В печатных изданиях по истории киевского трамвая написано, что в 1956 году были проложены трамвайные линии на Левобережье и открыт трамвайный маршрут №28 “Почтовая площадь — ДШК (Дарницкий шелковый комбинат)”.


А вот о том, что в том же 1956 году на Подоле были также проложены новые трамвайные линии и открыт трамвайный маршрут №27 “Контрактовая площадь — ГЭС-2”, не написано ни строки.


Удивительно, что, читая далее хронологию основных событий истории городского трамвая, узнаем, что в 1962 году открыт трамвайный маршрут под тем же 27-м номером, но уже по маршруту “Бессарабка — Ленинградская площадь”.


Куда в таком случае делся трамвай под этим же номером, который с 1956 года ходил по Подолу от Контрактовой площади до городской электростанции (сейчас ТЭЦ-2) и одновременно к судостроительному заводу имени Сталина?


Оказалось, что подольский 27-й просуществовал всего пять лет — до 1961 года.


Так почему же вовсе не упоминали и вдруг неожиданно закрыли подольский 27-й маршрут? Попробуем разобраться.


Трамвай за 15 минут проезжал всего четыре остановки: Контрактовая площадь, ул. Шолом-Алейхема (ныне Константиновская), ул. Еленовская и ГЭС-2, а от улицы Еленовской его путь пролегал по так называемой Промзоне.


На рубеже ХІХ—ХХ веков, когда Киев бурно развивался, киевская гавань по проекту ученого-гидротехника Николая Максимовича превратилась из живописной окраины в один из крупнейших речных портов в Европе, рассчитанный на 600 судов. Берега подняли, построили судоверфи, склады. Уже в советское время, в 1926—1930 годах, реализуя план индустриализации, здесь построили мощную электростанцию КРЭС (ГЭС-2). Ныне это ТЭЦ-2.


Вспоминаются 1950-е годы… Киевская окраина. Промзона.


От Еленовской до ГЭС-2 уныло тащится вдоль почерневших заборов, товарных складов, ремесленных мастерских и деревянных бараков трамвай №27. Запахи олифы, визг циркулярной пилы, гвалт воронья… Пейзажи этой рабочей окраины явно не предназначались для упоминания в информационных и туристических справочниках города. Вот и ответ на первый вопрос! Но почему же так быстро закрыли этот маршрут?


Одна из самых страшных бед, которую пережили киевляне в мирные времена, — Куреневская трагедия 1961 года, когда, прорвав земляную дамбу, из района Бабьего Яра на Куреневку устремилась огромная масса пульпы, сметая на своем пути все живое. В процессе проведения восстановительных работ с места трагедии круглосуточно на самосвалах в находящееся рядом урочище Наталка вывозили глиняное месиво. Этот путь проходил по трамвайной колее 27-го маршрута. В результате разливов этого месива трамвайные рельсы почти ушли под землю, и трамваи уже не смогли ходить. Так Куреневская трагедия в 1961 году похоронила подольский трамвайный маршрут №27. Трамвай заменили автобусом №8, а сегодня вместо него здесь курсирует автобус №53, правда, с такими интервалами, что подчас с Подола до ТЭЦ-2 быстрее дойти пешком.


Немногие киевляне помнят сегодня об урочище Наталка — полосе дикой природы у Днепра, которая начиналась от конечной трамвая №27 и простиралась до зеленых лугов Оболони.


Еще в XIX веке посещающие эти чудные места литераторы и газетчики с восторгом отзывались о местной природе. Сказочные виды, недорогие и удобные дачи, кумысное заведение, отборные фрукты, которые приносили сюда садоводы Куреневки…


С запада гряда куреневских гор сдерживала порывы ветров. На чистые здешние озера, на берега Почайны и Днепра в летние дни приезжали на отдых тысячи киевлян, брали с собой даже самовары.


В середине прошлого века сюда “пришел прогресс”, превратив живописные места в индустриальный анклав. Работающая здесь ТЭЦ-2 загрязняла воздух и сбрасывала технологические отходы в заливы, где дохла рыба… Рядом с трамвайным кольцом расположилась городская свалка, в озеро сбрасывали свои отходы многие предприятия. Чтобы искупаться, ребятня “углублялась” в “оболонские дали” — на более чистые озера…


В 1950-х на ГЭС-2 ходили чудом сохранившиеся в Киеве четырехосные деревянные трамваи “пульманы”. Интересно, что первые два “пульмана” поступили в Киев с Нюрнбергского завода еще в 1902 году. Им были присвоены номера 1001 и 1002. Так было положено начало традиции в трамвайной нумерации, которая нарушилась только в наше время.


Кстати, эти два трамвая оказались впоследствии непригодными для эксплуатации в Киеве, так как не вписывались в небольшие крутые повороты. Усовершенствованная партия трамваев поступала в город в 1907-м, 1909-м и 1911 годах.


“Пульманы” успешно курсировали по киевским улицам и после Второй мировой войны, в том числе и по подольскому маршруту №27.


Когда в конце 50-х годов Киев взял курс на радикальное обновление подвижного состава, выяснилось, что металлические рамы “пульманов” вполне пригодны к дальнейшему использованию. Так, на КЗЭТ было переоборудовано 20 таких рам в вагоны КТВ-55-2 (“тяни-толкай”), которые киевляне старшего поколения должны помнить по маршрутам №№8, 16, 30… И даже сегодня на базе “пульмана” работает в Киеве один аварийный вагон АВ-2!


А деревянный 27-й навсегда останется трамваем детства для мальчишек послевоенного периода. Двери на нем открывались вручную, позволяя спрыгивать на ходу, деревянные лавки были как отдельные крепости-закутки. По сравнению с сегодняшним “пластиком” 27-й трамвай был символом добротности и прочности… В его отделке виден был нелегкий ручной труд. Мальчишка садился на гладкую полированную лавку у раскрытого окна и клал локоть на деревянный бортик… Дул встречный ветер, ветки деревьев врывались в окна, но чувство опасности все равно не могло победить остроту счастливых минут движения…