Дело Можайского успешно продолжили в Киеве, а вернее, в Киевском политехническом институте императора Александра ІІ (далее КПИ), где в начале ХХ века была создана секция воздухоплавания, которая со временем была преобразована в Киевское товарищество воздухоплавателей, объединяющее 200 человек. Студенты и инженеры изучали теорию полетов и практику конструирования летательных аппаратов. Любовь к авиации стала мощным стимулом для многих энтузиастов, из которых выросли талантливые авиаконструкторы. Наиболее успешным был профессор кафедры устойчивости сооружений КПИ князь Александр Кудашев.
Он родился 28 января 1872 года в православной семье статского советника. Окончил в 1895 году курс наук в Институте инженеров путей сообщения императора Александра І в Петербурге со званием инженера и с правом на чин коллежского секретаря при поступлении на государственную службу. В феврале 1896 года он был определен в министерство путей сообщения инженером ІХ класса и производителем работ на сложнейшей железнодорожной линии от Тифлиса до Карса (сейчас город Карс находится на территории Турции). Он выполнял ответственную и сложную инженерную работу по сборке железнодорожного металлического моста длинной в 45 саженей через реку Куру. Потом он был назначен инженером ІХ класса по новым технологиям на Юго-Западной железной дороге, а летом 1898 года стал заведовать землечерпальным караваном “Днепровский — 4-й” в Киевском округе путей сообщения. На этих работах Кудашев получил большой практический опыт.
Первый директор КПИ профессор Виктор Кирпичев в 1899 году пригласил его на работу в институт и командировал на год в Германию для подготовки к званию профессора кафедры строительного искусства. В мае 1900 года он читает в КПИ первую пробную лекцию на тему “Об общих свойствах и главных применениях железнобетонных сооружений”.
Кудашеву посчастливилось принять участие в Международной авиационной неделе в Ницце во Франции. Там он изучал аэропланы различной конструкции. Он был смельчаком-пассажиром, которого первый дипломированный летчик Российской империи одессит Михаил Ефимов взял покататься в небо на французском самолете “Форман-4”. Воздушный полет в Ницце и знакомство со знаменитым авиатором и дважды чемпионом России по мотоциклетному спорту явно воодушевили Александра Сергеевича. Ему предстояло самостоятельно выполнить много инженерных расчетов по конструкции будущего аэроплана.
Правление КПИ зимой 1910 года разрешило профессору кафедры устойчивости сооружений Кудашеву устроить в усадьбе института около химического корпуса временный дощатый сарай для сборки аэроплана в течение весны 1910-го. В феврале того года началась сборка аэроплана собственной оригинальной конструкции, отличавшейся от зарубежных образцов. Работа по сборке была завершена в первые дни мая. Однако при испытаниях сломался двухлопастный воздушный винт. Новый винт был сделан его учениками, студентами КПИ — Федором Былинкиным и Игорем Сикорским. Испытывал аэроплан сам Кудашев, одновременно и учился летать. Самолет представлял собой ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек, обтягивался прорезиненным полотном.
Газета “Киевлянин” писала: “Аэроплан А. С. Кудашева весит без пилота 330 кг. Общая несущая поверхность 32 м2. Верхняя несущая поверхность больше нижней, к ней прикреплены крылышки для боковой устойчивости. Под несущими поверхностями помещены два пневматических колеса, сзади под автоматическим стабилизатором — одно. Аэроплан приводится в движение двухлопастным воздушным винтом, надетым на ось 35-сильного мотора. Винт сделан в Киеве Былинкиным и Сикорским. Наиболее длинный полет был расстоянием в 60 саженей на высоте 2 сажени. Во время полета выяснилось, что боковая устойчивость нового аппарата вполне удовлетворительна”.
Талантливый ученик профессора Московского технического училища Николая Жуковского, профессор электротехники Николай Артемьев, организовавший в 1906 году студенческую секцию воздухоплавания в КПИ, в 8-м номере журнала “Аэро- и автомобильная жизнь” за 1910 год писал: “23 мая утром инженер путей сообщения А. С. Кудашев выполнил испытание построенного им аэроплана собственной системы. А. С. Кудашеву удалось два раза подняться в воздух и пролететь несколько десятков саженей. Аэроплан А. С. Кудашева является, таким образом, первым аэропланом в России, поднявшимся в воздух. Считаю своей обязанностью отметить это событие, особенно оно интересно для киевлян, потому что аэроплан построен полностью в Киеве”. Аэроплан “К-1” поднялся над Сырецким ипподромом, находящимся вблизи Пушкинского парка. После удачного полета А. С. Кудашев посылает своему вдохновителю М. Н. Ефимову фотографию аэроплана с автографом. “Первому российскому авиатору — первый российский аэроплан и его творец шлют привет!”.
На следующий день после полета Кудашева, 24 мая 1910 года (по старому стилю), с Гатчинского аэродрома под Петербургом пилот Булгаков на отечественном аэроплане “Гаккель-ІІІ” пролетел расстояние в 3 сажени над землей высотой 100 саженей, таким образом, перекрыв достижение Кудашева, установленное накануне. Спортивные комиссары зафиксировали этот рекордный результат Булгакова.
Ученики профессора Кудашева — студенты КПИ Федор Былинкин, Василий Иордан и Игорь Сикорский в 1910 году построили самолет “БИС-1”. Полет состоялся 3 июня 1910 года. Место пилота занял Сикорский. После максимальной подачи газа трое человек еле удерживали самолет на земле и по команде отпустили. Спортивными комиссарами Киевского общества воздухоплавания было зафиксировано: дальность полета — более 100 саженей, длительность полета — 12 секунд, высота 1—1,5 сажени. Это был третий в России полет самолета отечественной конструкции. Рекорд Игоря Сикорского побил пилот Владимир Лебедев, который 16 августа 1910 года на аэроплане “Россия-А”, конструкции инженера Николая Ребикова продержался в воздухе 15 мин.
Творческое соревнование русских аэроконструкторов возрастало. 1910 год стал поистине триумфальным для российской авиации. Следующий год был не менее успешным. В России открылся завод по постройке аэропланов, началась перевозка пассажиров по линии Петербург—Москва.
Кудашев в 1910 году построил еще две машины — “К-2” и “К-3”, а 2 апреля 1911 года на Рижском беговом поле в воздух поднялся аэроплан “К-4”. Это был самолет со скоростью 80 км/час, который создавался на Русско-Балтийском заводе в Риге. На первой воздухоплавательной выставке в Петербурге “Кудашев-4” получил в 1911 году Большую серебряную медаль.
Киевские авиаконструкторы с 1910-го по 1913 год создали 24 типа самолетов, но первым среди них был инженер путей сообщения, профессор, титулярный советник, член Киевской губернской управы князь Кудашев, проживавший в Киеве по ул. Трехсвятительской, 6, кв. 3.
Александр Сергеевич был женат на графине Екатерине Стенбок-Форморт, христианке православного вероисповедания. У них был сын Сергей — учащийся Первой Киевской мужской гимназии.
Не приняв большевицкого переворота, Кудашев, как и многие авиаконструкторы, в 1918 году покинул Россию и уехал во Францию, где занимался преподавательской деятельностью…
когда хотят плюнуть на законы тяготения,тогда строят самолеты. (Александр Александрович Зиновьев, 1922-2007). Молодец Можайский!