Впрочем, дух судовой романтики и теперь сохранился в некоторых киевских уголках – например, на улице Сагайдачного, в районе ее пересечения с Игоревской. Неподалеку, в доме №4, где размещалась дешевая гостиница “Днепровская гавань”, некогда жил писатель Куприн, зарабатывая на жизнь разгрузкой арбузов в нашем порту. Именно он впервые описал в своих “Киевских типах” тогдашних подольских “водников”. Пробегая по этим улочкам, вечно торопясь, мы, как правило, не вчитываемся в таблички официальных учреждений, от которых так и веет романтикой водных просторов. Здесь буквально на одном пятачке разместились “Укрводпуть”, “Судовой реестр” и даже “Первый экспедиционный отряд подводных и гидротехнических работ”. А рядом затерялась неприметная табличка “Кафе “Трюм”, которая очень органично смотрится в этом “флотском” соседстве.


Чтобы попасть в “Трюм”, вам надо пройти через проезд старого дома с незаурядной лепниной дореволюционных времен. Миновав его, вы окажетесь в старом подольском дворе, где даже сохранились несколько бывших дровяных сараев. Дальше последует спуск в глубокий подвал. Слева за дверью хранятся старые судовые архивы киевских речников, а с правой стороны встречает своих посетителей само кафе “Трюм”.


В прежние годы в этом подвале размещался небольшой бар, где перекусывали в обед сотрудники “водниковских” ведомств – его открыли еще в семидесятые. А девять лет назад “Трюмом” занялась его нынешний владелец – Валентина Григорьевна. В далеком 1974 году, закончив киевское училище пищепрома, она по распределению попала “на флот”, в водниковское хозяйство. Подруги пошли работать поварихами на суда, однако семья и домашний уют прочно пришвартовали Валентину Григорьевну к берегу. Со временем она стала директором одной из трех рабочих столовых Киевского речного порта, в которых ежедневно обедало несколько тысяч киевлян. В кризисные девяностые годы столовые закрылись, но любовь к “флотской” теме и к своему ремеслу подтолкнула Валентину к созданию своего “морского” заведения. Поначалу она вернула к жизни кафе “Старый причал” в здании Речного вокзала. Некогда этот бар относился к давно закрытому ресторану “Одесса”, который располагался прямо на вокзале и служил излюбленным местом встреч моряков бывшего СССР. А затем взялась за маленькое кафе на Сагайдачного, украсив его “флотскими” вещами из своей личной коллекции. Среди них выделяется красивый, до блеска начищенный колокол, в который так и норовят позвонить посетители.


– Колокол – в церкви. А это – “рында”, – обижается Валентина Григорьевна. – Я его купила, когда списывали старые речные суда. Кажется, он “отбивал склянки” на теплоходе “ХXVI съезд КПСС”.


Здесь же можно видеть судовые часы, корабельный фонарь, на котором выбита дата “1951 год”, и колоритный телефон с капитанского мостика, также списанные с киевских кораблей. А изюминкой маленького кафе долгое время был старый водолазный костюм, в котором когда-то работали “дайверы” Речного порта. Однако не так давно, во время ремонта, костюм выкрали какие-то любители флотской старины.


Случайные киевляне, к сожалению, не так часто спускаются в это оригинальное кафе. Зато дорогу сюда знают все киевские водники. Хотя здесь готовят не “макароны по-флотски”, а самые обычные “сухопутные” блюда – вплоть до борща.


– Григорий Иванович к нам любит заходить, старый капитан с теплохода “Скульптор Вучетич”. Он уже на пенсии, но тянет его сюда. И Дмитрий Стельмах, капитан нашего самого нового корабля – “Принцессы Днепра”, тоже здесь обедает. Приезжают сюда и одесские моряки, у которых есть свои дела в “Судовом реестре”. Они мне как-то посоветовали оформить кафе старыми рыбацкими сетями, – рассказывает Валентина Григорьевна. По ее словам, “Укрводпуть”, в помещении которого расположилось кафе, поддерживает это специфическое “водниковское” заведение.


Некоторые посетители и сегодня путают “Трюм” с легендарной киевской пивной “Бриз”. Благо, она располагалась всего в двух шагах – на углу Игоревской и Сагайдачного, тогдашней улицей Жданова. “Бриз” также обустроили в глубоком подвале, оформленном под корабельную палубу с уютными кабинками-“каютами”, а вход в кафе украшал перевернутый дощатый баркас. Еще с конца шестидесятых здесь любили собираться киевские водники и судостроители с “Ленкузни”, которые “обмывали” в “Одессе” и “Бризе” свежепостроенные суда. Старая пивная “выплыла” даже в штормовые девяностые, когда ныне покойный подольский “авторитет” Князь исполосовал ножом ее директора, отказавшегося выплачивать “дань” бандитам. Однако в начале нового века заведение перешло в руки новых владельцев, которые открыли на его месте очередной банальный ресторан.


Валентина Григорьевна ищет художников, которые расписали бы стены ее кафе, оформленные под корабельную обшивку, раскрыв на них историю киевского судоходства. Эта идея заслуживает поддержки – ведь старые традиции “портового города”, чью гавань описывали Куприн, Бунин и Паустовский, должны быть сохранены для будущих поколений киевлян, которые бессовестно путают судовую “рынду” с церковным колоколом.