Квартал нынешних улиц Городецкого, Ольгинской, Заньковецкой, Лютеранской стал настоящим символом дореволюционного строительного бума. Многоэтажные доходные дома, театр, цирк Крутикова выросли за десятилетие на месте огромной классической усадьбы профессора Меринга у самого Крещатика. Первый всплеск строительства пришелся на 1890-е, а второй начался именно в 1911-м, когда цены на недвижимость невиданно взлетели. Продлился бум до 1914-го года, до начала Первой мировой… В эти годы были выстроены самые роскошные здания дореволюционного Киева, которые уже оборудовались лифтами, централизованными кондиционерами и гаражами. Развивалась и общегородская инфраструктура. Если «первый» бум привел к тому, что в центре почти не осталось зеленых зон (как же напоминает наше время!) – то в конце 1900-х за их создание взялась городская дума. Активно строились канализационные коллекторы, в водопровод поступала в основном артезианская вода, а практически все районы города охватила сеть маршрутов трамвая – как «официального», так и частного.
Подол: торговая гавань
 
Нынче по Днепру возят разве что песок, а сто лет назад киевский порт был крупнейшим транспортным предприятием наравне с железной дорогой. В память об этом до сих пор возвышаются старинные и уже советские элеваторы. «Железку» провели на Подол не сразу – сотни тяжелых подвод преодолевали путь от вокзала до гавани, создавая заторы. Хотели было проложить ж/д ветку через Лукьяновку в туннелях и запустить по ней «городскую электричку» с десятком остановок, да не сложилось. А многочисленные подольские склады, торговые лавки – их уже почти не осталось… К счастью, еще сохранилась кое-где классическая «еврейская» двухэтажная застройка: когда в доме на первом этаже располагался магазин, на втором – жилые помещения, а в подвале – склад.
Острова и Левобережье: жилье, но не массивы
 
Курс на освоение Левого берега Киев взял только в 1930-е годы, а массовое строительство там началось в 1960-х. И кто знает, мучились бы нынче больше трети горожан, преодолевая мосты через Днепр, если бы город решили развивать в другом направлении. А в 1910-е за Днепром и на островах располагались лишь небольшие районы – слободки. Предмостная – на месте Гидропарка, Никольская – где ныне массив Левобережный, Воскресенская, Кухмистерская (Березняки). На Трухановом острове располагался поселок рабочих-судостроителей, который в весеннее половодье затапливался водой и между домами плавали на лодках. Еще был дачный район Новая Дарница, а дальше – уже села: Позняки, Осокорки… Одного автомобильно-трамвайного моста (на месте моста Метро) кое-как хватало, было и два железнодорожных. На Труханов же добирались только по воде.
Демиевка: «вкусная» промзона
 
Это пригородное село присоединили к Киеву только в 1918 году, но к тому времени Демиевка уже была настоящей промзоной: конфетная фабрика, пивзавод, множество небольших предприятий. Соседнее Байково кладбище еще не считали престижным, а южнее, в лесах Голосеево, располагалось несколько монашеских скитов и пустыней.
Лукьяновка: «дачный» участок
Западная окраина центра была районом особняков, но, в противовес фешенебельным Липкам, здания здесь были поскромней. Впрочем, жила здесь в основном интеллигенция, а немало усадеб имели настоящие мини-парки – как «Дача Хрущева». Лукьяновская площадь была «западным вокзалом» для торговцев, плавно перетекая в крупнейший рынок города Евбаз, конкурировавший с Подолом.
Шулявка: в рабочем квартале
 
Несостоявшийся коттеджный городок «Казенные дачи» у нынешней станции метро «Шулявская» еще в конце XIX века начали осваивать промышленники и инженеры. Завод Гретера и Криванека (будущий «Большевик»), Политехнический институт, Сырецкий ипподром-аэродром на месте киностудии – недавняя окраина города стала центром технической мысли и прогресса. А дачники обосновались в более дальнем Святошино, загородной Пуще-Водице и совсем далеких Боярке и Мотовиловке.
Новое строение: мегаполис 1900-х
 
Застройка улиц Большой Васильковской–Антоновича и окольных началась еще в 1830-х годах – тогда здесь выделяли участки взамен отселенных при расширении крепости. А к началу дореволюционного строительного бума этот район стал весьма привлекательным для небогатых застройщиков. И если ближе к центру стояли вполне респектабельные доходные дома, то «на выезде», у нынешнего метро «Лыбидская», располагались глиняные карьеры и трамвайные парки.
Печерск: пустыня у крепости
 
Ожидаемого массового освоения Печерска после «отмены» крепости – снятия запретов и ограничений на строительство – не случилось. Отгороженный рельефом и крепостными стенами район с неразвитой инфраструктурой оставался непривлекательным для застройщиков. Интерес представляли разве что околицы «Лаврского пути» – дороги от Европейской площади до Лавры.
Соломенка: военно-железнодорожный городок
Ныне самый близкий к центру города жилой район советской застройки в дореволюционные годы представлял из себя одноэтажный Киев. В конце 1850-х, когда Соломенку подчинили городу, здесь проживало всего около 70 жителей! После открытия железной дороги у нынешнего Южного вокзала появился поселок путейцев – Железнодорожная колония. Одновременно Соломенку осваивали военные: еще в 1857 году был открыт Кадетский корпус (ныне – здание Минобороны), а к середине 1910-х выстроены военные училища на Соломенской площади.
Сырец: хутора у военного лагеря
Печально известный впоследствии событиями в Бабьем яру, этот район в 1911 году, при всем фантастическом темпе роста города, представлял из себя довольно патриархальное зрелище. Вдоль реки Сырец стояли небольшие хутора по десятку домов, на неогороженном Лукьяновском кладбище паслись коровы, а где ныне детская железная дорога, располагался летний военный лагерь.

…За столетие районы не раз меняли свою роль в жизни города. Киев разрастался то на запад, то на юг, то на восток; старые кварталы то сносили, то «обходили» и строили массивы все дальше от центра. Но город оставался недостроенным – реализовать задуманное просто не успевали, генпланы во многом оставались на бумаге. Как тут не вспомнить Нью-Йорк и, может, чуть позавидовать «Большому яблоку»: город получил генплан в том самом 1911 году, и с той поры документ неизменен.