Многие киевляне любили летом отдыхать в Межигорье (сейчас Гута Межигорская), которое находилось в 25 верстах (26,8 км) от Киева вверх по течению Днепра. Место это отличалось особой живописностью и было окружено множеством легенд, о чем сообщалось в дореволюционных справочниках по Киеву. Межигорье — это одно из прекраснейших урочищ возле Днепра, получившее свое название оттого, что лежало оно между горами, в глубокой долине. На горах вокруг Межигорья в середине девятнадцатого века стояли огромные древние дубы, называемые Владимировыми. По легенде, под ними отдыхал еще киевский князь Владимир, а его сыновья охотились в Межигорье. К сожалению, в 1860 году древние дубы были вырублены.


Славилось Межигорье и своими источниками с вкусной и целебной водой. Недалеко от Межигорского монастыря находился источник с необычным названием Звонки. Источник этот славился чистотой воды и красивым окружающим его пейзажем, вытекал он из горы, поросшей густыми деревьями. Рядом с источником была выстроена и небольшая часовня.


Красота месторасположения этого источника породила множество легенд, которые привлекали сюда паломников. По одной из легенд, императрица Екатерина Вторая, будучи в Киеве, не могла пить никакую другую воду, кроме как из Звонков, поэтому воду бочками везли из Межигорья в Киев. Другая легенда гласила, что один из последних межигорских архимандритов подзывал в соседнем пруду рыбок по звону колокольчика, еще одна — что в этом источнике иноки устроили своеобразный «поющий родник»: подвесили в определенных местах колокольчики, и сильная струя воды, ударяясь о них, производила мелодичную музыку.


Хотя официально дач в Межигорье не было, любители спокойного отдыха на лоне природы и рыбалки могли снять на лето комнату в гостиничном корпусе Межигорского монастыря, хотя это и создавало некоторые сложности для обители. Те же киевляне, которые любили шумный отдых, могли отправиться из Киева в Межигорье на пароходе с оркестром и музыкой. Такие прогулки проводились только летом.


Скорей всего, Межигорье предпочитали для летнего отдыха те, кто хотел не только полюбоваться природой, но и побывать в святом месте, каким был старинный межигорский Спасо-Преображенский монастырь. По преданию, монастырь был основан в Х-ХІІ веках князем Андреем Боголюбским, который якобы выстроил здесь в 1161 году церковь Белого Спаса. По другому монастырскому преданию, во времена Киевской Руси над Днепром существовал монастырь Белого Спаса, а находился он между Вышгородом и Межигорьем. Считалось, что основали монастырь Белого Спаса греческие монахи, прибывшие в Киев с первым киевским митрополитом. Документально же факт существования Межигорского монастыря подтвержден документами 1500 года.


В конце девятнадцатого века в Межигорском монастыре было две каменные церкви — Преображенская и Петропавловская, причем церковь, посвященная Св. Апостолам Петру и Павлу, была построена на средства П. Калнышевского, последнего атамана Запорожской Сечи, за год до ее упразднения. Вообще Спасо-Преображенский монастырь особенно поддерживался козацким войском: гетьманы, кошевые атаманы, богатые козаки давали монастырю щедрые пожертвования и считали его своим, «войсковым».


А недалеко от Межигорского монастыря в девятнадцатом веке существовал холм (так называемая Пекарницкая гора) с большим пещерным храмом св. Онуфрия, устроенным в 1700 году.


Расцвету Межигорья как местности, обладающей целебными свойствами, поспособствовала великая княгиня Александра Петровна, основательница Киевского Покровского монастыря. В начале ХХ века Межигорский монастырь относился к ведению Покровского монастыря. В конце ХІХ века в нем были открыты гостиница для паломников и корпус небольшой больницы, куда поступали больные из окружающих мест. В начале ХХ века, с расцветом дачного отдыха, в гостиницу Межигорского монастыря стали приезжать дачники, снимавшие комнаты по договорным ценам. Это приносило монастырю дополнительный доход.


В 1918 году стараниями игуменьи Софьи в Межигорье был открыт санаторий, где в течение двух сезонов могли лечиться около тысячи больных. Санаторий арендовал у монастыря почти восемьдесят комнат в трехэтажном корпусе, летние и хозяйственные помещения; он был открыт с мая по октябрь, и плата за лечение с полным пансионом составляла от пятнадцати до тридцати пяти рублей в сутки. Даже после того, как Межигорский монастырь был упразднен, до 1929 года в этой живописной местности, в бывшей обители, находился дом отдыха Киевской страховой кассы.


Впрочем, Межигорье было известно не только как святое место или живописная местность с чистыми источниками. На городских землях возле Межигорья в 1796 году были найдены глины, пригодные для изготовления фарфоровых и фаянсовых изделий, и в 1801 году здесь была открыта Киево-Межигорская фаянсовая фабрика. Вначале фабрика находилась под управлением городского магистрата и под особым присмотром киевского генерал-губернатора, а с 1822 года была передана в ведение царского кабинета. На фабрике ежегодно производилось более 120 видов различной фаянсовой продукции, часть которой поставлялась в Санкт-Петербург, часть реализовывалась по Украине, а часть экспортировалась во Францию. Процветавшая в первой половине девятнадцатого века Киево-Межигорская фаянсовая фабрика во второй половине этого века пришла в упадок. После пожара 1810 года, который уничтожил почти все производственные постройки, количество выпускаемой фабрикой посуды резко сократилось, а ее качество ухудшилось. Передача фабрики в аренду купцу и установка на ней паровых машин ни к чему не привели, и к 1860 году Киево-Межигорская фаянсовая фабрика пришла в упадок.


Еще одним местом вблизи Киева, где можно было сочетать посещение святых мест с тихим отдыхом на лоне природы, была Феофания, или Феофаниевская пустынь, находившаяся в 15 верстах (16,5 км) от Киева. Как и Межигорье, Феофания не была дачной местностью в традиционном понимании — с дачными участками, индивидуальными домиками, летними театрами, базарами и прочими увеселительными заведениями. Любители спокойного отдыха могли поселиться в монастырской гостинице. Здесь же отдыхало летом высшее духовенство.


Теперь немного из истории. Феофания не была такой древней местностью и не располагала столькими достопримечательностями, как Межигорье. В XVII веке местность эта называлась Шахравщиной, позже — Лазаревщиной, по имени монаха Лазаря. Ранее Лазаревщина принадлежала Софийской митрополичьей кафедре, а в конце XVIIІ века была отведена для викариев и стала их летней дачной местностью. Свое название Феофания получила в честь киевского викария Феофана Шиянова, который отдыхал здесь летом.


Как уже было сказано, Феофания сочетала в себе духовные функции и функции дачной местности. Здесь было две церкви — Всехсвятская и Пантелеймоновская, митрополичий летний дом, трапезная и монашеские кельи, гостиница для паломников, где могли останавливаться и киевляне, любящие тихий отдых. В первые послереволюционные годы бывшую пустынь превратили в совхоз, сейчас там находятся лечебные учреждения и Главная астрономическая обсерватория НАН Украины, отреставрирована Пантелеймоновская церковь.


В целом, если говорить о летнем отдыхе киевлян в конце девятнадцатого-начале двадцатого века, можно заметить, что только в это время дачный отдых становится популярным. Места дачного отдыха отличались между собой, среди них выделялись:



  • ближайшие к Киеву пригороды с благоустроенными дачными поселками и удобным транспортным сообщением (например, Пуща-Водица, Дарница, Святошин);

  • территории, расположенные в живописных местах с целебным климатом,

  • среди монастырей и пустыней, где не было дачных поселков, а дачники арендовали комнаты в монастырских строениях;

  • более отдаленные от Киева пригороды с благоустроенными дачными поселками и удобным транспортным сообщением (Боярка, Буча);

  • отдаленные малоблагоустароенные пригороды (Злодиевка, Грабы, хутор Боровое).