Его вклад в перестройку Киева, датированный первой третью прошлого века, поражает разнообразием и архитектурно-художественным совершенством. Киевлянам до сих пор верно служат школы, библиотеки, больницы, жилые и промышленные здания, инженерные и спортивные сооружения, возведенные по проектам гражданского инженера и настоящего Зодчего, рафинированного интеллигента и глубоко порядочного человека.
Василий Осьмак родился 8 (20) апреля 1870 года в городке Гоголев бывшего Остерского уезда Черниговской губернии. Происходил из потомственных дворян, из казацкого старшинского рода. Детство и юность прошли в Киеве, где отец — статский советник Александр Мусиевич Осьмак — работал помощником инспектора классов Владимирского Киевского кадетского корпуса. Жил с семьей при корпусе, на казенной квартире — так тогда было принято.
По окончании киевской 2-й гимназии Василий Осьмак пошел по стопам отца — в 1888 году стал студентом математического факультета Киевского университета Св. Владимира. Проучившись четыре семестра, перешел в Петербуржский институт гражданских инженеров, который окончил в 1895 году.
Еще студентом Василий Осьмак вступил в брак с дочерью директора кадетского корпуса Марией Алексеевой. У них родились дети: Ольга, Наталья и Владимир.
Сначала В.Осьмак работал на должности младшего инженера в строительном отделении Волынского губернского правления в Житомире, потом — в архитектурном отделе Управления Юго-Западной железной дороги в Киеве.
В 1900 году директор Киевского политехнического института пригласил В.Осьмака на должность штатного преподавателя черчения и архитектурного проектирования. Жил на улице Мало-Владимирской (в настоящее время О.Гончара), 43, потом на Мариинско-Благовещенской (в настоящее время Саксаганского), 46 и 74. Здесь, в шестикомнатной квартире на третьем этаже, жил с семьей до начала 1920-х годов. В фасадном здании и флигеле, принадлежавших оперной певице и активной общественной деятельнице Марии Лубкивской, жили известные личности. Сын домовладелицы Рудольф Лубкивский — председатель Киевского общественного собрания и издатель популярной газеты либерального толка «Киевская мысль» — с супругой Екатериной Воронец-Монтвид, солисткой Киевской оперы. По соседству — адвокат Евгений Шольц, сотрудник «Киевской мысли», депутат Первой государственной думы.
В фасадном здании жил Николай Петров, председатель Киевского общества фотографов-любителей «Дагер». Соседом В.Осьмака по этажу был статский советник Захарий Оппоков — преподаватель и воспитатель кадетского корпуса, дядя по матери профессора Михаила Грушевского. Последний в 1910-х годах часто бывал здесь.
Жили здесь и профессор Владимир Перетц, женатый на Варваре Адриановой — впоследствии также известном историке литературы, и оперная певица и педагог Александра Сантагано-Горчакова, в девичестве баронесса фон Мезенкампф.
Часто у Василия Осьмака собирались коллеги — бывшие воспитанники Института гражданских инженеров. На дружеских вечеринках Александр Кобелев читал свои стихи, Николай Шехонин поражал фортепианными импровизациями, Павел Алешин читал мелодекламации под аккомпанемент рояля, а Василий Осьмак, демонстрируя собственные акварели, мог подолгу говорить шестистопным ямбом. Такое общение, естественно, творчески воодушевляло и духовно обогащало эту яркую компанию.
Одна из первых киевских работ В.Осьмака — здание частной женской гимназии Александры Дучинской на улице М.Коцюбинского, 7, сооруженное под надзором автора проекта — гражданского инженера Федора Эссена и В.Осьмака. Это было новое слово в архитектуре киевских учебных заведений. Здесь учтены все тогдашние прогрессивные достижения: много света и воздуха в классах, просторные рекреационные помещения.
По проекту В.Осьмака в 1907 году построено здание столичного ломбарда на улице Прорезной, 8. К сожалению, в сентябре 1941 года во время тотального большевистского уничтожения Крещатика и прилегающих кварталов ломбард сгорел. После войны коробку перестроили под клуб «Киевметростроя». На фасаде, оказавшемся теперь во дворе, сохранились фрагменты первичного декора в стиле модерн. Лепная символика — переплетенные кадуцей (жезл античного покровителя торговли и коммерции Меркурия) и котва (якорь — символ надежды) — соответствовала назначению сооружения, ведь ломбард — учреждение, где объединились выгода одних и надежда других.
В конце 1908 года В.Осьмак был избран на должность архитектора Университета Св. Владимира. Ему поручили проектирование Клинического городка на Байковой горе и университетской библиотеки на улице Владимирской. Ввиду большой ответственности и серьезности предложенных работ, архитектор осуществил несколько зарубежных поездок с целью изучения новейшего европейского опыта — в Германию и Австро-Венгрию. Необходимость полностью отдаться этому делу заставила В.Осьмака оставить преподавание в политехническом институте.
Для Клинического городка архитектор предполагал сооружение более 40 зданий специального назначения: в частности института оперативной хирургии, судебной медицины, общей патологии, гистологии и нормальной анатомии и т.д. Он сделал эскизные проекты глазной и психиатрической клиник. Все здания размещались на четко зонируемой территории, по видам заболеваний, а строительство велось постепенно — в 1911—1913 гг. на глухой окраине города, за новым Байковым кладбищем, над крутым склоном Протасова яра.
В Клиническом городке, за сто лет существенно перестроенном, в настоящее время размещен Институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф.Яновского, неподалеку — Институт сердечной и сосудистой хирургии им. Н.Амосова. Таким образом замысел В.Осьмака претворился в жизнь.
Этому крупному медицинскому проекту универсального назначения предшествовала другая, скромная по размерам, но социально не менее значимая работа гражданского инженера — земская больница в его родном городке Гоголев. Несмотря на все шторма ХХ века, там сохранился и исправно функционирует комплекс зданий, возведенных в 1910 году по проекту и за средства В.Осьмака: амбулатория, терапевтический и инфекционный корпуса. Все три здания построены из дерева на каменных фундаментах, накрыты жестью и украшены резьбой.
Тогда же по собственному проекту и тоже за собственные средства архитектор построил высшее начальное училище (школу) в городке Гоголев и народный дом в уездном городе Остер. Школа, обложенная кирпичом, сохранилась и до сих пор стоит рядом с новым школьным зданием уже послевоенных времен.
В 1911—1912 гг. В.Осьмак выполнил проект и построил в Киеве здание частной женской гимназии на улице Львовской (в настоящее время Артема), 27.
Начальницей и владелицей этого учебного заведения была известный педагог Аделаида Жекулина. По ее замыслу здесь объединились все звенья женского образования — от детского сада, подготовительного училища, гимназии до высших женских курсов, правда — вечерних. Курсы состояли из историко-литературного и педагогического факультетов. Но окончить их ни одной из воспитанниц не удалось: началась мировая война, за ней — революция. С тех пор в стенах гимназии работает школа №138.
Работы по проектированию и строительству Клинического городка консультировали ведущие специалисты — профессора медицины Университета Св. Владимира. Это сотрудничество имело продолжение: В.Осьмак выполнил в 1912 г. проект особняка в стиле неоампир для профессора медицины М.Дитерихса на улице М.Коцюбинского, 3.
Михаил Дитерихс был известным киевским хирургом, преподавал, имел частную практику. В сентябре 1911 года консультировал тяжело раненного премьера Петра Столыпина, когда тот лежал в клинике на Малой Владимирской, 33. Перу хирурга принадлежит 130 научных трудов, в том числе шесть монографий, посвященных болезням суставов, военно-полевой хирургии, травматологии, аневризмам, грыжам, базедовой болезни, легочной хирургии, а также истории медицины. Неоампирный особняк М.Дитерихса сохранился до наших дней.
Еще летом 1909 года В.Осьмак вместе с директором университетской библиотеки Вениамином Кордтом ездил в командировку в Германию для знакомства с новейшими достижениями в библиотечном строительстве. В качестве образца взяли только что построенную библиотеку Гессенского университета. В сентябре 1910 года В.Осьмак подал на рассмотрение библиотечной комиссии эскизные проекты фасадов и внутренней планировки будущего здания. Комиссия неоднократно рассматривала его проекты, приглашая на заседание известных киевских зодчих и коллег автора: А.Кобелева, П.Голландского, П.Алешина. Окончательный вариант утверждали в ноябре 1910 года, но строительство началось только в августе 1913-го, когда поступили средства, выделенные Министерством народного образования. Уже в следующем году строительство здания было почти завершено, стены подведены под крышу. Но началась Первая мировая война, какие-либо контакты с Германией (где заказывалось оборудование) прекратились, цены на строительные материалы подскочили настолько, что выделенных средств не хватало. А потом разразилась революция.
В феврале 1919 года была основана Всенародная библиотека Украины при Всеукраинской академии наук, которой и передали недостроенное сооружение. Только 2 августа 1926 года коллегия Народного комиссариата образования УССР постановила достроить библиотечный корпус. Работы возобновились в 1927 году, завершились в 1929-м, но боковые фасады остались неоштукатуренными до сих пор. Умело владея элементами декоративной отделки неоампирных фасадов, В.Осьмак разместил над порталом парадных дверей алебастровую вставку с факелами, гирляндами и львиным маскароном. В центре просторного, наполненного дневным светом вестибюля — доска из розового мрамора с вычеканенной римскими цифрами датой завершения работ: МСМХХХ. С обеих сторон — скульптурные барельефы работы Владимира Климова. Тема: «сочетание учебы по книжкам и учебы на производстве». Еще один гипсовый барельеф размещен над лестницей на третий этаж, на нем в аллегорической форме раскрывается идея всемирного продвижения знаний.
|
|
Первое здание Библиотеки им. В.Вернадского НАН Украины. 1914—1930 гг. |
Впоследствии, в 1936—1938 гг., В.Осьмаку удалось блестяще завершить один из немногих в Киеве архитектурных ансамблей — квартал улицы Владимирской. Он тактично поддержал замысел Викентия Беретти, продолженный его сыном Александром, а затем Павлом Алешиным, — украсить одну из главных улиц города сооружениями представительскими, классическими по назначению и архитектуре. Поэтому слева и справа старого корпуса университета, благодаря умению и безукоризненному вкусу зодчего В.Осьмака, появились два одинаковых, симметрично вынесенных чуть вперед сооружения: публичная библиотека (ул. Владимирская, 62) и корпус гуманитарных кафедр университета (ул. Владимирская, 58, — в настоящее время университетская библиотека им. М.Максимовича). Квартал получил завершенное архитектурное лицо, став украшением Киева.
С началом Первой мировой войны В.Осьмак вернулся к преподавательской деятельности в политехническом институте, с 1 сентября 1917 года стал его профессором.
После установления в Киеве советской власти начинаются притеснения интеллигенции. Одна из форм — «уплотнение» жилья, то есть подселение на «лишнюю» жилплощадь других жильцов, преимущественно пролетарского происхождения. Еще одной из форм морального давления на «бывших» были бесконечные «чистки» и анкетирование с вопросами, унижавшими человеческое достоинство и дававшими анкетируемому понять, что он виноват перед советской властью за свое прошлое, если оно не было не просто рабоче-крестьянским, а пролетарско-бедняцким. Об этом напоминают ежегодные анкеты 20-х годов с язвительными вопросами, на которые должен был отвечать и В.Осьмак. Анкет в его архивном личном деле — семь, а еще — пять жизнеописаний (за 1921— 1926 гг.). Профессор по старой привычке называл их на латыни — сurriculum vitae («течение жизни»).
В личном деле, датированном 25 февраля 1923 года, В.Осьмак писал, что подготовил рукопись «Последовательное развитие больничного зодчества» и просил разрешения на месячную командировку за рубеж «для окончательной подготовки трудов к печати — в Берлин, Лейпциг, Гамбург», на что была нужна валюта — 200 американских долларов.
Зодчему принадлежит инициатива организации в 1926 году при инженерном факультете КПИ коммунального отдела, который в 1930 г. стал самостоятельным учебным заведением — Киевским инженерно-строительным институтом. Теперь это Киевский национальный университет строительства и архитектуры.
16 января 1931 года В.Осьмака арестовали по обвинению в причастности к так называемой промпартии. А спустя несколько дней он уже «признал» себя виновным в принадлежности к… «военной организации, цель которой — захват власти». Судебная тройка при Комиссии ГПУ УССР по статьям 54-6 и 54-11 Уголовного кодекса УССР приговорила В.Осьмака к пяти годам концлагерей. Восьмого марта 1932 года дело пересмотрели, после чего В.Осьмак был досрочно освобожден (остальной срок считался условным).
Одновременно с В.Осьмаком арестовали пять студентов-архитекторов Киевского инженерно-строительного института и, запугав их обвинениями в антисоветской деятельности, сформировали проектную группу. Сидя в ОГПУ на улице Липской, 16, она проектировала надстройку над особняком графини Уваровой, соседний дом, переход к нему на уровне второго этажа, клуб областного управления ГПУ (ныне Театр юного зрителя на Липках), столовую рядом, три жилых дома во дворе — на Липской, 15—17, казарму конвойных войск и клуб «Н-го полка войск ОГПУ им. тов. Реденса» на пересечении нынешних улиц Богомольца и Пылыпа Орлика.
Работали студенты под руководством В.Осьмака. Но он был архитектором старой закалки, влюбленным в классицизм и ампир, а молодежь, исповедуя идеи Ле Корбюзье, все хотела делать в духе кубизма. Поэтому он только задавал планировочную схему, идею, а фасады они делали сами.
После завершения этих проектных и строительных работ, выполненных в 1931—1932 гг., группу отпустили, посоветовав помалкивать о том, как оказались в заключении.
Очередным объектом ГПУ стал стадион «Динамо» — в глубокой ложбине, будто специально созданной природой на нижней террасе бывшего Царского сада. Несмотря на сложный рельеф местности, архитекторы Василий Осьмак и Владимир Беспалый сумели разместить большой спортивный комплекс с минимальными расходами на распланировку и земляные работы. Строительство велось в 1932—1934 годах. Под крутыми склонами удобно вписалась главная спортивная арена — футбольное поле с беговыми дорожками, секторами для прыжков и трибунами на 18 тысяч зрителей. На остальных участках разместили волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные корты, зимние павильоны разного назначения, а также ресторан. Всю территорию красиво озеленили и украсили скульптурами на спортивную тематику.
В 1934 году столицей Украины опять стал Киев. Важной проблемой города справедливо считалось водоснабжение: жестокая эпидемия брюшного тифа и холеры в 1908—1909 гг. заставила перейти на использование воды из артезианских скважин. Но население города росло, повышалась культура быта, развивалась промышленность, а потому очень остро встал вопрос количества и качества питьевой воды. Новое место водозабора из Днепра выбрали вблизи Вышгорода. Предполагалось за два-три года возвести большое количество сложных инженерных объектов и водопроводных сетей, что и было сделано.
Архитектура сооружений на Днепровском водопроводе авторства В.Осьмака и К.Журавского решена в стиле рационального конструктивизма с элементами и деталями классицизма, который так любил Василий Александрович.
Требовал реконструкции и древний путь вдоль Днепра — от Подола и Почтовой площади до Цепного и Наводницкого мостов. Это важное в хозяйственном и военно-стратегическом значении шоссе постоянно страдало от весенних паводков и сдвигов надднепровских круч. Мостовую размывали атмосферные осадки, подтачивали грунтовые воды из многочисленных источников. Иногда шоссе становилось совершенно непригодным для движения любого транспорта, приходилось выбирать более длинный и более крутой путь — через Липки и Печерск. Проект реконструкции Набережного шоссе выполнили архитекторы В.Осьмак и В.Беспалый.
Новая гранитная набережная сооружалась в 1935—1938 гг. с расчетом на дальнюю перспективу. До войны успели построить только 1200 метров, после войны монументальную набережную продлили до Подола и до Моста метро. Проект полностью оправдал себя.
К числу последних работ В.Осьмака принадлежат почтамт и наркомат связи на Крещатике, 24—26, построенные в 1938—1941 гг. при участии архитектора Сергея Германовича.
19 сентября 1941 года в столицу Украины, оставленную властью на произвол судьбы без продовольствия, воды и электричества, вошли германские войска. Спустя пять дней началось уничтожение большевистскими агентами Крещатика. Взлетел в воздух и почтамт.
Выживать киевляне должны были как могли. Нечеловеческих испытаний не выдержали тысячи киевлян, среди них — архитекторы Н.Дамиловский, И.Моргилевский, В.Рыков, А.Смык.
Одним из первых — 7 января 1942 года — умер Василий Осьмак. Похоронили его рядом с родителями на Соломенском кладбище, на так называемом Кадетском участке. Не стало и супруги, погиб сын. Следы дочерей потерялись еще до Первой мировой.
Память об одном из лучших архитекторов Киева первой трети ХХ века Василии Александровиче Осьмаке живет в его творениях, в сердцах и душах настоящих киевлян. Единственное, чего не хватает, — почтительного, бережного отношения к городской среде со стороны нынешних застройщиков и их часто анонимных заказчиков.
Додати коментар