Уже первая публикация о кинотеатре, вышедшая 30 января 1931 года в столичной газете «Пролетарська правда», очерчивает уникальность «Жовтня» — разумеется, в терминологии того времени: «це буде не тільки театр, а і лябораторія пролетарської культури»; «робітникові в цьому кінотеатрі не доведеться сумно позіхати і поглядати на годинника». Оказывается, при кинотеатре были устроены читальня, где можно было взять газеты и журналы, библиотека, игровая комната (шахматы, шашки, домино) и… тир, где «робітник, чекаючи початку сеансу, учитиметься влучно стріляти» и даже изучать основы военной маскировки (!) С тех пор «Жовтень» переживал разные времена — и расцвет, и полный упадок (в 1990-е). На сегодня у него, пожалуй, уникальная и стойкая репутация наиболее интеллектуального кинотеатра Киева. Ретроспективы национальных кинематографий, экспериментальные картины европейских мастеров, яркое и экзотическое азиатское кино, показы шедевров старого кино, авторские вечера, мини-фестивали документалистики, не говоря уже о российских и голливудских новинках — до такой заботы об интересах зрителей далеко даже богатейшим «мультиплексам». И потому «Жовтень» любят все — и массовая публика, и кинокритики, и дети, и пенсионеры…
Естественно, я не мог обойти вниманием столь значимое событие — и потому предлагаю интервью с директором «Жовтня» Людмилой ГОРДЕЛАДЗЕ.
— Когда же точно день рождения вашего кинотеатра?
— Во многие справочники о Киеве внесена дата 8 ноября 1930 года, но это конъюнктурная ошибка. Правда же то, что написано в газете «Пролетарская правда» от 30 января 1931 года — что вчера, то есть 29-го, открылся новый кинотеатр. Вот отсюда пошел наш отсчет.
— Даже при нынешнем разнообразии «Жовтень» во многом отличается от других залов. В чем ваша специфика?
— Я могу профессионально судить только о том периоде, в который я здесь работаю; а про то, что было ранее, — скажу как киевлянка. Я знаю, что этот кинотеатр был народным, что ли. И согласно тем цифрам, которыми я располагаю сейчас — тут всегда была очень высокая посещаемость и в то же время очень низкие цены. Наверно, при этом еще и качество было не очень высокое — ведь были тогда кинотеатры и высшего разряда… Хотя, с другой стороны, «Жовтень» отличался техническими нововедениями — он одним из первых стал широкоэкранным, здесь еще в середине 1950-х впервые внедрили рекламную кинематографичекую установку типа большого телевизора… Ведь здесь работали неравнодушные люди, которые занимались изобретательством. Но высокого комфорта в «Жовтне» не было. А вот в 1990 году, после капитального ремонта, он и стал широкоформатным, высшего разряда, но было поздно — зритель ушел, и поэтому 1990-е «Жовтень» провел очень грустно. А вместо зрителей здесь были танцы, гулянки, какие-то другие арендаторы, в общем, то, что постигало и другие кинотеатры. Только начиная с 2000 года у него новая история — не только из-за моего появления, но и потому, что пришли новые технологии, — опять-таки чуть ли не впервые. 15 ноября 2000 года на рынке был один «Кинопалац», но он не являлся кинотеатром в чистом виде, — арендный частный проект, — так что наш зал был первым в Киеве и одним из первых в Украине. Есть и другие особенности — у нас единственных ночные показы «Открытая зона», по три фильма на субботу и воскресенье, а также детский клуб, где в 11 часов в выходные и родители, и дети могут посмотреть фильм за очень невысокую цену…
— Ожидаются ли какие-нибудь новшества к юбилею?
— Главное — мы открываем третий зал под названием «Аншлаг». Насколько я понимаю, он будет первым залом платного показа фильмов на ДВД. Хотя такие показы ведут и другие, отдельного зала, насколько я знаю, в Киеве нет. Надеемся, это будет зал для киноманов, на 44 места, диванчики и экран 4,5х2 метра — достаточно большой для такой технологии. А еще к юбилею устанавливаем комплекс аттракционов для детей и собираемся проводить турниры по аэрохоккею на смелость и точность… Кстати, заметьте, что при кинотеатре в 1931 году был даже тир, где оттачивалось мастерство пролетариев в подготовке к мировой революции. У нас, правда, более мирные развлечения, — бильярд, кафе, парковка.
— Почти что луна-парк…
— Скорее попытка дать зрителю больше развлечений, учитывая, что у нас очень мало места. Новые кинотеатры уже строятся с расчетом на это — а «Жовтень» лишен таких дополнительных площадей, так что те, которые есть, используем максимально. Прошу при этом заметить, что мы — единственный кинотеатр, в котором нет ни единого арендатора. Автоматы, бильярд — все наши.
— Говоря о вашей специфике, нельзя обойти вниманием ваш репетуар, резко отличный от того, что предлагают другие театры: ретроспективы национальных кинематографий, немассовой арт-хаузное кино, авторские вечера… Это ваша принципиальная позиция?
— Когда я пришла сюда в 2000 году, то считала, что, вот — кинотеатр единственный, начнем показывать фильмы постсоветских, российских режиссеров — кстати, и начали с картины Меньшова, — и будут аншлаги. Пришли старые подоляне на некоторые сеансы, посмотрели, покрутились, повернулись и ушли. И я поняла, что аудитория этого кинотеатра — большая, стойкая, стабильная — уже не существует. И свою публику надо формировать. И это — самое тяжелое дело. А вот теперь аудитория сама диктует репертуар, мы ее как бы приручили. Мы устраиваем эти сеансы фестивальные, клубные спецпоказы, а когда не делаем, нам на сайте пишут — а почему ничего нет? С другой стороны, в октябре и ноябре мы настолько пережали с этим, что лишились основного мейнстримного репертуара. Дистрибьюторы сказали — у вас пошли фестивали, а мы хотим, чтобы вы целый день работали с нашими картинами… И так мы в октябре — декабре потеряли очень многие картины, в том числе последнего «Гарри Поттера», что стало проблемой. Но это проблема была не только моя. Почитайте, опять же, на сайте месяц назад — там очень оживленная полемика между зрителями. Один говорит — ну и хорошо, и не надо мейнстрима в «Жовтне», за ним мы пойдем в другое место, а другие — зачем мне куда-то идти, я здесь живу, хочу чтобы тут все было… Была настолько интересная перепалка, что я поняла, — нам надо все-таки искать какие-то паллиативы и показывать здесь и фильмы основного репертуара, потому что мы пока в этом микрорайоне одни. У нашего зрителя нет большой альтернативы, и те, кто любят этот кинотеатр, должны иметь возможность здесь посмотреть и «Поттера». Это моя точка зрения… Но, вообще, репертуарное планирование —тяжелейший участок, это творчество стопроцентное, попадешь — не попадешь, угадаешь — не угадаешь, каждый раз диллема и риск. Так что мы заполняем афишу фестивальными и артхаузными проектами не потому, что их любим, — это тоже есть, потому что те, кто здесь работает, эти фильмы любят и смотрят, — но и потому, что этого хочет наша публика. На этом мы получаем и денег не меньше, чем на других. Мы не благотворительная организация — финансово эти фильмы достаточно успешно у нас проходят. Почему бы их не показать?
— Парадокс: ведь у наших прокатчиков такое кино до сих пор считается убыточным…
— Смотрите: «Дневной дозор» напечатан в 60 копиях для Украины, а «Путеводитель» Александра Шапиро — одной копией. Конечно, «Путеводитель» был успешным — получил 44000 гривен. Это большая сумма для «Жовтня». В то же время «Дозор» у нас получил 100, а в других кинотеатрах — и по 500 тысяч… Но и 44 — хорошая цифра, однако он же и был один раз. Если бы его напечатали в 60 копиях, то там бы вообще ничего не было. Хороший показатель был при советской власти — количество зрителей на одну копию. В дистрибуции творчество — это определить количество копий для определенной картины.
— Довольны ли вы тем, в каком состоянии «Жовтень» встречает свое 75-летие?
— Не могу сказать, что я всем удовлетворена, по двум причинам. Во-первых, не очень приятно, что у нас есть технические проблемы. Нам нужно все время делать ремонты, 75 лет — все-таки не шутка. Кроме того, что мы, то есть колллектив кинотеатра, уже почти три года добиваемся аренды этого имущественного комплекса. Нам все время киевская власть отказывала, мы выиграли суд, и вот сейчас нам все- таки дадут. Мы добиваемся этого не потому, что хотим приватизиторвать — просто уже более четырех лет нас не финансируют. Мы полностью живем на доходы от нашей основной деятельности. Многие считают, что это фантастика. Я согласна — да, мы сказочники. Но мы эту сказку реализуем. Мы содержим этот кинотеатр, у нас 65 человек с хорошими зарплатами — «белыми», как сейчас говорят. И в то же время, мы не видим иного пути, как получить кинотеатр в аренду и инвестировать в его ремонт, уж коль скоро не инвестирует наша власть. Вот наша проблемная ситуация. Но, повторюсь, насколько мне известно, окончательное решение принято, КРУ нас уже проверила, ни одного замечания после месяца работы, что тоже подарок к юбилею, потому что это посильнее, чем проверка налоговиков… Так что позитивных моментов все же больше, но как всегда много работы, много планов. Например, у нас есть еще несколько малоосвоенных помещений, и в одном думаем оборудовать галерею, а в другом — парикмахерскую… Но это такие намерения, а пока что открываем зал — и очень хотим, чтобы зритель в этот зал пришел. Это самое для нас важное сегодня.
— Касательно сюрпризов от государства — сейчас много разговоров о новом законе, согласно которому будет квотироваться украиноязычный дубляж фильмов. Как вы на это смотрите?
— Это то, что вы слышали и я слышала. К сожалению, все комментируют, ко мне уже обращалось множество СМИ, и я неизменно отвечаю, что не могу комментировать комментарии. Это постановление до сих пор не опубликовано. Какие 20%, от какого тиража, что они понимают под словом «субтитрирование» — только русскоязычных копий или оригинальных, одни говорят так, другие сяк. Поэтому я считаю, что следует подождать. Когда оно будет, я буду его комментировать. Но, по моему мнению, субтитрование в Украине не приживется. Если будет как на ТВ — на русском с украинскими титрами — то это просто чепуха и незачем тратиться. А если это будут «Звездные войны», например, на английском языке с украинскими субтитрами, как на Западе, — в частности, в Польше такая культура есть, — то просто разовьется пиратство еще больше, будут покупать ДВД и смотреть дома — имею в виду массового зрителя. Потом это нельзя делать кавалерийским наскоком — 20, потом 50, 70… Кино очень долго делается. Сейчас есть уже планы на будущий год, контракты подписаны. Думаю, что судьба этого будет такая же, как у попытки квотировать украинского кино. По этим 30% в месяц регулярно отчитываемся, что у нас 0. А как ее выполнить, эту квоту, где взять фильмы? Так и здесь. Мне кажется, что это благие намерения и предвыборная попытка произвести впечатление. Не думаю, что мы увидим серьезное движение в этом направлении. Потому что если его и делать, то долго… Я уже не говорю о том, что нет у нас ни оборудования для субтитрирования, ни систем дубляжа, это же еще кто-то должен купить. А если государство хочет оплатить, вы с этого начните. Вот мы это купили, и вы теперь делайте. А как можно постановлением заставить кого-то купить оборудование, которое стоит несколько миллионов долларов?
— Но вы возьмете фильм на украинском?
— Так в этом ничего особенного. Мы сейчас «Мазепу» будем прокатывать, показывали картину Янчука. Но это же штучная работа, а речь идет о системных, массовых показах, которые так — с кондачка — не сделаешь. И потом, это Киев. А Донецк, Луганск? Это уже не Украина? Что там делать? Или делать только для Львова эти 20%? Так зачем же огород городить?
— Возвращаясь к вашей дате — насколько я слышал, вы собираетесь отметить ее довольно необычно. Показать тот самый фильм «Гегемон», которым открылся «Жовтень»…
— …И пригласить тех, кто родились в этот день — 75 лет назад. Пока ищем. Но, кроме того, мы обратились ко многим знаковым фигурам украинского культурного поля, которые выросли на Подоле. Чтобы они по возможности пришли к нам, — выступить с речью или с номером. Пока не буду называть, кто именно. Но, в любом случае, надеюсь, ползала будут пожилые, а вторая половина — молодежь. Кстати, а вы знаете, что мы 29 начинаем в 16. 17.?
— Почему именно в это время?
— В этот момент начинается год Собаки. То есть, новое что-то, новая эра для кинотеатра и Новый год для всех. Мы даже в рекламе пишем — «С новым годом», а дальше значок «собака» из интернета. Вот это будет послание и молодым, и старым — тут 75 лет, а тут — собака. Так для нас начинается год Собаки.
— Остается только пожелать, чтобы и в этот год, и далее вы держали свою линию со свойственным вам чувством стиля и крепостью духа.
— Спасибо.
Додати коментар