Высота скульптуры “Родина-Мать” от пьедестала до кончика меча – 62 м, общая высота с постаментом – 102 м. В одной руке у нее 16-метровый меч, который вести 9 тонн, в другой – щит 13 на 8 метров с гербом СССР (13 тонн). Это цельносварное сооружение весит 450 тонн. У подножия расположен музей.
Ее каркас начинается на глубине 17,8 м, если считать от входа в музей. На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.
Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов 50х50 см толщиной 1,5 мм. Длина швов составила около 30 км.
Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учетом рекомендаций института электросварки имени Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25-30 тонн. Скульптуру собирали стометровым краном, который выплавили в специальной домне на Донбассе. Позднее этот кран демонтировали.
Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент “Родина-мать” должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов.
Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта – наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра.
Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой “головы” Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в “руку” со щитом и в другую – с мечом. Там тоже есть монтажные площадки.
Летом 2002 года был разрешен подъем экскурсантов на площадки отметки 36 м и 92 м. Однако после того, как в последующие годы были несколько трагических случаев падения людей с площадок, доступ туристов был ограничен.
Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Сталинграде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку.
После смерти Е.Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения.
Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко.
По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким переговоры о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы после этого было решено укоротить меч скульптуры.
Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров.
Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры.
Интересные факты об этом монументе:
1. Сооружение памятника по странной случайности заняло те же четыре года что и война.
2. Кроме скульпторов и художников над созданием памятника трудились специалисты шести проектных, четырех строительных институтов и организаций, нескольких заводов.
3. Над сборкой работало около 500 рабочих, в т.ч. 70 сварщиков.
4. Площадь монумента составляет 3200 кв.м.
5. Монумент способен выдержать нагрузку в 100 тыс. тонн.
6. Высота комплекса составляет 108 метров: здание -- 40 м, фигура -- 68м.
7. В процессе сооружения было запатентовано 20 изобретений.
8. При сооружении возникло множество проблем, среди которых проседание холма. Не могли подобрать и соответствующее освещение -- статуя принимала зловеще мертвенный отсвет.
9. Как инженерному сооружению этому монументу аналогов в мире нет.
Грандиозные замыслы Вучетича
По замыслу к монументу должен был серпантином вести подземный ход прямо с набережной (автотрассу планировалось пустить под землей. В тоннеле посетителей ожидали самые мрачные сцены войны -- скульптурные композиции изображающие ужасы концлагерей, плена, окружения. После чего зрители попадали в светлый и радостный, благодаря прозрачному куполу, зал Победы. На холмах предполагалось возвести 60-метровые(!) фигуры воинов. По поверхности самой скульптуры размещались рельефы, изображающие сцены из истории войны и КПСС. Фигуру Родины-матери планировалось покрыть сусальным золотом.
Столь агрессивных памятников победе нет нигде в мире
В традициях абсолютно всех народов есть достаточно ясная и прозрачная символика: опущенный меч -- конец войне и примирение; горизонтальный -- пребывание во временном покое или призыв на битву, разящий конкретную цель; поднятый вертикально вверх -- наиболее агрессивен для восприятия, по сути он сам по себе олицетворение воинственности, готовности напасть и угрозы окружающему.
В руки воинствующей женщины поочередно предлагалось вложить то чашу с вечным огнем, то ребенка, то лавровую ветвь, то меч, но все же опущенный.
Вот забавно, а у меня отпечаталось в памяти, что памятник открывали в 82 году. Причем таки да, Брежнев приезжал на его открытие, а на следующий день - его опять закрыли, поскольку не все еще было реально закончено со строительством.
И действительно, еще несколько легенд существует об этом странном памятнике. Одна из них гласит, что его возвели на проклятой горе, на которой с 12 века ничего уже и не пытались строить, потому что рано или поздно - все рушилось.. При сильном ветре верхушка шатается с радиусом 1,5 метров..
Вторая легенда гласит о том, что при строительстве "забыли" сделать выходы для воды и впоследствии для укрепления фундамента в основание было залито немалое количество стеклянной массы..
Еще пара легенд бытует - о полчище крыс, о неверно расчитанной массе щита, который и обрушился в процессе строительства- из-за чего рука его держащая - чуть короче.. ну и тд:))
А вот абсолютно достоверным фактом (ну как минимум до моего последнего посещения этого музея много лет назад) является то, что на третьем - самом верхнем этаже музея, где золотом выбиты имена всех геров Советского Союза, список геров сейчас возглавляет марщал Жуков, хотя к приезду Брежнева - именно генсек был "первым"...