Крещатик жилой и офисный

До сих пор самым знаменитым, самым ярким творением специалистов “Киевпроекта” остается обновленный после войны Крещатик. Мало в каком городе со столь древней историей появлялась возможность решить единым ансамблем центральную магистраль. Наша столица получила эту возможность при печальных обстоятельствах: война, пожары, разрушения. Но новая застройка Крещатика стала грандиознейшим комплексом своего времени. Светлая, нарядная, праздничная улица превратилась в торжественный аккорд красоты и оптимизма. Здесь объединили усилия киевские зодчие Анатолий Добровольский, Александр Малиновский, Авраам Милецкий, Николай Шило (он, к слову, был родным внуком великого композитора Мыколы Лысенко) и приехавшие из Москвы Александр Власов, Виктор Елизаров, Алексей Заваров, Борис Приймак.

При возведении Крещатика в Киеве опробовали много архитектурных и технических новинок. Начать с того, что впервые все линии по инженерному обслуживанию улицы свели в единый подземный коллектор. Далее, в первый раз удалось в таких масштабах организовать зоны по функциям застройки. Четная сторона была предоставлена прежде всего общественным сооружениям. На нечетной преобладало жилье. Потому одной стороне был придан как бы более официальный характер; другая же – более уютная, с аллеей для прогулок, скамейками для отдыха… Впервые в отечественной практике так широко применялась строительная керамика. Говорить о новациях можно еще долго. А результат налицо: город обрел поистине столичную магистраль, завораживающую своей гармоничностью, своим необычным, как бы пульсирующим пространством.

Улица могла стать еще более цельной… но в 1955 году грянуло партийно-правительственное постановление “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Пришлось срочно пересматривать проекты уже начатых зданий, и в результате гостиница “Москва” (ныне “Украина”) и здание “Укоопспилки” на углу Институтской обрели совсем не тот вид, как предполагалось.

 

От “хрущевок” до “американок”

Самыми востребованными для Киева стали пятиэтажки. Почему? Да просто потому, что по принятым нормативам дома в пять этажей еще можно было строить без лифта. Соответственно, квадратный метр обходился дешевле.

Первые пятиэтажки, как ни удивительно, были еще коммунальными. Минимума дешевизны, рентабельного для отдельных квартир, они не сразу достигли. Но вот архитекторы “Киевпроекта” Алексей Заваров и Георгий Колесов разработали вариант экспериментального дома с малометражными квартирами. Если у однокомнатной квартиры в таком доме общая площадь была чуть меньше 28 кв. м, то трехкомнатная не вытягивала даже на 50 кв. м. Кухня занимала аж 4,5 “квадрата”, а совмещенный санузел был снабжен сидячей полуванной. Однако все эти недостатки меркли перед тем, что в новом доме все квартиры предназначались отдельным семьям! Первенец, выстроенный по этому проекту, появился ровно полвека назад в районе Голосеева. Принимать его прибыл из Москвы сам Никита Сергеевич Хрущев с супругой. Глава страны заметил, что в свои молодые годы начинал семейную жизнь в куда худших условиях, и дал малометражной застройке “зеленую улицу”.

С тех пор тесное и низенькое жилье в пятиэтажках так и называют – “хрущевки”. А более удобную планировку приписывали уже освоению зарубежного опыта. Скажем, квартиры в одной из последующих серий народ стал называть “чешками”. Если же дома строили по индивидуальным проектам, это уже воспринималось прямо-таки буржуйством и о таких квартирах говорили: “японские”, “американские”…

 

Киевская Венеция

Когда в Киеве освоили индустриальные методы строительства, на периферии столицы начали расти жилые массивы, состоящие из микрорайонов. Транспортная сеть превращала разрозненные части города в единый организм. Но этому мешало наличие огромных свободных территорий Днепровской поймы, периодически уходивших под воду при весенних паводках. Выйти из тупика позволила осуществленная по разработкам “Киевпроекта” идея поднятия уровня территорий в долине Днепра путем гидронамыва. Первым реализованным проектом стала Русановка (архитекторы Вадим Ладный и Генрих Кульчицкий).

В те времена еще можно было для решения столь масштабной задачи сосредоточить колоссальные земельные и технические ресурсы. И город успешно освоил днепровскую пойму. Киевляне получили миллионы квадратных метров жилья на Березняках, Оболони, Троещине, Осокорках, Позняках. Причем вся инженерная подготовка была проведена еще до строительства зданий, в ходе намыва. Таким образом, сугубо правобережный в начале прошлого века Киев получил Днепр в качестве градостроительной оси.

 

Дома Суворова на улице Суворова

В истории Киева нелегко припомнить архитекторов, которые строили бы на улицах, носящих их собственные имена. Даже знаменитому дореволюционному академику архитектуры Владимиру Николаеву, насколько известно, не довелось отметиться на бывшей Николаевской улице (теперь ул. Архитектора Городецкого). Но Всеволод Суворов, сотрудник “Киевпроекта” с более чем полувековым стажем, в свое время составил (вместе с Игорем Шпарой и другими соавторами) проект жилого комплекса по улице Суворова. Кстати, в этом проекте обращает на себя особое внимание бережное отношение к исторической среде Печерска: высота построек выбрана такой, чтобы не исказить прославленный силуэт Лавры со стороны Днепра.

Среди других известных произведений архитектора Суворова – Парковый мост на Труханов остров, Левобережный массив, Никольская Борщаговка… Сегодня Всеволод Леонидович – живая история “Киевпроекта”. Он тщательно собирает и хранит свидетельства и документы, проливающие свет на каждое из семи десятилетий, прожитых его организацией.