Автором идеи был москвич Евгений Вучетич, самый титулованный советский скульптор, известный своими масштабными проектами, посвященными минувшей войне. Его памятник Воину-освободителю в Берлине и комплекс «Родина-Мать» в Волгограде снискали, без преувеличения, мировую известность.
Говорят, первоначально проект предлагался для Поклонной горы в Москве, но был отвергнут. И тогда скульптор решил «пристроить» его в Киев.
В отличие от своих прежних проектов, Вучетич решил поставить над Днепром металлическую скульптуру. Дело в том, что его детище в Волгограде, выполненное из бетона, вскоре после открытия дало трещины.
Однако возведение металлической статуи оказалось весьма непростой задачей. Сотрудники Киевского научно-исследовательского института «Проектстальконструкция», привлеченные к проектированию комплекса, принялись изучать мировую практику, в частности, заинтересовались опытом реконструкции статуи Свободы в Нью-Йорке. Впрочем, в украинской столице предстояло решить более масштабную задачу – киевская статуя по своим размерам намного внушительней.
С учетом того, что строительство Музея истории Великой Отечественной войны (именно таково официальное название проектировавшегося комплекса на склонах Днепра) затягивается, решено было временно открыть его в Кловском дворце, что и было сделано 17 октября 1974 года. В результате май 1975-го, когда торжественно отмечалось 30-летие Победы, Киев встретил со своим музеем войны.
В 1974 году Вучетич умер. Заказ должен был «унаследовать» знаменитый московский скульптор Николай Томский. Однако он отказался. В результате коллектив скульпторов возглавил киевлянин Василь Бородай. Именно тогда первоначальный проект подвергся значительным переработкам.
Например, по замыслу Вучетича статуя как бы «вырастала» из металлической стелы – на уровне груди. В реализованном варианте, как известно, Родина-Мать представлена в полный рост. Вучетич намечал сделать главный вход в комплекс со стороны набережной Днепра. Пройдя аллею с фигурами солдат и партизан, посетители попадали в специальный тоннель, где показывались наиболее трагические страницы войны – концентрационные лагеря и массовые расстрелы . И лишь затем зрители заходили в зал Победы. Благодаря прозрачному куполу он всегда был бы светлым, радостным, оптимистичным.
Однако в действительности основной вход сделан со стороны Лавры, «тоннель ужасов» сооружать не стали, зал Победы решен по-иному.
Возведение комплекса началось с обустройства холма – засыпали овраги и неровности. Верхушку срыли, а внутрь холма поместили огромную бетонную бочку диаметром 32 метра, высотой 16 метров. На ней, собственно, и расположен весь комплекс.
Металлическую статую собирали стометровым краном, выплавленным в специальной домне на Донбассе. Кстати, были предложения сделать монумент менее воинственным – например, вместо меча дать женщине в руки чашу с вечным огнем. Но в итоге сделали так, как намечал Вучетич: щит – в одной руке, меч – в другой.
С мечом, кстати, возникло немало проблем. Вначале он задумывался плоским. Но после испытаний в аэродинамической трубе, проведенных в Москве, решили делать его граненым. Кроме того, отцы церкви, обеспокоенные тем, что кончик меча окажется выше креста колокольни соседней Киево-Печерской лавры, попросили сделать его короче. В результате меч уменьшился на три метра.
Комплекс Победы занимает площадь в 20 га. В него, помимо металлической статуи, входят музейные помещения (18 залов, почти 8 тысяч экспонатов), чаша «Огонь Славы», Аллея городов-героев, площадка военной техники времен Великой Отечественной войны, 7 композиций, символизирующих героическую борьбу на фронте и в тылу (около 100 бронзовых фигур).
Монумент «Родина-мать» имеет высоту 62 метра, а вместе с пьедесталом – 102 метра. Это самая большая в нашей стране скульптура, она внесена в современную «Книгу рекордов Украины».
Строительство намечали завершить к 35-летию Победы, которое праздновали в мае 1980 года. Однако из-за переделок проекта и прочих досадных неувязок в срок работу завершить не удалось. Комплекс открыли только год спустя – 9 мая 1981-го.
По случаю открытия в Киев прибыл советский лидер Леонид Брежнев. «Советский народ, – подчеркнул он, выступая на торжественном митинге, – показал, что он умеет хорошо использовать блага мира… Одно из живых свидетельств этого – ваш красавец Киев, город-герой, возрожденный из руин и более прекрасный, чем когда-либо». Брежнев преподнес в дар музею бронзовую скульптуру работы Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», а также сделал запись в книге отзывов почетных гостей.
только какие отцы церкви в 1981 году?
Никакие....
и я тоже так думаю!;)
класс!
по больше бы такого!!! 😉
рассеялось множество заблуждений об этом памятнике. Одно из них о том что холм по скульптурой был насыпан специально, и по прошествии времени начал сьежять от чего памятник оказался под угрозой. Хотя с другой стороны откудова взялись громадные трещены в асфальте площадки над входом в сам музей...
Интересный факт о бетонной бочке. Я раньше даже об этом както и не задумывался ;). Форма меча тоже впечатлила, хотя с самого детства мечь иной формы я себе даже и представить не мог, в музее истории мечи были не правильные, так казалось мне на тот момент!
была очень интересная статья в Корреспонденте.
Если надо - могу выложить
Спасибо.Она уже выложена в разделе памятники.Тут просто еще один интересный материал.
http://www.livejournal.com/community/in teresniy_kiev/120143.html
Вот я тормоз, я же ее и выкладывал))
когда у меня бцудет время, я перечитаю все твои посты.. нет времени:((