Кто-то, может быть, не обращает на это внимания, однако наблюдательные прохожие давно присмотрелись к датам на старинных домах. И для них не секрет, что на бывшем особняке фабриканта кирпича Бернера в начале Бибиковского бульвара (бульвара Шевченко) можно разглядеть цифры «1886», на эклектичном доме предпринимателя Ницкого по улице Кирилловской (Фрунзе) – «1889», на роскошном ренессансном строении дворянина Григоровича-Барского на углу Владимирской и Прорезной – «1900», на построенном в рациональной манере жилом корпусе инженера Титаренко на Малой Васильковской (Шота Руставели) – «1910», а на модерном здании торговца керосином Кенина на углу Мариинско-Благовещенской и Кузнечной (Саксаганского и Горького) – «1911».
“Спина” дома по Саксаганского, 72 – почерк архитектора Иосифа Зекцера. |
Среди киевских архитекторов встречались большие любители выводить на фасадах годы постройки. Особенно славился этим инженер Иосиф Зекцер. Как правило, он обозначал даты в тылу зданий, и в этом в какой-то мере сказался его авторский «почерк». Во всяком случае, заходя во дворы созданных им домов по бульвару Шевченко, 4, Большой Житомирской, 8-б, Ярославову Валу, 4, Пушкинской, 21, Крещатику, 6, Саксаганского, 72, поднимите взгляд к верхней части тыльного фасада, – и строитель спустя много лет достоверно сообщит вам о времени выполнения своей работы.
Наиболее «продвинутые» архитекторы, побывавшие за рубежом, отметили для себя, каким способом указывали дату великие европейские зодчие. В Риме, Вене, Париже нередко во фризе или над парадным входом шла прочерченная античным шрифтом надпись «ANNO DOMINI» – «в лето Господне», а затем значение года римскими цифрами. Вот и у нас на парковом фасаде Мариинского дворца значится «MDCCXLVII» – 1747 (время начала строительства дворца в царствование Елизаветы, хотя существующий фасад появился лишь после реконструкции в 1870 году). А на балке над парадной дверью особняка магната Ковалевского по Шелковичной, 15 культурнейший киевский архитектор Павел Алешин начертал «MDCCCCXII» – 1912.
Иногда год, обозначенный на фасаде, оказывал определенное влияние на внешний вид здания. К примеру, на доходном доме домовладелицы Рольник по Константиновской, 16 указано «1899». Именно тогда в Киеве довольно широко отмечали столетний юбилей со дня рождения Пушкина. Очевидно, поэтому заказчица решила украсить свое здание бюстиком поэта. А на территории Кирилловской больницы один из корпусов (изначально – женский медицинский институт), судя по надписи, возводился в 1912 году. То была знаменательная годовщина победы над Наполеоном, и все архитектурное решение постройки соответствовало канонам классицизма кутузовских времен.
Не следует, впрочем, думать, что указание даты на здании однозначно свидетельствует о годе его постройки. Многих любителей киевской истории ставят в тупик цифры «1884», ясно написанные на фасаде красивого неоренессансного дома по улице Архитектора Городецкого, 13, построенного зодчими Мартином Клугом и Владиславом Городецким. Ведь доподлинно известно, что застройка этой улицы на территории бывшей «городской дачи» профессора Меринга началась только в 1895 году. Поневоле вспомнишь Козьму Пруткова: если на клетке слона написано «буйвол» – не верь глазам своим. А дело-то в том, что дом строился по заказу известного мебельного фабриканта Иосифа Кимаера. И по замыслу владельца весь Киев должен был знать, что 1884-й – год основания его процветающей, лучшей в своем роде фирмы.
Не часто, но случалось, что даты на фасадах закладывались еще в проектные чертежи. Иногда это даже приводило к казусам. Скажем, при проектировании военной школы на углу нынешней улицы Грушевского и Крепостного переулка, строившейся в разгар первой мировой, на проекте оформленного под классику фасада значилось «1918». Однако из-за бурных исторических событий здание так и не было готово к сроку, и достроили его уже к 1930 году для Дома Красной армии и флота (теперь Дом офицеров) – без всякой даты на стене.
Оригинальная история произошла с массивным доходным домом на углу современных Хмельницкого и Лысенко, сразу за Оперой. Его архитектурный проект составил в 1900 году гражданский инженер Николай Яскевич. На чертеже угол венчала красивая башня, над карнизом устраивались кирпичные выступы – аттики. На одном из таких аттиков, согласно проекту и пожеланию заказчика, должна была появиться горделивая надпись: «Дом Николая Николаевича Самонова». А на углу, под башней, значились даты: «1900–2000». Первая из них отвечала году постройки. А вторая? Вторая, очевидно, выразила убежденность домовладельца, что его дому суждено простоять как минимум целый век… Не прошло и десяти лет, как новостройка поменяла хозяина, а при советской власти дом национализировали. Вследствие какой-то катастрофы – то ли пожара, то ли ремонта – облик здания с годами изменился не в лучшую сторону. Исчезла с фасада фамилия Николая Самонова (впрочем, кое-где под карнизами осталась монограмма «НС»), исчезла также угловая башенка вместе с сакраментальными датами, – да и были ли они в свое время выполнены или остались только на архивном чертеже? Но все же оптимизм Николая Николаевича оправдался: здание достояло до 2000-го. А в первый же год XXI столетия его надстроили (в надстройке, как известно, разместились апартаменты братьев Кличко), на основе исходного проекта восстановили угловую башенку и рядом с ней заново вывели цифры: 1900–2001.
Между прочим, едва ли не первый киевский пример соседства даты возведения с датой последующей реконструкции – это здание Национального банка на Институтской. Взглянув на него, нелегко догадаться, что изысканный, щедро оформленный скульптурой фасад был до революции вдвое ниже. Уже после размещения в Киеве столицы УССР корпус банка надстроили, учитывая его столичный статус, но блестяще сочетали декор новых этажей с декором исходного объема, сооруженного, как гласили цифры на фасаде, в 1902–1905 годах (не зря же работы консультировал автор исходного проекта, Александр Кобелев, который, кстати, обозначил дату “1911” и на другом своем банковском здании по Владимирской, 10). Чтобы никто не сомневался в советском происхождении верхней части строения, к первоначальным датам «1902–5» добавили новую: «1934».
Этот обычай продолжается и в нынешнее время. В начале Музейного переулка стоит бывший 4-этажный доходный дом рубежа XIX-XX столетия, над которым ровно сто лет спустя выросли еще два этажа с мансардой. При этом в помощь будущим историкам на верхнем этаже исходного объема поместили дату «1900». А на верхнем этаже того, что получилось после надстройки – «2000».
Такая преемственность вызывает симпатию. Что ни говори, череда дат на красивых фасадах свидетельствует о том, что после всех гроз и бурь минувшего столетия пресловутая «связь времен» хоть в чем-то еще сохранилась, не распалась…
Вы саму статью читали?:)) Там и найдете ответ.
Нашел.Спасибо.
Нет, конечно. Кто бы стал возиться только для восстановления башенки? 🙂
Дом по сравнению с историческим проектом несколько вырос. Раньше башня возвышалась над угловым аттиком, а высоту остальной части здания ограничивал карниз над 5-м этажом. Теперь выше этого карниза устроен аттиковый этаж, над ним поднята угловая башня, а к ней примыкает еще и мансарда с немного меньшими башнями в крыльях. Но пропорции и силуэт в целом решены неплохо, а детали по возможности учитывают особенности исторического проекта.
хто буде їхати через Казатин, зверніть увагу на місцевий вокзал - він того вартий. красива архітектура і такими ж цеглинами написаны півтораметрові написи "зал пЪрвого и второго КлассовЪ" тощо
див фото тут http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi" rel="dofollow" target="_blank">http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi ew.php?ID=49708&LNG=RU http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi" rel="dofollow" target="_blank">http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi ew.php?ID=28902&LNG=RU
Да, его автор, киевлянин Кобелев, тоде любил писАть на фасадах (в Киеве – Госбанк, Дворянский и крестьянский банк). Люблю этот вокзал с детства, когда приходилось часто поездом к бабушке в Винницу ездить.
Ага.
Вот дата:
http://www.ljplus.ru/img3/m/i/mik_kiev/Dsc02454.jpg" target="_blank" rel="nofollow">http://www.ljplus.ru/img3/m/i/mik_kiev/th_Dsc02454.jpg" width="150" height="200" border="0">
А вот часть скульптур:
http://www.ljplus.ru/img3/m/i/mik_kiev/Dsc02453.jpg" target="_blank" rel="nofollow">http://www.ljplus.ru/img3/m/i/mik_kiev/th_Dsc02453.jpg" width="200" height="150" border="0">
Есть допущение, что эти скульптуры – как бы философское размышление в форме рельефа: есть время сеять зерна и время собирать урожай.
Но все же оптимизм Николая Николаевича оправдался: здание достояло до 2000-го. А в первый же год XXI столетия его надстроили (в надстройке, как известно, разместились апартаменты братьев Кличко), на основе исходного проекта восстановили угловую башенку и рядом с ней заново вывели цифры: 1900–2001.
классно, очень позитивно.:) А кто подсказал сделать так, как было задумано по оригинальным чертежам?
Реконструкцией этого дома (Хмельницкого, 30, позади Оперы) занималась мастерская архитектора-реставратора Юрия Лосицкого (который восстанавливал Михайловский монастырь, церковь Рождества на Почтовой площади, собор в Феофании, теперь возводит купола на соборе Покровского монастыря). Сотрудники этой мастерской обычно перед составлением проектов поднимают архивные материалы именно для того, чтобы "сделать так, как было задумано по оригинальным чертежам".
Удивительно, что до сих пор не завесили такую площадь плакатами и бордами.
это же в тылу здания.:)
Да эт уже не имеет значения. Уже и тылы завешивают(
если имелся в виду дом по Нижнему Валу, 37, то в торце 🙂
http://pics.livejournal.com/al_nktn/pic/0003pf0d/" rel="nofollow">http://pics.livejournal.com/al_nktn/pic/0003pf0d/s320x240" width="199" height="240" border="0" />
Нижний Вал, 37(?) номер дома точно не помню, но, кажется, в том квартале
Да, именно № 37. Есть такое дело! Это большая пристройка, выполненная именно в 1912 году к более раннему доходному дому на углу Нижнего Вала и Межигорской. В том же году во дворе того же дома было сооружено новое здание синагоги (кто ходил со мной в свое время на экскурсию по Плоской части – видел). Здесь хочется обратить внимание и на очень культурное оформление глухого торца. Очевидно, домовладельцы Авигдор Шварц и Вениамин Бокшицкий договорились с владельцем соседнего дома № 39 Лейбой Дудманом, что он до поры до времени не будет делать надстройку )))
Ну, если договаривались, то он этот договор таки выполнил 🙂
К вопросу о синагогах.
Не подскажете, сколько их было на Мало-Васильковской?
Синагог – две (одна ныне действующая, "коробку" другой потом расширили и превратили в "Кинопанораму"). Были еще 1-2 небольшие еврейские молельни во дворах.
>Были еще 1-2 небольшие еврейские молельни во дворах.
Значит, все-таки были. Мне как-то говорили, что всего (вместе с синагогами) из было пять, но я сомневался. Многовато получалось 🙂 При том, что адресный указатель давал адреса, кажется, только трех на весь город
А они не очень и стремились светиться в адресных книгах. Киев формально не входил в "черту оседлости", власти то и дело выдумывали те или иные ограничения, – зачем же нарываться?
Надо еще иметь в виду, что в цокольных этажах Хоральной синагоги на Малой Васильковской, 13 и Купеческой в № 19 были небольшие молитвенные залы, при которых состояли особые общины (из публики победнее, чем в главных залах). Так что каждую из этих синагог могли считать за две 🙂
>А они не очень и стремились светиться в адресных книгах.
Да, это логично.