Один из таких участков находится в западной части центрального нефа (помещения при входе в храм), на южной и северной стенах ниже карниза. Реставрационные работы откроют посетителям росписи XIX в.
– В 1950-е годы, когда проводилась реставрация собора, картины, изображенные на стенах, забелили краской, – говорит главный художник-реставратор заповедника «София Киевская» Анатолий Остапчук. – Тогда была такая тенденция, что экспонироваться должно только то, что сохранилось от XI в., а живопись XIX в. считалась не такой ценной. Поэтому ее только почистили от копоти, оставшейся еще с войны, сфотографировали и забелили. С тех пор ее никто и не видел.
Работы обещают закончить к середине октября, к 75-летию со дня основания заповедника. А пока с помощью губок, смоченных обычной водой, реставраторы «отмывают» две композиции: Сретение и Крещение Господне, выполненные украинским художником, киевлянином Иваном Федоровичем Селезневым. На «Сретении» даже есть его автограф: инициалы: ИФС (еще древнерусские «И» — как украинское «І», и «Ф» — как «фита»). И год – 1894.
– Обе работы хорошо сохранились, – говорят реставраторы. – Есть незначительное шелушение, которое мы укрепим восково-лаковой мастикой, и почистим, где надо, въевшуюся копоть и воск, которым почти полностью покрыты картины.
Свод в этой части нефа, кстати, тоже пока забелен. Там частично сохранились изображения Вселенских соборов. Но в каком они состоянии и как выглядят, знают очень немногие. Если будет найдено финансирование на дальнейшую реставрацию, посетителям покажут и их.
Отмыв «консервирующую» штукатурку, реставраторы счищают въевшиеся копоть и воск
Уже открытый участок композиции «Стретение»
Додати коментар