проекту, в его конце должен был располагаться нижний вход в сад – неподалеку от нынешней станции метро «Выдубичи», также оформленный парадной колоннадой. Отсюда и начнем нашу прогулку в несостоявшееся в те послевоенные годы.
Фонтаны, гроты, ресторан
Сразу за входом начинается центральная аллея шириной в 16 (шестнадцать!) метров и длиной в полкилометра. Она плавно поднимается к верхней части ботсада, вдоль нее каскадами расположены цветники, а на пересечениях с поперечными аллеями – семь фонтанов.
Нужно определиться – то ли мы пришли прогуляться, то ли – на экскурсию. Альтанки, массивные, с колоннами, и легкие, оплетенные зеленью, расположены вдоль внешней кольцевой аллеи вокруг дендропарка – шириной 8 метров. Она соединяет все четыре публичных входа в ботсад. По краю склонов над набережной для нас устроены обзорные площадки и лавочки. Если же нас встречает ботаник-экскурсовод, то нам на «малую кольцевую» – аллея шириной 6 метров проходит по всем участкам дендропарка, которые разделены аллеями уже 3-метровой ширины и узенькими горными тропинками.
Если же мы отправимся сразу вверх по центральной аллее, но пройдя все семь перекрестков, выйдем к бассейну с каскадными фонтанами и 40-метровой башней на главной площади сада. Подняться наверх можно как по лестницам, так и на лифте, на последнем этаже – обзорная площадка, откуда, как на ладони, виден весь ботсад и окрестности. Два нижних этажа занимает ресторан с обширными террасами…
…«В самых приспособленных точках сада запланировано построить гроты, скалы, каскады декоративных озер и водопадов. Входы и высотные объекты сада будут освещены неоновыми лампами» – пробираясь в выходной день сквозь толпы посетителей по узким дорожкам, или входя через убогую калитку нижнего входа у Выдубецкого монастыря, хочется оказаться там, в альтернативном 1947 году, когда киевский Версаль только открылся. Недавнее столпотворение в ботсаду во время цветения сирени еще раз напомнило – хоть мы и называем Киев зеленым городом, мест для отдыха и прогулок у нас не хватает. А о новых настоящих парках, больших, благоустроенных, с архитектурно-скульптурным оформлением, нам остается только мечтать.
Слава Богу, что всего этого нет. Иначе получили бы очередную имперскосоветскоколхозную чушь. Авторы "забыли" сказать, что благоустройство "гришкатого" Сада состоялось на костях сотен почивших монахов и павших от увечий и ран воинов - героев Русско-японской и Первой мировой... Прогулки на костях героев, магнолии на бывших могилах. Это тоже часть истории Зверинца.
совок на версаль не спроможен
заголовки - взагалі, не найхудожніша частина газетних статей...