Крещатик жилой и офисный
До сих пор самым знаменитым, самым ярким творением специалистов “Киевпроекта” остается обновленный после войны Крещатик. Мало в каком городе со столь древней историей появлялась возможность решить единым ансамблем центральную магистраль. Наша столица получила эту возможность при печальных обстоятельствах: война, пожары, разрушения. Но новая застройка Крещатика стала грандиознейшим комплексом своего времени. Светлая, нарядная, праздничная улица превратилась в торжественный аккорд красоты и оптимизма. Здесь объединили усилия киевские зодчие Анатолий Добровольский, Александр Малиновский, Авраам Милецкий, Николай Шило (он, к слову, был родным внуком великого композитора Мыколы Лысенко) и приехавшие из Москвы Александр Власов, Виктор Елизаров, Алексей Заваров, Борис Приймак.
При возведении Крещатика в Киеве опробовали много архитектурных и технических новинок. Начать с того, что впервые все линии по инженерному обслуживанию улицы свели в единый подземный коллектор. Далее, в первый раз удалось в таких масштабах организовать зоны по функциям застройки. Четная сторона была предоставлена прежде всего общественным сооружениям. На нечетной преобладало жилье. Потому одной стороне был придан как бы более официальный характер; другая же – более уютная, с аллеей для прогулок, скамейками для отдыха… Впервые в отечественной практике так широко применялась строительная керамика. Говорить о новациях можно еще долго. А результат налицо: город обрел поистине столичную магистраль, завораживающую своей гармоничностью, своим необычным, как бы пульсирующим пространством.
Улица могла стать еще более цельной… но в 1955 году грянуло партийно-правительственное постановление “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Пришлось срочно пересматривать проекты уже начатых зданий, и в результате гостиница “Москва” (ныне “Украина”) и здание “Укоопспилки” на углу Институтской обрели совсем не тот вид, как предполагалось.
От “хрущевок” до “американок”
Самыми востребованными для Киева стали пятиэтажки. Почему? Да просто потому, что по принятым нормативам дома в пять этажей еще можно было строить без лифта. Соответственно, квадратный метр обходился дешевле.
Первые пятиэтажки, как ни удивительно, были еще коммунальными. Минимума дешевизны, рентабельного для отдельных квартир, они не сразу достигли. Но вот архитекторы “Киевпроекта” Алексей Заваров и Георгий Колесов разработали вариант экспериментального дома с малометражными квартирами. Если у однокомнатной квартиры в таком доме общая площадь была чуть меньше 28 кв. м, то трехкомнатная не вытягивала даже на 50 кв. м. Кухня занимала аж 4,5 “квадрата”, а совмещенный санузел был снабжен сидячей полуванной. Однако все эти недостатки меркли перед тем, что в новом доме все квартиры предназначались отдельным семьям! Первенец, выстроенный по этому проекту, появился ровно полвека назад в районе Голосеева. Принимать его прибыл из Москвы сам Никита Сергеевич Хрущев с супругой. Глава страны заметил, что в свои молодые годы начинал семейную жизнь в куда худших условиях, и дал малометражной застройке “зеленую улицу”.
С тех пор тесное и низенькое жилье в пятиэтажках так и называют – “хрущевки”. А более удобную планировку приписывали уже освоению зарубежного опыта. Скажем, квартиры в одной из последующих серий народ стал называть “чешками”. Если же дома строили по индивидуальным проектам, это уже воспринималось прямо-таки буржуйством и о таких квартирах говорили: “японские”, “американские”…
Киевская Венеция
Когда в Киеве освоили индустриальные методы строительства, на периферии столицы начали расти жилые массивы, состоящие из микрорайонов. Транспортная сеть превращала разрозненные части города в единый организм. Но этому мешало наличие огромных свободных территорий Днепровской поймы, периодически уходивших под воду при весенних паводках. Выйти из тупика позволила осуществленная по разработкам “Киевпроекта” идея поднятия уровня территорий в долине Днепра путем гидронамыва. Первым реализованным проектом стала Русановка (архитекторы Вадим Ладный и Генрих Кульчицкий).
В те времена еще можно было для решения столь масштабной задачи сосредоточить колоссальные земельные и технические ресурсы. И город успешно освоил днепровскую пойму. Киевляне получили миллионы квадратных метров жилья на Березняках, Оболони, Троещине, Осокорках, Позняках. Причем вся инженерная подготовка была проведена еще до строительства зданий, в ходе намыва. Таким образом, сугубо правобережный в начале прошлого века Киев получил Днепр в качестве градостроительной оси.
Дома Суворова на улице Суворова
В истории Киева нелегко припомнить архитекторов, которые строили бы на улицах, носящих их собственные имена. Даже знаменитому дореволюционному академику архитектуры Владимиру Николаеву, насколько известно, не довелось отметиться на бывшей Николаевской улице (теперь ул. Архитектора Городецкого). Но Всеволод Суворов, сотрудник “Киевпроекта” с более чем полувековым стажем, в свое время составил (вместе с Игорем Шпарой и другими соавторами) проект жилого комплекса по улице Суворова. Кстати, в этом проекте обращает на себя особое внимание бережное отношение к исторической среде Печерска: высота построек выбрана такой, чтобы не исказить прославленный силуэт Лавры со стороны Днепра.
Среди других известных произведений архитектора Суворова – Парковый мост на Труханов остров, Левобережный массив, Никольская Борщаговка… Сегодня Всеволод Леонидович – живая история “Киевпроекта”. Он тщательно собирает и хранит свидетельства и документы, проливающие свет на каждое из семи десятилетий, прожитых его организацией.
И Вам,Михаил,спасибо за теплый отзыв об Е.Левинском и особенно за его фотографию.Таким он и был всегда в жизни,очень моложавым,энергичным,веселым,увлекающимс я и умеющим увлечь за собой других,отзывчивым и доброжелательным,душой коллектива еще со студенческих времен.Его безоглядная отдача работе,одержимость творческой идеей,неумение лавировать и приспосабливаться к обману, глупости,фальши и всему прочему,что процветало в обществе "развитого социализма",особенно в его верхах,-это все и привело его к такому трагическому концу.
А откуда взялось понятие "дом-сталинка"?
подозреваю, что оно более позднее – как бы контраст с хрущевками
Среди людей незнакомых с особенностями работы в проектных институтах,бытовало мнение о проектантах,как о чиновниках протирающих штаны и далеких от жизненных реалий.Это была абсолютная неправда,а в отношении Киевпроекта,в особенности.Труд проектировщиков в этом институте был невероятно напряженным и головоломным.Мало того,что создание проектов строительства в столице, имеющей моговековую уникальную историю,тяжек сам по себе,так еще на него накладывалось постоянное вмешательство и давление со стороны.А "сторон" этих в Киеве было множество.Свою волю и видение проектантам старались навязать Горком КПУ и горисполком Кмева,Совет Министров, Госстрой и Госплан Украины,Верховный Совет и ЦК Украины.Каждая инстанция "тянула на себя" проектное одеяло города,грозя вообще изорвать его в клочья.В конце концов побеждал сильнейший в лице ЦК Украины,а то и вмешивалась Москва,как в описанном случае с гостинницей "Украина".Проектантов эти "хозяева жизни" замордовывали в самом прямом смысле.Им приходилось сидеть ночами,переделывая готовый проект под очередного "знатока",разрываться увязывая требования СНИПа с "пожеланиями" заказчиков,буквально выходить на барикады против нелепых и опасных требований,отстаивая свое мнение,под угрозой увольнения.
Мне не довелось работать в Киевпроекте,но там работала большая группа моих однокашников по ВУЗу ,которые занимали руководящие должности в институте и рассказывали мне о своей жизни и условиях работы.В.Коваль был директором,И.Нефедов- нач.мастерской,В.Кваша- главспецом,Е.Левинский-гл инж.проекта, Н.Яременко гл.специалистом,Ю.Лотоцкий-рук.бригады т.д.
Многим сотрудникам работа под постоянным прессом вмешательства сверху,срочных переделок и нервотрепки стоили здоровья,а некоторым и жизни.Особенно дружен я был с двумя И.Нефедовым и Е.Левинским.Оба они ушли рано из жизни.И.Нефедов умер от инфаркта.Каюсь,что тогда я не до конца был
уверен,что это следствие условий работы,как мне говорили.Но однажды Е.Левинский пришел ко мне в институт и попросил взять его на работу.Я был изумлен.
-Как так,-спросил я его.-Ты ведь один из ведущих специалистов,лауреат каких-то премий,и вдруг хочешь уйти из Киевпроекта.Я ведь не могу дать тебе ни должности,ни зарплаты соответствующей твоим нынешним.
-Мне все равно-ответил он-у меня больше нет ни сил, ни здоровья
продолжать работать при такой нагрузке и в таких условиях.Я не успеваю проработать до конца проект,как тут же его требуют на светлые очи какого ни-будь чиновника из Горкома или ЦК и все приходится заново переделывать.Я больше этого не выдерживаю.
Я стал его успокаивать.Пытался уговорить его не принимать скоропалительных решений.Выработать иммунитет против руководящих дураков
,не принимать все происходящее так близко к сердцу.И уговорил,но лучше бы я этого не делал.Через несколько месяцев он,после очередного вмешательства "сверху",повесился у себя дома. Его смерть объяснили психическим расстройством.Возможно с психикой у него действительно уже было не все в порядке.Он ушел из жизни оставив жену с маленьким ребенком на руках.Но я уверен,перейди он на другую работу,в которую бы не вкладывал столько души и не испытывал таких стрессов и огорчений,все могло бы быть иначе.
Спасибо большое!
Нечто похожее приходилось слышать от старых киевпроектовцев, но очень сдержанно.
http://www.ljplus.ru/img4/m/i/mik_kiev/Levinsky.jpg" width="176" height="263" alt="25.18 КБ">
О Ефиме Левинском все вспоминали очень тепло. Помимо того, что это был очень способный инженер, лауреат премии Совмина СССР как соавтор Московского моста, он был "заводным" общественником, талантливым артистом, лидером киевпроектовской самодеятельности. Тем трагичнее его судьба...