История создания «модного» парка на Пейзажной аллее набирает обороты. 12 марта в Мыстецьком Арсенале состоялся благотворительный аукцион, на котором элита страны покупала скульптурные подарки городу, а также акция протеста против проекта KIEV FASHION PARK, в которой приняли участие молодые художники, которые, по их словам, не могут допустить превращения «Пейзажки» в диснейленд.

В недавнем репортаже ART UKRAINE об акции протеста против KIEV FASHION PARK прозвучало мнение художников, объясняющее, почему проект в том виде, как он был представлен организаторами на кануне аукциона 12 марта, не должен быть реализован в пространстве Пейзажной аллеи. Сразу после этого с журналистом ART UKRAINE Асей Баздыревой связался автор проекта KIEV FASHION PARK Александр Соколовский. Организатору проекта материал ART UKRAINE показался однобоким, и он предложил осветить данный вопрос, выразив другую, «более авторитетную» точку зрения, обозначив своё повествование как «ответ Баздыревой».

Вооружившись маркером и ручкой с красными чернилами, Александр Соколовский сделал «работу над ошибками» в статье, выражающей, как ему показалось, личное мнение автора, и не имеющей ничего общего с мнениями настоящих киевлян и ценителей города.

“Работа над ошибками”

Действительно, мнение о том, что Пейзажную аллею нужно сохранить, не превращая её «halloffame» «элиты» нашей страны и параллельно в ещё один заплёванный Майдан, «культовое туристическое место», со всеми вытекающими последствиями типа «эй, дэвушка!», – действительно, сплошной субъективизм. Как известно, украинцы действительно любят всё с пометкой «фешн», «гламур», «позитив» и т.д., так что сомневаться во всенародном признании проекта г-на Соколовского не приходится.

Далее публикуем отрывки из монолога Александра Соколовского, который он произнес в защиту проекта KIEV FASHION PARK.

Автор проекта KIEV FASHION PARK Александр Соколовский

 

Александр Соколовский: Вы, наверное, не совсем понимаете, что и как будет на Пейзажной аллее. Скульптурные объекты, вошедшие в KIEV FASHION PARK, будут размещены между уже существующими «котиками» и детской площадкой, но как это будет реализовано, пока не знает никто, потому что работ продалось меньше, чем мы ожидали – 16 из 24. Поэтому и первоначальное размещение объектов, которое мы утверждали, уже не актуально.

 

– Организаторы акции протеста сказали, что не было никаких обсуждений…

А.С.: Этим проектом занимается не так много людей. Есть я -Соколовский Александр, организатор и автор проекта, который является собственником ряда серьёзных бизнесов: это группа компаний «Текстиль-Контакт». Также я возглавляю всеукраинское объединение работников лёгкой промышленности, конфедерацию работодателей, являюсь одним из организаторов Украинской недели моды, – поверьте, мне есть чем заниматься. Я очень долго и серьёзно занимался данным проектом, поэтому обвинять меня в тех вещах, о которых говорили участники акции протеста под Арсеналом, это, по меньшей мере, некорректно даже не по отношению ко мне, а по отношению к тому делу, которое мы делаем.

Все, кто хотел, в ходе подготовки проекта мог задать мне вопрос, потому что у нас есть сайт, где можно было выразить любое пожелание. Та же госпожа Кадырова – участница проекта – мы с ней неоднократно общались, у неё есть номер моего мобильного телефона, поверьте мне, ни одного непринятого звонка от неё у меня не было. Были споры и разногласия по поводу размещения некоторых скульптур и её работы, в частности. Мне казалось, что я её убедил. После чего не было разговоров несколько недель и тут вдруг демонстрация, главным организатором который выступила Жанна.

Поскольку проект KIEV FASHION PARK затратный, позволить себе держать штат архитекторов-специалистов я не могу. Но мнение всех, кто готов помогать и содействовать данному проекту, мне интересно. К сожалению, никто не выходил на меня открыто, а потом почему-то люди пришли с протестом, что их не слышат.

История возникновения существующего парка на Пейзажной аллее также интересна: он бы не возник, если бы не было задачи спасти эту площадку от строительства высотного здания. Поскольку решение Верховного Суда несколько месяцев назад было отменено – за эту территорию снова началась война. И вот об этом нужно писать и очень громко кричать, поскольку вновь под угрозой парк, который полюбился киевлянам.

 

– Почему выбор пал на Пейзажную аллею, которую, согласно проекту, хотят превратить в «культовое туристическое место»?

А.С.: Именно потому, что это место планируется к застройке.

Все наши скамейки будут сделаны на бетонной основе с элементами мозаики, это органичное продолжение уже существующего мозаичного парка. То есть глобализм этого места усилится, и оно станет ещё более знаковым, более ярким, сочным, культовым и интересным.

Вы обвиняете меня в том, что есть «некий оргкомитет, в который входит участница группы СМС» (цитата со слов Артура Белозёрова – прим.авт): в оргкомитет из бизнесменов вхожу только я, господин Соколовский, который ничего не понимает в скульптурах и сразу об этом говорит, но понимает, как это всё организовать. Из руководителей музеев в нашем оргкомитете есть госпожа Наталья Заболотная, которая рекомендовала нам целый ряд скульпторов, есть главный архитектор Киева, г-н Сергей Целовальник, и два искусствоведа, имена которых не вызывают раздражения у многих скульпторов: г-н Роготченко и г-н Соловьёв, которые являются авторитетными людьми. Небольшой, но компетентный оргкомитет гораздо лучше, чем огромное количество людей, которые будут отстаитвать каждый своё виденье.

Все скульпторы знали, чьи работы будут стоять рядом с их произведениями, они получали полную информацию о проекте и с первого дня работы видели, какие работы представлены. Ни один человек не вышел с жалобами ни на оргкомитет, ни на меня лично. Не было ни одного голоса против, они возникли лишь в день аукциона в 14.00, что воспринимается мною как неуважение ко мне лично. Я понимаю, что это творческие люди и у них своё виденье. У меня – своё, поэтому спорить с ними и переубеждать их я не буду.

Участие в данном проекте является одним из элементов признания: для художника не так важно просто быть – ему нужно признание. Меценаты, которые участвуют в проекте, совершенно не расчитывают, что их будут благодарить за это. Люди в целом совершенно не отличаются таким качеством, как благодарность. Я не расчитываю на благодарность потомков, я не верю в благодарность людей. Людям хорошо, и мне приятно. Мне больше ничего не надо. Я трачу своё время и деньги ради того удовольствия, которое я сам лично хочу получать, как гуляющий в этом месте человек.

После субботней акции протеста мне пришлось лично звонить Назару Билыку и просить организовать встречу с теми людьми, которым не нравится проект. Вчера (14.03) мы встречались – был Назар, Жанна Кадырова, те люди, которых они считают авторитетными. Оказалось, что проблемы нет, и это борьба хорошего с лучшим. Откровенно говоря, мне нужна их помощь, которую они могли бы предложить без всяких скандалов и рупоров. И сейчас они с Константином Скретуцким предлагают свои варианты в расстановке скульптур.

 

– Будет ли учтено мнение художников, принимавших участие в акции протеста?

А.С.: Да, но не потому, что состоялась акция протеста, а потому, что я понял, что у них есть вопросы – мне пришлось искать их и проявить инициативу, а не наоборот. Если человек неравнодушен к проекту, он должен встретиться с организаторами и объявить свою конструктивную позицию. Вместо того, чтоб протестовать и решить ничего не делать вообще. По моей инициативе состоялась встреча, и я считаю, что проблемы сняты. Вопрос теперь заключается в том, как правильно организовать это пространство. Я имею определённый вкус, и мне не должно быть стыдно за мою работу, в первую очередь, перед специалистами, во вторую – перед киевлянами, чтобы они не сказали, что это дилетантство и пр.

 

– Рассматриваете ли Вы возможность перенесения парка в другое место?

А.С.: Перенесение этого проекта в том виде, в котором он существует, в другое место я не рассматриваю. В других местах планируются следующие проекты (Владимирская горка, парк Примакова, парк Шевченко). Чем больше людей будет работать на добровольной основе, тем лучше. Мнение принявших в акции протеста художников важно, но не потому, что мы идём на поводу. Я экономлю бюджет на том, чтобы не привлекать дополнительных архитекторов и платить им деньги на то, чтоб делать привязку и визуализацию проекта.

 

– Куда идут деньги с аукциона?

А.С.: Деньги идут на создание скамеек, покупку самих работ, поскольку ни один скульптор бесплатно свою работу не оттдал…

 

– То есть работа художников не была волонтёрской?

А.С.: Дизайнеры сделали эскизы скамеек бесплатно, они получают дивиденды в виде славы, поскольку в прессе эти скамейки фигугурируют с подписью: Андре Тан, Литковская, Алексей Залевский и прочие. Но само изготовление этих скамеек стоит денег, поэтому стартовая цена лота от 3-6 тысяч у.е., тем более что работа будет полностью ручная. Кроме этого, организация аукиона и все сопутствующие проектные действия (существование проекта на протяжнии месяца в стенах Мыстецького Арсенала) стоят денег. Никто не будет бесплатно заниматься перевозкой работ, например, только потому, что мы делаем хороший проект для Киева. Поверьте, количество доходов от ауциона и количество расходов от проекта больше в сторону расходов, поэтому если и возникнет положительное сальдо – все пойдёт на благотворительность.

Наша концепция – эклектичный парк. Самая главная мысль, которую я хотел бы донести в ответ на Вашу статью: чем больше мы будем совещаться, разговаривать и дебатировать, тем меньше шансов, что проект будет вообще принят.

Касательно «тотального насаждения скульптур…»: прошу обозначить в моём «обращении к Асе Баздыревой», что когда парк будет создан, я прошу Вас пойти на Пейзажную аллею и написать честно, понравилось ли то, что получилось, и также опросить людей. Но сделать это репрезентативно, ведь мы же делаем это не для Вас, вы не целевая аудитория. Мы делаем это для народа, а народ – понятие растяжимое.

 

– Почему работа Жанны Кадыровой была выставлена на ауцион, несмотря на то, что в ходе дискуссии она её сняла?

А.С.: За инсталляцию «Прожектор» был выплачен аванс и снимать работу, которая уже профинансирована мною, не совсем разумно, тем более, что сейчас работа уже согласована. Мы говорили о том, что снимается та работа, в которую не вложены деньги (скульптура«Яблоко»). А бегать потом за Жанной, чтоб она вернула деньги, – некоректно.

Вы пишете «об отсуствии уважения к мнению художников со стороны г-на Соколовского»: если человек против проекта, он не должен был брать деньги и участвовать в нем. А если человек взял деньги и начал участвовать, а за пять минут до аукциона снимает свою работу – это неуважение художника к проекту, но не организатора к художнику. Вы путаете причину и следствие.

 

– Кто делал дизайн табличек?

А.С.: Наш художник, девочка из Крыма делала дизайн табличек и логотип. В логотипе использована рука, как символ того, что делается вручну, или рука, которая дарит Киеву. Я надеюсь, что будет мода на то, что люди, которые чего-то достигли, начнут отдавать людям.

 

– Вам не кажется, что это будет парк имени Константина Скретуцкого?

А.С.: Я принял решение взять его, поскольку он является автором мозаичного парка на Пейзажной аллее, и я боялся, что возникнет конфликт двух парков. Он меньше всех заинтересован в том, чтоб была разрушена целостность данного места.

 

– Почему возникло название KIEV FASHION PARK?

А.С.: Слово Киев и парк понятно, потому что проект будет только киевский. «Фешн» –потому что я хочу, чтобы это было модно, красиво, стильно, современно. Это не просто парк скульптур – это арт-объект. Были разные варианты со словом «арт» или «фешн», но поскольку у нас есть Неделя моды, и среди участников проекта много фешн-дизайнеров, да и вообще слово «мода» – это достаточно правильно, поэтому и было выбрано название KIEV FASHION PARK.