Но мы редко задумываемся о людях, причастных к появлению этих сооружений, еще реже помним их фамилии. А ведь над созданием современного облика Киева трудилось и продолжает трудиться немало людей. Южный железнодорожный вокзал, станцию метро «Дорогожичи» и Севастопольскую площадь со стеклянными куполами нам построил архитектор Сергей Юнаков, Львовскую площадь и самую красивую киевскую станцию метро «Золотые ворота» — Вадим Жежерин, элитные дома, гостиницу и станцию фуникулера — Янош Виг. А многие здания, созданные зодчими XX века, уже давно признаны памятниками архитектуры.
МЭТРЫ XX ВЕКА ПОДАРИЛИ КРЕЩАТИК И ПЕЙЗАЖКУ
Самые громкие архитектурные имена прошлого века, которые преобразили Киев, — это Анатолий Добровольский, Авраам Милецкий, Виктор Елизаров. Творения Анатолия Добровольского мы встречаем повсюду — и в центре города, и на окраинах, и в метро, и в аэропорту. Он автор аэровокзала «Борисполь», станции метро «Крещатик», Дома художника. Добровольский — главный архитектор проекта Московского моста, который ежедневно пересекают сотни тысяч киевлян. Как рассказывал при жизни в одном из интервью инженер проекта Московского моста Георгий Фукс, за эту работу Добровольский даже денег не получил. Тем не менее, как говорят, именно его он считал своим самым лучшим произведением. Хотя жителям столицы он запомнится прежде всего как зодчий, который восстанавливал Крещатик после войны. Именно под его началом проходила основная часть строительных работ. И из развалин Добровольскому и группе архитекторов удалось сделать «конфетку». Он построил жилые дома на Крещатике, 13, 17, 19—21, ансамбль из трех зданий на Крещатике, 23, 25 (с кинотеатром «Дружба»), 27, его творения — гостиница и кинотеатр «Украина». Кстати, дом №25, который еще называют «Домом со звездой», на момент постройки в 1954 году был самым высоким в Киеве и таким оставался вплоть до 1981 года.
По проекту архитектора Авраама Милецкого в Киеве в 1957—1961 годах был построен центральный автовокзал. Он участвовал в разработке проекта площади Вечной Славы — в архитектурных кругах Киева площадь даже иногда называют Площадь Авы (по имени архитектора). Он же — автор проекта гостиницы «Салют», который по требованию властей, пришлось существенно упростить. Тем не менее, как говорят сейчас в гостинице, «архитектор воплотил дух советского футуризма, конструктивизма и полета технической мысли того времени, как в облик здания, так и в интерьер. Благодаря этому отель и стал одним из символов Киева».
С подачи Милецкого Андреевский спуск и окрестные территории приобрели славу культового места. Он был главным архитектором проекта реконструкции улицы к 1500-летию Киева в 1981—1982 годы, хотя не все задуманное было сделано. «Милецкий был очень контактным, живым, невредным, — вспоминает Иван Салий, который в то время был секретарем Подольского райкома КПУ и был лично знаком с архитектором. — Я очень жалел, когда он уехал из Киева. Меня впечатляла его начитанность, он был очень образованным по сравнению с партийными чиновниками». С легкой руки Милецкого в начале 1980-х была проложена и Пейзажная аллея, которая задумывалась как место, где туристы смогут рассматривать виды Днепра и Подола с высоты Верхнего города. Это удалось в полной мере. Сейчас Пейзажка — одно из самых любимых мест киевлян. «Милецкий очень любил эти места и был поборником сохранения исторического наследия, — продолжает Салий. — Но многим задумкам не суждено было сбыться. Например, по его проекту урочище Гончары-Кожемяки должно было превратиться в памятник архитектуры. Он планировал воссоздать здесь по историческому описанию усадьбы, где бы размещались мастерские художников, ремесленников». Как известно, сейчас это место занял микрорайон «Воздвиженка».
А вот архитектор Виктор Елизаров останется в памяти благодаря самому «монументальному» проекту: его «детище», которое он воплотил в жизнь вместе с другими архитекторами, — Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Также он принимал активное участие в разработке проекта генплана ВДНХ (сейчас — Национальный комплекс «Экспоцентр Украины») и вместе с Добровольским работал над восстановлением Крещатика.
Благодаря архитектору Павлу Алешину в Киеве появилось знаменитое здание Педагогического музея, где сейчас находится Дом учителя, а по его образу и подобию позже было возведено здание Верховной Рады. Он — автор Дома Ковалевского на ул. П. Орлика, 1/15 , который выглядит как средневековый замок с элементами романского стиля в декоре фасадов. Спроектировал здание Ольгинской гимназии на ул. Б. Хмельницкого, 15, где сейчас находится Научно-природоведческий музей.
В КЕНАССЕ — ДОМ АКТЕРА
Говоря об архитекторах Киева, которые внесли значительный вклад во внешний вид нашей столицы, нельзя не вспомнить имя Владислава Городецкого. Караимская кенасса на Ярославовом Валу, костел на Б. Васильковской, художественный музей на ул. Грушевского. И, конечно же, Дом с химерами, о котором уже сложилось множество легенд и примет. Например, говорят, что обязательно сбудется желание, если найти среди всех скульптур Дома с химерами крокодила. Кроме того, он построил зрительный зал в здании, где ныне располагается Театр им. Франко. Этот зал в начале XX века был признан лучшим в Европе. Городецкий прожил в Киеве всего 30 лет — с 1890 года по 1920, но создал за это время десятки шедевров, которые успели оценить и современники, и потомки. Поэтому вполне заслуженно ему был установлен памятник в Пассаже — такой же оригинальный, как и все его работы.
ФУНИКУЛЕР И СУПЕРОТЕЛЬ
Уникальный архитектор, который внес значительную лепту в развитие Киева, — Янош Яношевич Виг. Он успешно работал и в советские времена — ему киевляне благодарны за нижнюю станцию фуникулера на Почтовой площади, которая преобразилась после реконструкции в 1980-е, он автор проекта жилого дома НАН Украины на ул. Стретенской, реконструировал Мариинский дворец. Но также успешно Янош Виг реализовывает проекты в современном Киеве. Например, он разработал проект 5-звездочной гостиницы «Интерконтиненталь» на Большой Житомирской, 2-а. Интересно, что сначала проект вызвал недовольство общественности, но тем не менее он вполне вписался в окружающую историческую среду, хотя для этого и пришлось уменьшить этажность здания. По его проекту построены новые элитные дома на ул. Срибнокильской (например, дом с крышей-волной). Но любимые работы самого Яноша Яношевича, как он сам признавался, — это здания посольства Венгрии и посольства Франции.
Читать продолжение Из-за “Золотых ворот” был скандал, а “Раду” срисовали с педагогического музея
Странно, что бабло делает с человеком.
Фуникулер, Царское село (80х) - и тут - бах - "домсволной".