Весной Город просыпается. Как медленно раскрывающийся веер, он не перестает удивлять своих жителей, радующихся по-детски: «Ой, уже сирень начинает цвести!» Город будто потихонечку расправляет плечи, вдыхает воздух все глубже.
Киевляне ждут подарка от своего Города, причем они уверены в щедрости дарящего. Один из таких ожидаемых подарков — проснувшиеся после зимы фонтаны.
Сегодняшние киевские фонтаны — это и место встреч, и место отдыха, украшение улиц и парков. Еще это история нашего города. Об одном из киевских фонтанов, который к нашему времени, к сожалению, утратил свою «водную функцию», и пойдет сегодня речь.
На Контрактовой площади рядом с Гостиным двором находится замечательное сооружение, называемое киевлянами «Самсоном». Современный арочный павильон в стиле барокко, выстроенный в 1982 году, выглядит почти так же, как прежний, установленный на этом месте в 1749 году по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского. Фонтан, над которым был размещен павильон, представлял собой часть первого в Киеве водопровода. До 1808 года внутри стояла фигура ангела, держащего в руке ковш, из которого лилась вода. Павильон нызывался «Фелициал», или «Филициан».
“…СдЂланъ фонтанъ, надъ которымъ построенъ новой архитектуры куполъ с поставленнымъ на ономъ разнымъ изображенїемъ св.апсла Андрея, держащаго въ рукЂ крестъ, а внутри при фонтанЂ — ангЂл, держащїй сосудъ, изъ котораго чрезъ проведенныя подземныя трубы тотъ ангелъ изливаетъ въ томъ фонтанЂ воду, а изъ онаго чрезъ такія жъ трубы прочіс жь колодязи для употребленія и продовольствованїя обывателей наполняются», — читаем в “Описаниях Киевского наместничества 70-80 годов 18 ст.».
В обозначенном году фигуру ангела заменили на скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва», первоначально деревянную, затем бетонную. Из пасти льва вытекала струя воды в обширный каменный резервуар, из которого богомольцы пили воду, считавшуюся чудодейственной. На шею Самсона часто вешали крестики. Существовало даже поверье, что выпивший воды из фонтана, навсегда останется жить в Киеве.
Нужно сказать, что сюжет победы Самсона над львом широко использовался в разных видах народного искусства: мотив льва встречается в керамике, резьбе по дереву. По народному преданию, у царя Давида было три сына: Иосиф Прекрасный, Самсон Сильный и Соломон Премудрый. Сильный Самсон воевал по всему миру. Плыл он как-то по Днепру и как только вышел из воды на берег — увидел льва. Схватил его за пасть и, наступив на него ногой, вместе с ним и закаменел. Так и остался навсегда в Киеве.
Самсониев источник пользовался уважением. Шероцкий говорит о том, что по привилегии короля Владислава 4, в 17 веке он получал воду, отведенную по трубам из старого города (Андреевской горы). Уже тогда он был покрыт павильоном с крестом на крыше и обнесен палисадником. Возможно, этим объясняется и то, почему фигура апостола Андрея Первозванного украшает и украшала купол сооружения.
Наверху павильона в конце 18 в. были установлены солнечные часы, созданные преподавателем Киево-Могилянской академии французом Брульоном. Жителям Киева века 19-го сверять время по этим часам не довелось, потому как в 1811 году на Подоле произошел страшный пожар, и павильон оказался практически уничтожен. Его отстроили в несколько измененном виде и без часов.
В 1930-х годах фонтан разрушили, а восстановили, как уже говорилось, в 82-м. И снова киевляне, назначающие встречи у «Самсона», могут сверять время по часам, установленным по четырем сторонам купола. Лишь бы не пряталось весеннее солнце.
А кто ваял эту скульптурную группу, и почему ему не пришло в голову сделать льва побольше, а Самсона позлее ???
разве он не фонтанирует? о_О
спасибо. а вот фотографий или рисунко тогдашних Самсона и ангела крупным планом у вас нету случайно?