Панорама, которую мы видим на фото, начала создаваться еще в позапрошлом веке, когда Киев , вырвавшийся за пределы древних крепостных валов, притормозил перед следующей преградой – рекой Лыбедь. В 1860-е годы вдоль речушки проложили железную дорогу. Самое узнаваемое на снимке – железнодорожный вокзал (1) (не тот, конечно, что был открыт без малого 140 лет назад, а его преемник, вошедший в строй в 1932-м).
Сама Лыбедь ныне – в коллекторе, отчасти упрятана под землю и течет «пунктиром». Но кое-где вблизи вокзала ее можно рассмотреть (2). Улица на самом переднем плане – Старовокзальная (3). Своего прежнего имени – Степановская – она лишилась в 1930-е годы, когда после открытия нового вокзала перестала вести к пассажирскому зданию. Вдоль Старовокзальной и пересекающей ее Жилянской – промышленные корпуса.
Некоторые, хоть и многократно перестроены, отчасти сохраняют давний облик (4) – еще с той поры, когда в 1897-м у берега Лыбеди развернулся Южно-Русский машиностроительный завод, в застройке которого участвовал, кстати, Владислав Городецкий. В январе 1924-го предприятиестало называться «Ленинская кузница».
На углу Старовокзальной и Жилянской – корпус с рабочей столовой (5): типичный образчик архитектуры конструктивизма. А вдоль тогдашней улицы Коминтерна соорудили исполинское здание котельного цеха – крупнейшего в Киеве. Еще недавно оно хоть и пустовало, но стояло на месте: думали переделать под очередной торговый комплекс, но в итоге… снесли. Теперь тут громадная обширная площадка (6): наверняка, недолго простоит без дела.
Часть помещений «Кузни…» отошла под супермаркеты. В их тылах сиротливо примостился бронзовый Ленин на пьедестале (7). В 1946 году его торжественно установили посреди заводской территории, а теперь трудящиеся, отоварившись в маркетах, устраивают за спиной вождя «разливайку».
Свободное место на перекрестке, где теперь паркуются машины, напоминает о выстроенном в 1908–1914 годах и снесенном в 1930-е Ильинском храме (8). В земле, должно быть, до сих пор сидят свыше 670 буронабивных свай, на которые архитектор Евгений Ермаков посадил свое творение.
Рядом – ТЭЦ-3, первенец централизованного отопления в довоенном Киеве (9). Многие помнят рядом с корпусом ТЭЦ массивную градирню для охлаждения воды. Мало кто знает, что примерно на этом месте вплоть до начала 1930-х годов размещалась одна из крупнейших киевских синагог, выстроенная в 1897-м. А теперь – виднеется круглый бассейн (10)…
По улице Саксаганского находится завод медпрепаратов (в советское время далеко распространявший вокруг себя запах пенициллина). Здесь же уцелел и бывший особняк известного киевского аптекаря Адольфа Марцинчика (11), во дворе которого начинал свою работу завод.
А вот и противоположный берег Лыбеди: пошла в гору вереница типовых 16-этажек по улице Урицкого (12). А неподалеку, в ложбине, незаметно для большинства киевлян растут новые обширные комплексы жилых зданий на улице Механизаторов (13). Сама эта ложбина (14) носит название, еще недавно считавшееся одиозным, – Кучмин яр. Над ней – Батыева гора. Говорят, сам хан Батый взирал отсюда на осажденный Киев. Однако большинство историков сходится на том, что Батыева гора имеет к повелителю монголо-татар такое же отношение, как Кучмин яр – к экс-президенту Украины.
Ильинский храм. Фото 1910-х гг.
Котельный цех «Ленинской кузницы». Фото 1932 г.
интересно. спасибо