Кто и как наполняет документ, призванный защищать и сохранять культурное наследие, по каким критериям в него включаются объекты и почему здания, имеющие статус памятника архитектуры, не пытаются реставрировать, а, исключив из Госреестра, сносят, и никто не несет за это ответственности? На эти и другие наши вопросы согласилась ответить Алена МОКРОУСОВА, главный специалист отдела учета памятников Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий (КНМЦ) при Главном управлении охраны культурного наследия КГГА (ГУ).
Реестр-фантом
— Кто охраняет и учитывает памятники в Украине и, в частности, в Киеве?
— Охраной памятников в нашей стране много лет занимались разные государственные структуры: памятниками архитектуры — Госстрой (Минрегионстрой), памятниками истории, монументального искусства и археологии — Минкультуры. Это приводило к двойному учету объектов. Дом, представляющий и историческую, и архитектурную ценность, проходил по двум спискам: его ставили на учет двумя, а то и тремя решениями. В результате памятников, учтенных по разным категориям, значительно больше, чем реальных объектов.
Сейчас учет на местном уровне ведет специальный местный орган. В 2002 г. была создана наконец Государственная служба по вопросам культурного наследия Украины (Госслужба) при Минкультуры. С тех пор она работает над Госреестром, который специалисты уже окрестили фантомом.
Преодолеть двойной учет так и не удалось: реестром памятников архитектуры национального значения по-прежнему занимается Минрегионстрой. Работа идет крайне медленно. То же можно сказать и о реестре памятников истории, археологии и монументального искусства, ведением которого всегда занималось Минкультуры. ГУ КГГА в свое время предлагало автоматически внести в Госреестр все существующие на момент его законодательного появления памятники национального и местного значения, разумеется, после проверки и фотофиксации. Но его не послушали.
Учитывать памятники в Киеве начали в середине прошлого столетия. В 1963 г. на госучет были поставлены объекты Софийского монастыря и Киево-Печерской лавры. Первое решение Киевсовета по учету памятников появилось в 1970 г., затем их принимали почти каждый год.
В 1993 г. при Киевской госадминистрации появился Комитет охраны памятников (ныне — Главное управление культурного наследия). В 1997 г. при нем создали КНМЦ с автоматизированной базой данных памятников. Их в столице более 4 тыс. (включая монументы, могилы, парки, памятные места). Из 12 тыс. украшающих город исторических зданий на учете только 2500, в том числе национального значения — 379, местного значения — 2168 и нововыявленных — 1552.
Нововыявленные — неудачный термин. Это не какие-то неполноценные памятники, как многие считают. Имеется в виду переходной статус. Время пребывания в нем не ограничено. До решения о внесении в Госреестр нововыявленные памятники Украины охраняются законом точно так же, как и культурное достояние национального и местного значения. Для сравнения: в Польше, как и во многих других странах Европы, все здания и сооружения, построенные до 1945 г., относятся к памятникам культуры. В Киеве почти нет памятников времен Киевской Руси (кроме памятников археологии, отдельных перестроенных храмов) и памятников средневековья. То, что сохранилось на улицах города, — единственное наше наследие конца XIX — середины ХХ ст., хоть и состоит оно не только из шедевров. Уничтожить это наследие — все равно что уничтожить Киев.
— Каким образом памятники заносятся в Госреестр?
— Это большая и дорогостоящая работа. По Инструкции ведения учета памятников, утвержденной в 2004 г., на каждый объект нужно составить учетную карточку, краткую историческую справку, акт технического состояния, провести фотофиксацию, предоставить справку об имущественной ценности здания и оформить паспорт. Фундаментальные историко-архивные исследования для подготовки паспорта продолжаются 1—2 месяца. За услуги архивов, библиотек, БТИ нужно платить, а деньги на это не выделяются. Правда, пока для подачи в Госреестр от ГУ принимается сокращенный пакет документов, но это нужно утвердить официально.
Есть мнения, что памятники намеренно держат в статусе нововыявленных десятилетиями. Обвинения такого рода звучат постоянно. Но оформить в короткое время документы на все объекты — непосильная задача для нескольких человек. В первую очередь в реестр должны попасть старые киевские дома — памятники в историческом центре города, потому что их сносят. Почти 800 таких объектов уже получили статус памятников местного значения. Им нужны паспорта, а денег нет.
Инициировать внесение объектов в Госреестр могут и общественные организации, например, УООПИК или ОСМД. Такой опыт у нас уже есть. Благодаря сотрудничеству с объединением собственников многокватирного дома на ул. Костельной появился комплексный памятник градостроительства и архитектуры — «Улица Костельная». Документы наш отдел готовил больше года. В целом же наши списки, как и Свод памятников, напоминают посмертную маску с лица Киева.
Критерии и манипуляции
Памятник архитектуры на ул. Горького (Антоновича), 44
уже исключен из Госреестра. Фото Ирины Кармановой
— Все ли киевские памятники попадают в Госреестр?
— Памятник могут не внести в Госреестр, «как не соответствующий критериям», которые весьма расплывчаты, либо «как утративший предмет охраны». Это понятие, введенное в 2001 г., равно как и критерии, позволяет манипулировать памятниками. Достаточно эксперту написать одну из приведенных формулировок, и мы понимаем — дом готовят к сносу или масштабной (до неузнаваемости) реконструкции. В печальном списке значатся такие адреса: ул. Сагайдачного, 1; Гоголевская, 8; Артема, 24 (флигель); Музейный переулок, 8; Красноармейская, 50/23; Дегтяревская, 19 (хлебозавод 1930-х гг.); Б. Хмельницкого, 58 (велотрек); Горького, 44 (недавно исключен из Госреестра).
«Предмет охраны» — это характерная особенность объекта, составляющая его историко-культурную ценность. На основании этого самого «предмета» объект признается памятником. Часто предметом охраны манипуляторы называют фасадную стену (при том, что сохранился весь дом). И если здание ее якобы утратило — значит, оно не представляет ценности.
— Каким критериям должен соответствовать объект, чтобы его поставили на учет?
— Критерии определены постановлением Кабмина в декабре 2001 г. В их числе аутентичность, хронологическая глубина, известность автора проекта и прочее. Но насколько объект должен быть аутентичным и на какой момент? Ответить на этот вопрос весьма сложно, ведь в столице нет ни одной постройки, которая на протяжении веков никак не изменилась бы. Все здания имеют те или иные исторические наслоения, София и Лавра — не исключение. Степень влияния на развитие градостроительства и архитектуры города (района, страны) — тоже критерий. Но кто-то согласится, что дом «повлиял», а кто-то будет утверждать обратное.
Чиновники и архитекторы, заинтересованные в новом строительстве, не могут или не хотят прийти к согласию, что считать ценным, а что — нет. В результате появилось мнение, что в Киеве слишком много памятников и они «второсортные», скажем, по сравнению с европейскими, а значит, их не стоит сохранять.
Речь идет, конечно, не о выдающихся культовых и общественных зданиях, а о жилой застройке. И если в советские времена ее считали буржуазно-мещанской, то сегодня называют имперской и потому неценной для независимого государства. Такая позиция идет в разрез со всеми международными нормами последних десятилетий, которые касаются охраны градостроительных образований и их гармоничного использования в современной жизни.
Но не будем забывать, что любой, даже самый уникальный памятник может существовать только в исторической среде. А на фоне или в окружении современных монстров даже шедевр архитектуры теряет и значение, и красоту.
— Что еще тормозит создание Госреестра?
— Несогласованность действий чиновников разных ведомств, медленное (иногда заведомо) рассмотрение документов, поданных для включения памятника в Госреестр. За несколько лет в служебных кабинетах «зависло» более 200 столичных зданий. Затягивание процесса формирования Госреестра снижает его защитную роль. Каждый год сносятся и меняют облик десятки памятников. Документы стареют и теряются. Так, в конце 2009 г. были поданы к рассмотрению документы на комплекс памятников Андреевского спуска. Улицу хотели сделать памятником градостроительства, как и Костельную. С тех пор прошло больше года. Видимо, документы решили придержать, не вносить в Госреестр, чтобы сподручнее было строить на спуске.
Подавались документы и на объекты национального значения — Киевскую крепость, Выдубицкий монастырь. В свое время ГУ поднимало вопрос о необходимости создания для формирования Госреестра межведомственной рабочей группы, куда вошли бы не только чиновники, но и историки, архитекторы, представители общественности. А пока заседания советов Госслужбы проводятся нерегулярно и кулуарно. И никто не знает, что и почему исключается из Госреестра. Бороться с вандализмом нужно сообща. И только прозрачность действий может этому помочь.
Памятников в Киеве все меньше
— Много ли памятников потеряла столица?
— За последние десятилетия утрачено почти сто памятников, в том числе национального значения. Вот только некоторые здания: Банковая, 8 — дом, в котором жил Н. Нестеров; Бехтеревский переулок, 4б, где жил М. Булгаков, а также почти разрушенный дом по ул. Воздвиженской, 10в, где писатель родился; Ирининская, 5—7 — доходный дом в стиле модерн известного архитектора А. Трахтенберга; Ирининская, 10 — мемориальный дом Т. Шевченко; Набережно-Крещатикская, 5/13 — жилой дом, построенный в 1832 г. архитектором Л. Станзани, редкий пример жилищно-торгового здания в стилистике классицизма, был памятником национального значения; Красноармейская, 5, где жил Шолом-Алейхем; Крещатик, 5 (юридически не успел стать памятником) — единственный образец киевской архитектуры 1920-х годов на Крещатике, на его месте планируют возвести небоскреб; Софийская, 9, Михайловская, 12 — пример застройки 1870-х гг., для Киева — это редкие объекты; Б. Хмельницкого, 19 и 21, большая часть застройки ул. Златоустовской, Дмитриевской, Вознесенского яра.
Дома по ул. Софиевской, 12, 14/13 (архитектор В. Николаев), бульв. Т. Шевченко, 26 и 28, Б. Хмельницкого, 35 и 37 снесены для нового жилищного строительства. Под застройку набережной уничтожены два дома — № 6 и 8, которые значились в Госреестре. Перечень можно продолжать. Давно уж готовится уничтожение Соцгородка в Дарнице. Список аварийных домов (их около 100) — это по сути приговор.
Другой способ уничтожения памятников — завуалированный — это надстройки и перестройки, которые иногда до неузнаваемости меняют здания. Такая участь постигла комплекс доходных домов с отелями «Орион» и «Берлин» по ул. Красноармейской, 1—3/Бассейной, 2 (1896 — 1901 гг., архитектор А. Краусс). На их месте возник современный «Бессарабский квартал» (архитекторы Я. Виг, В. Смирнов). Доходный дом по ул. Ярославов Вал, 22 долгие годы стоял полуразрушенный, а потом был перестроен под отель. В 2004 г. изменен до неузнаваемости дом по ул. Красноармейской, 15/1 (1891 г., архитектор Н. Казанский). Неуклюжая двухуровневая мансарда-«сундук», еще и с башенкой на углу, изуродовала один из красивейших стильных домов по ул. Терещенковской, 13. Тремя этажами надстраивают 3-этажный жилой дом по ул. И. Мазепы, 16. В химеру превратился 2-этажный особняк на углу ул. Пушкинской и бульвара Т. Шевченко. Высотное строительство в центре меняет исторические градостроительные доминанты, разрушает структуру застройки кварталов и улиц. Старые дома, те, что пока сохранились в столице, рядом с высотными монстрами теряются, их подавляют масштабы.
Двухэтажный дом на углу – памятник архитектуры середины XIX в.
теперь в компании с монстром (бульвар Т. Шевченко, 8/26)
Послания прошлого
— Существуют ли законные основания для сноса памятников?
— Нет. По закону памятник нельзя сносить или изменять, его можно только реставрировать. Но большинство владельцев исторических зданий думают иначе: памятник в неудовлетворительном техническом состоянии должен быть снесен. Комментарии излишни. Просто попробуйте представить себе общество, где врачи, вместо того, чтобы лечить больных, сразу отправляют их на казнь.
Ветхих памятников в Киеве очень много. Жилой дом выдающегося врача С. Томашевского по ул. Паторжинского, 6, в котором в 1918 г. работал В. Винниченко, поставить на учет не удалось, его планируют снести. Здание на углу Красноармейской и Саксаганского, 50/23, закрыто щитами много лет. И поскольку уже существует проект его реконструкции, дом не внесли в Госреестр. То же касается хлебозавода на ул. Дегтяревской, 19 и велотрека. Формально придерживаясь буквы закона, у нас пытаются обойти его при каждом удобном случае. В Европе иначе. В «Законе об охране памятников» Великобритании сказано, что «памятником, который охраняется законом, является любой элемент застройки, исчезновение которой вызывает чувство потери у жителей».
Можем ли мы возложить ответственность за нашу историю на тех, кто равнодушен к городу? На людей, которые, отправив памятник под снос, оправдываются: от нас ничего не зависит, нас вынудили.. В конечном счете это приводит к духовному обнищанию народа.
В подписанной Украиной международной Хартии по реставрации и консервации памятников (1964 г.) сказано: «Монументальные произведения, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности».
Способны ли наши чиновники, архитекторы и строители мыслить такими категориями?!
Додати коментар