О судьбе вывезенной коллекции мало что известно. Немцы привезли ее в Кенигсберг и поместили на хранение в Прусский музей искусств, а затем переправили в замок Виндельгоф, где якобы она погибла от пожара. Но интересно, что кое-что из увезенного музейного собрания неожиданно обнаружилось. Конечно, это были единичные случаи — в Новгородском музее, например, найден пейзажный этюд, поступивший вместе с другими вещами из Германии. Принадлежащей Киевскому музею оказалась и приобретенная у частного лица картина В.Штернберга «Итальянка у водоема», которую, по словам ее временного владельца, он купил в 1945 году на базаре в Берлине.
Из утраченного важнейшими являются коллекции древнерусской и древнеукраинской живописи, произведения известных художников XVIII и XIX столетий. Среди них — храмовая икона «Успение» из разрушенного Успенского собора, икона «Игоревской Богоматери», перед которой, по преданию, молился в 1147 году князь Игорь, серия портретов австрийского художника Генриха Гольпайна, портрет Николая Гоголя итальянского художника Зона, работы передвижников М.Клодта, А.Саврасова, И.Шишкина, А.Куинджи, В.Поленова и многие другие.
Из музейного списка утраченных ценностей пока ничего не возвращено. Хотя вообще наше новое время содействует взаимопониманию и лояльному отношению к проблеме. Тут следует упомянуть о передаче в 1993 году украинской стороной 32 трофейных экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Гете, в том числе и рисунки великого немецкого поэта. И как бы в ответ немецкими представителями привезена в Киев древняя книжная реликвия святого писания, принадлежащая Украине.
Конечно, если говорить о художественных ценностях, вывезенных из бывшего Советского Союза, то часть из них безусловно погибла, но наиболее ценная часть, очевидно, была спрятана и позже «разошлась» по музеям и частным коллекциям. Последнее обстоятельство делает почти невозможным их возвращение. О том, что часть художественных ценностей сохранилась, свидетельствуют и единичные находки, упоминаемые выше, и списки похищенного, переданные американцами представителям СССР после окончания войны якобы вместе с произведениями искусства, которых в последствии найти не удалось. Несомненно, что часть похищенного осталась в самой Германии, часть осела в США и, конечно, в частных коллекциях и, возможно, музеях на территории бывшего Союза.
Помню, лет пятнадцать тому назад, кажется, в Голландии, было возбуждено судебное дело против миллионера, у которого была обнаружена коллекция картин, вывезенная гитлеровцами из какой-то западной страны. Шумное дело закончилось тем, что картины были возвращены законному владельцу. Но это редчайший случай в послевоенной практике.
Ограбленные страны могут надеяться лишь на то, что в германских музеях существуют такие же тайные спецхраны, подобные московским и петербургским, где вот уже долгие десятилетия пребывают сокровища искусства, скрытые от человеческих глаз, которые, согласно международным правилам, должны быть возвращены в страны их происхождения.
Но вот недавно порочный круг был разорван — в Москве состоялась выставка трофейных шедевров живописи, существование которых в спецхранах держалось в строгом секрете — попросту они прятались от общественности. С потеплением отношений между Россией и ФРГ начались разговоры о реституции, принявшие в России очень странный оборот. В средствах массовой информации выражалось только одно мнение — не отдавать!
Ситуация являет собой клубок почти неразрешимых противоречий. Главное в том, что не забылись те колоссальные разрушения и опустошения, оставшиеся после войны, и, в частности, уничтожение и разграбление национальных ценностей культуры и искусства. Поэтому даже по прошествии полстолетия после окончания войны многие считают, что вывезенные из побежденной Германии произведения искусства должны возместить хотя бы частично колоссальный урон, нанесенный агрессией.
Теперь в России об этом говорят открыто, с убежденностью, временами доходящей до вызова и даже бахвальства, мол, попробуйте взять! Дескать, эти сокровища должны стать собственностью России (об Украине и Белоруссии, конечно, и речи нет). Оправдывают они эти претензии и тем, что римлянекогда-то грабили греков, Наполеон вывез во Францию почти пол-Италии и никто ничего не возвращал. В порыве благородных чувств так говорят интеллигенты, искусствоведы, но при всем этом нас не покидает впечатление, как от слов «грабь награбленное»…
Подобные настроения в России нас должны очень интересовать в связи с реституцией предметов искусства и истории, вывезенных с Украины в Россию. Надо подчеркнуть, что речь идет не о тех предметах, которые попали туда на законных основаниях, как, например, булава Богдана Хмельницкого, подаренная им русскому царю. Речь идет о раритетах, вывезенных с Украины в разное время незаконно, неправомерно, так сказать, с позиции силы.
Почему экспонаты Днепропетровского музея Яворницкого находятся в Актюбинске? Почему драгоценные изделия из серебра, имеющие историческую ценность, ныне лежат в Уфимском банке? Механика таких «перемещений» была простой: или издавался какой-то подзаконный акт, если речь шла о ценностях мирового значения (это, прежде всего, касается всемирно известных археологических находок украинских ученых), или ценности брались для временного пользования, а потом их «забывали» возвратить, или просто изымались по приказу властителей.
Таким образом Украина утратила исторические символы своей государственности — казацкие клейноды Запорожской Сечи. Известно, что до тридцатых годов в Ленинграде находились 20 куренных знамен, три бунчука, серебряная булава из Задунайской Сечи. Наиболее вероятно — они пылятсягде-то в тайных спецхранах.
В Эрмитаж попали уникальные памятники четвертого столетия до нашей эры из археологических раскопок, произведенных в Украине в XIX и ХХ столетиях. Среди них — находки с курганов Чертомлык (Днепропетровская область), Солоха (Запорожская область), Кулеба (автономная Республика Крым). Также были вывезены в Петербург бесценные сокровища из села Малая Перещипына (Полтавская область), датированные VII — IX ст., города Нежина (Черниговская область, XI ст.), Пашковское сокровище, найденное под тем же Нежином (I — IV ст.).
В тридцатые годы из Киево-Печерской лавры для Алмазного фонда Кремля был изъят фельдмаршальский жезл Румянцева-Задунайского, положенный на вечное хранение в лавру. Тогда же на временную выставку в Третьяковку была вывезена бесценная мозаика XII ст. «Дмитрий Солунский» из взорванного Михайловского Златоверхого монастыря. В 1950 году Госхран СССР изъял из Львовского исторического музея 116 экспонатов из драгоценного металла (XIX ст.) и так далее и тому подобное…
В «Книге памяти» украинской комиссии по поиску и возвращению ценностей уже составлены списки более чем на 43 тысячи предметов — вывезенных, изъятых, захваченных, в том числе, и немецкими фашистами.
В феврале 1992 года в Минске государствами — членами СНГ подписано соглашение о возвращении ценностей в страны их происхождения. Российский парламент с воодушевлением отказался его ратифицировать. Возникает вопрос: эта временная тенденция или, так сказать, черта характера? Складывается впечатление, что парламентариями и интеллигенцией руководят лишь слепые эмоции ни в коем случае не отдавать то, что, как они выражаются, «нажито за тысячелетия». Они утверждают, что собранные сокровища принадлежат не только России, но и всему человечеству. А раз всему человечеству, то пусть украинцы вместе с другими успокоятся.
Конечно, все эти разговоры, с точки зрения международного права и даже простой логики, щербатой копейки не стоят, но тем больше они тревожат. Позиции силы, точнее, использование своего положения, заключающегося в том, что ценности находятся в России и все зависит от ее воли, игнорирование другой стороны вряд ли достойно цивилизованной державы. Впрочем, отношения между государствами строятся ни день и не два, а в процессе долгих переговоров, которые, в конце концов, должны привести к взаимопониманию. Ведь Украина для России — не Германия времен фашизма, очень хочется на это надеяться и верить, что национально-исторические и художественные ценности все же будут возвращены в Киев.
Слід зазначити, що музейники усього світу не без гріха, і навіть сам пан Яворницький, якщо вірити Шаповалу, не цурався аналогічних методів. 🙂
Сейчас в этом музее такой вороватый директор, что они успеют распиздить больше ценостей, чем немцы вывезли. Чего стоит хотя бы то, что врубелевскую "Девочку на фоне персидского ковра" возят по всей Украине на корпоративы, чтобы украшала стенку во время пьянок. Чего вы сидите киевляне, почему ничего не делаете, чтобы его сняли?
Если есть меценаты или есть куда перечислить скромные деньги НЕмецената - можно было бы помочь (с изданием каталога)!
Вот только хорошо бы иметь 😉 гарантию, что деньги пойдут на публикацию каталога и оплату авторских тем, кто непосредственно его создавал, а не примазавшимся "в последний момент"
а еще там самые лучшие фуршеты