Чаще всего каменицы имели от двух до четырех этажей в высоту и были сориентированы своими узкими торцевыми фасадами с тремя-пятью окнами на улицу или площадь. Это объяснялось самой структурой средневекового города, которая предполагала плотную застройку. Уникальные каменицы эпохи Ренессанса в Украине сохранились во Львове, на площади Рынок. В средние века эта распланированная в XIV веке рыночная площадь была центром Львова, средоточием торговой и общественной жизни города. Новые дома именитых горожан и купцов возводились лучшими львовскими мастерами — архитекторами П. Красовским, П. Барбоном, П. Римлянином, Б. Меретином и другими.
Каменицы стояли на узких, сильно вытянутых в глубину участках, разделенных на место под главный дом, выходящий на площадь, двор и тыльный дом (флигель). Большинство камениц площади Рынок имеют по три окна на главном фасаде, украшены скульптурой, лепным декором, резьбой и архитектурными деталями. Как известно, за каждое окно, сориентированное на городскую площадь, нужно было платить, поэтому горожане хитрили: строили дома под углом к главной площади.
Окончательно планировка камениц сформировалась в эпоху Ренессанса и барокко, т. е. в XVI-XVIII веках, и была типичной для многих зданий. Как правило, каменица XVI ст. размещалась на участке шириной 8-10 м и длиной в глубину застройки 43 м, принадлежавшем одному владельцу или одной семье. Правда, часть помещений могла сдаваться в аренду «комирныкам» и «челядникам». Главное жилое здание-каменица располагалось на 20-25 м в глубину участка и имело трехрядное размещение комнат вглубь. На верхних этажах и со двора было размещено по две комнаты: большая двухоконная гостиная-«светлица» и однооконная жилая комната-«изба». В темных помещениях в центре каменицы находились лестницы и кухни. На первом этаже со сводчатыми перекрытиями размещались сени, соединенные с узким проходом во двор, конторы, лавки, мастерские, лестница и дворовая двухоконная гостиная-«светлица» с перекрытием — деревянным потолком на резных деревянных балках. В некоторых случаях широкие сводчатые сени занимали весь дом в глубину и служили проездом во двор.
Еще одной отличительной особенностью камениц эпохи Ренессанса является наличие «итальянского» внутреннего дворика, замкнутого со всех сторон и замощенного камнем. Такой двор ограничивался галереями с балюстрадами на каждом этаже, которые в некоторых случаях крепились к так называемым «межевым» стенам между соседними участками и соединяли главное здание с флигелем. Наиболее характерным примером ренессансной каменицы с внутренним «итальянским» двориком является дом Корнякта на площади Рынок.
Как свидетельствует план каменицы Корнякта, помещения перекрывали крестовыми сводами. Через главный вход посетитель попадал в своеобразный вестибюль, связанный с большой комнатой, которая одним окном была сориентирована на улицу. По узкому проходу-коридору из вестибюля можно было пройти в несколько внутренних помещений, к лестничной клетке и в «итальянский» дворик. Как и в других аналогичных зданиях, галереи, по сути, выполняли две функции: связи с расположенными в глубине двора вспомогательными помещениями и декоративного оформления «межевых» стен по бокам участка.
Каменицы Западной Украины отличаются от барочных камениц Киева и левобережных территорий, поскольку последние строились по типу деревянного народного жилища — хаты на две половины. По своему архитектурному облику это совершенно иные жилые здания, не похожие на итальянские палаццо эпохи Ренессанса и вобравшие черты самобытной украинской архитектуры.
В состав киево-подольской усадьбы XVII века входили и деревянные вспомогательные сооружения, а сами усадьбы окружали крепким забором. В каждой усадьбе («дворе») проживало в среднем по шесть человек. Как видно на плане И. Ушакова 1690 года, жилой дом киевлянина напоминал экспонирующиеся сейчас в Музее народной архитектуры и быта в с. Пирогов срубные хаты. Деревянные дома XVII века имели планировку, сходную с планировкой хаты на две половины, и скатные крыши, крытые тесом.
Украинское барокко представлено каменными постройками разного назначения: прежде всего, это монастырские ансамбли, соборы, церкви, колокольни, несколько меньше выполненных в этом стиле дворцов и учебных зданий. Существовали и барочные каменицы. Пять таких камениц было построено в XVII-XVIII веках на Подоле. В то время иметь собственный каменный дом могли только зажиточные горожане: большая часть застройки была деревянной, потому во время пожара 1811 года и выгорело так много домов. Хотя киевские каменицы отличались друг от друга по своему облику, были у них и общие черты: расположение помещений, архитектурный декор, форма оконных и дверных проемов, наличие глубоких подвалов. Многие каменицы того времени имели эксплуатируемые чердачные помещения. Как правило, весь дом принадлежал одному купцу или его семье: внизу находились подвалы, на первом этаже — магазины, на втором — жилые комнаты.
Т-образное в плане здание каменицы купчихи Артемихи с выступающей вперед входной частью находилось на углу улиц Хоревой и Межигорской, на месте построенного в XIX веке эклектичного жилого дома. От этого здания сохранилось только одно старинное изображение: сам дом пострадал во время пожара 1811 года и был снесен в результате последующей перепланировки Подола. По рисунку можно определить, что, помимо двух этажей, он имел и глубокие подвалы — по традиции, для складирования товаров.
«Домик Петра» на улице Константиновской, 6 назван так потому, что, по легенде, во время одного из своих посещений Киева перед войной со шведами здесь ненадолго останавливался царь Петр І. Построен он был в конце XVII — начале XVIII века и сохранился до наших дней: сейчас в нем расположены административные учреждения. Каменица эта сориентирована по оси запад-восток, она прямоугольная в плане, с двумя башнеобразными объемами с северо-запада и северо-востока. Считается, что авторами проекта были представители московской архитектурной школы О. Старцев и Д. Аксамитов, а в перестройке здания после пожара 1742 года принимал участие известный киевский архитектор И. Григорович-Барский. Доподлинно не известно, кто был первоначальным владельцем каменицы: то ли магистрат, то ли семья обеспеченных подольских мещан. Документально доказано, что во второй половине XVII века в каменице была больница, в начале ХІХ века — уездная школа, а потом — городское детское заведение. Все это свидетельствует о том, что здание неоднократно перепланировалось для соответствия новому назначению и из жилого сооружения постепенно превратилось в общественное.
На улице Хоревой находился и каменный дом киевского сотника Саввы Туптало, отца митрополита Д. Ростовского, общественного деятеля XVIII века. Кроме того, опять-таки на Подоле, на улице Притисско-Никольской, находились две каменицы, принадлежавшие цеху портных и Георгию Рыбальскому. Это были два одноэтажных кирпичных здания XVIII века, сориентированных по оси восток-запад.
Несколько камениц сохранилось на Черниговщине, две из них принадлежали черниговскому полковнику Я. Лизогубу. Наиболее известна каменица Я. Лизогуба, построенная в конце XVII века. Это прямоугольное в плане кирпичное одноэтажное оштукатуренное здание с шестью отдельными помещениями, большим подвалом и высоким чердачным пространством. Каменицей называется и еще одно здание на Черниговщине — кладовая усадьбы в Козельце, датированная первой половиной XVIII века. Как и в предыдущем случае, это прямоугольное в плане кирпичное здание с массивными стенами.
По типу многокамерного народного жилища был построен и не сохранившийся до наших дней дворец Богдана Хмельницкого в Субботове, что возле Чигирина. Он был прямоугольным в плане, разделенным стенами на шесть отдельных помещений, четыре из которых были жилыми и имели печи. По сути, это была та же схема многокомнатной народной хаты, которая распространилась по Украине в конце ХІХ века: возле входа находились сени, за ними — кладовая («комора»), слева и справа — входы в гостиные-светлицы, а из них — в спальные комнаты. Кроме того, к дворовому фасаду дворца была сделана вспомогательная пристройка. Перед главным входом находился многоколонный портик. Известно, что на фасаде были изображены крестьянин с топором, идущий на медведя, и змеи позади него.
Подобный прием — расположение жилых помещений по обе стороны от входа и выделение входной группы в отдельный выступающий вперед объем — применялся в казацких каменицах как Левобережья, так и Правобережья. Каменицы периода барокко на тех землях Украины, где было распространено казачество, отличались своей планировкой, архитектурой и назначением от камениц, возведенных на Западной Украине в эпоху Ренессанса. Если возрожденческие каменицы территорий, подверженных католическому влиянию, как уже говорилось, копировали западноевропейские палаццо и средневековые планировочные принципы и при этом служили одновременно общественными (на первом этаже размещались лавки) и жилыми (на верхних этажах) постройками, то казацкие каменицы могли быть и просто жилыми домами, и жилыми домами с лавками, и дворцами, и полковыми канцеляриями, и кладовыми. Во всех случаях — и это было их отличительной особенностью — они воплощали планировочные принципы народного жилища Украины.
Додати коментар