Если посмотреть на фотографии старого крещатика, можно сразу обнаружить, в какой степени наводнили своими вывесками фасады и торцы зданий местные предприниматели. Их металлические и деревянные “визитки” были расположены в два, три, а то и четыре яруса: “нотариус с.Б. Шенфильд”, “аптека а. Марцинчика”, “обои к. Ланге”, “синематограф козловского”, “перлов и сыновья”, “иосиф маршак: бриллианты” или просто — “парикмахер”, “кулинар”, “маклер”, “живописец”… Если же места на фасаде не хватало, то реклама выносилась на крышу.
“Крещатик — лучшая улица во всем киеве, застроенная прекрасными и огромными домами, обвешанными разными торговыми вывесками”, — писал в прошлом веке николай сементовский. Впрочем, в отношении вывесок некоторые районы ничем не уступали крещатику.
Вот как описывает александровскую (ныне контрактовую) площадь в своем “путеводителе” константин щероцкий:.
“У домов, выходивших на площадь, были прицеплены вывески, долженствовавшие указывать безграмотным, что продавалось и делалось в том или ином помещении. У мясника был выставлен доморощенный поттер, у табачника экзотическое видение турчанки, у брадобрея — сценка а ля мирис. Вывески помещались на особых висячих щитах, которые в xviii веке и раньше были украшены просто торговыми знаками и гербами торговцев… Колонны контрактового дома были обклеены объявлениями о душистых мылах и красках, парфюмерии, концертах, операх, водевилях; в балаганах показывались ученые звери, в кухмистерской чока продавались анчоусы, устрицы; фраже и фирма норблин и бр. Вернер выставляли серебро; морсикани — раскрашенные литографии, миклашевский — фарфор, итальянцы — ценные картины…”.
Вернемся в центр — только здесь можно было в высшей степени хорошо поесть и основательно развлечься. На углу думской площади читаем объявление: “винно-гастрономический магазин “кулинар” имеет большой выбор продуктов: окорок белоцерковский и литовский, поросята, индюки, гуси, фазаны, глухари, куропатки, тетерева и другая дичь. Масло сливочное и соленое. Работают отделы: рыбный, колбасный и фруктовый. В колоссальном выборе кондитерские изделия разных фирм, чай, кофе, какао, сахар. Пиво бокалами лучшего завода в киеве, к пиву — пирожки и вобла…”.
ВОт тебе на! высокий пафос царских блюд так неожиданно сменился постным и прозаическим меню — пирожками, воблой и бокалом пива.
Как в забегаловке! но стоит обернуться назад и на противоположной стороне улицы вы увидите броский рекламный щит, призывающий вас “вкусить кусочек изумительного швейцарского шоколада, замешанного на свежем альпийском молоке”. Над входом в заведение вдоль всего фасада написано и имя его хозяина :”семадени”. Это — самая популярная кондитерская в городе. Ее владелец, швейцарец по происхождению, поставил обслуживание посетителей на действительно высокий европейский уровень. Рядом с залом располагалось помещение производственного цеха, откуда по конвейеру прямо на стол клиента поступали свежие булочки, пирожные, печенье, тортики, конфеты, чай, кофе, какао, шоколад.
Несколько подобных заведений было на крещатике. Одно из них называлось “яссы”. “Не говоря уже о тортах, конфетах, разных выпечках, изготавливаемых этой кондитерской, ее оборудование роскошно, мебель мягкая, на пружинах, дамская гостиная наполнена тропическими растениями, с нижнего этажа спиральная лестница ведет на второй этаж, где устроены прекрасная бильярдная и специальный буфет… Есть еще одна кондитерская под фирмой “швейцарская”. Она имеет особенный характер. Здесь получают несколько удачно подобранных периодических изданий. В дни прибытия почты сюда приходит много посетителей. Газеты берутся нарасхват.
В ожидании газет кое-кто пьет шоколад, кофе, пунш, другие играют в бильярд”.
Так описывал крещатик в газете “киевский телеграф” (1861 г.) Известный журналист альфред фон юнк.
Когда в 1878 году в городе появилось электричество, то первые показательные сеансы электроосвещения были проведены не где-нибудь на многолюдной площади, а в ресторанном зале гостиницы.
“Гранд-отель” на крещатике. История повторилась и в 1886 году, когда киев захлестнула волна телефонизации.
Пользователем первого телефонного аппарата стал владелец крупнейшего ресторана, расположенного на думской площади.
Предприниматели не ограничивались вывесками. В штатном расписании числилась и должность приказчика, в обязанности которого входила и такая деликатная работа, как привлечение покупателя в магазин.
Иногда это делалось слишком прямолинейно, что вызывало протесты публики. В связи с этим в “вестнике приказчика” (1912 г.) Появилось следующее сообщение: “на состоявшемся в ярославле совещании большая часть приказчиков высказалась против затаскивания покупателей в магазин”.
Фирменные услуги рекламировались и в общественном транспорте: на дверцах дилижансов, на крышах первых трамваев, в вагонах пригородных поездов. Когда в 1911 году киевский инженер федор андерс сконструировал первый в россии дирижабль, то испытал его сначала над террасами купеческого сада. Киевлянам так понравилось это воздушное средство передвижения, что конструктора завалили заявками не только пассажиры, но и представители частного бизнеса, пожелавшие прорекламировать свой товар с высоты птичьего полета.
Популярностью у киевского обывателя пользовались большие цилиндрические тумбы, установленные на бойких перекрестках и обклеенные афишами и рекламными объявлениями. Иногда возле этих “маяков” можно было встретить странных прохожих, у которых на груди и спине покоились фанерные щиты с подробным перечислением предлагаемых услуг. Пока не начали использовать феноменальные возможности радио, хозяева многих магазинов нанимали к себе на работу опытных “цицеронов”, которые, стоя у витрины, красноречиво убеждали вас сделать покупку. Любопытно, что на фасадах бессарабского крытого рынка с 1910 года до сих пор сохранились три полукруглых башенки, в которых, словно в комментаторских кабинах, восседали “зазывалы” и вели свои вдохновенные репортажи непосредственно с места чрезвычайных событий в мире городского бизнеса.
Очень интересная статья. Вот только имена в русском языке с большой буквы пишутся. Это я про "альфред фон юнк"