Бездомный-Галкин. В смерти актера виновато вовсе не «проклятье Булгакова», а люди и алкоголь


 


ЭКСКУРС В «МАСТЕРА…». На сегодняшний день существует более пяти экранизаций романа. Первопроходцем был поляк Анджей Вайда. Его фильм «Пилат и другие» (1971 год) был снят скорее даже не по роману, а по его идее (действие перенесено в наше время: Левий Матфей — журналист, делающий репортаж с Голгофы. Иуда доносит на него по телефону и тут же получает 30 серебреников). В 1972-м серб Александр Петрович снимает своего «Мастера и Маргариту». В роли Мастера — итальянец Уго Тоньяцци, Маргарита — американка Мимзи Фармер. Об уровне картины наиболее красноречиво свидетельствует тот факт, что в этой экранизации Маргарита… блондинка. Единственный любопытный ход — читка известного письма Булгакова к Сталину за кадром. Год 1989. И снова поляки — режиссер Мацей Войтышко делает 4-серийную картину. Спецэффекты — смехотворны. Актерский состав — мощнейший (Воланда играет гранд польского кинематографа Густав Холоубек). Год 1994 и 2005 — принесли наиболее известные экранизации романа. Автор первой — Юрий Кара. Второй — Владимир Бортко. Из театральных постановок самыми удачными считаются одноименные спектакли московского Театра на Таганке и киевского — имени Франко. Лавры самой скандальной — у Романа Виктюка (но от романа там не осталось почти ничего. Зато есть речи Сталина, его танцующий бюст и песня «Если завтра война»).



Блондинка Маргарита. Вот настоящая мистика!



ЗА МИСТИКУ. Снять роман по Булгакову мечтали множество советских режиссеров… Эльдару Рязанову запрет прислали из партийных верхов — без всяких объяснений. Элем Климов («Иди и смотри») разрешение получил, но так и не смог найти деньги. Владимир Наумов («Бег») — и режиссер сам подтверждает эту историю — увидел сон, в котором покойная жена писателя Елена Булгакова (Наумов был с ней знаком) сказала ему: «Фильма не будет». Так и вышло. А Юрий Кара, хотя и нашел на съемки сумасшедшие для 1994-го деньги ($15 млн), вскоре был сам не рад: «В начале осени мы сделали в Судаке дорогущие декорации Иерусалима, но внезапно пошел снег, все испортив». А когда фильм был снят, его… конфисковали (у Кары были разборки с продюсерами), после чего пленка вообще пропала и лишь спустя 12 лет объявилась… в интернете. И зритель наконец-то смог посмотреть на Воланда Валентина Гафта и Пилата Михаила Ульянова.


Тот же Бортко должен был сесть в режиссерское кресло еще в 2000 году, но из-за того что был закрыт канал-продюсер НТВ, он смог приступить к работе над «Мастером…» лишь в 2005-м.



Воланд. В исполнении Гафта словно сошел со страниц романа


А теперь о смертях… После съемок у Бортко скончались от рака: Александр Абдулов (Коровьев), Кирилл Лавров (Пилат), Андрей Толубеев (Алоизий Могарыч). Воланду Басилашвили «повезло» больше — он отделался кровоизлиянием связок. Александр Калягин, метивший на роль Бегемота, получил два инфаркта подряд и от съемок в итоге отказался. От роли Воланда решительно открестился и Олег Янковский. Но через 4 года его не стало. Рак… В когорту «гиблых актеров» молва записала и Владислава Галкина (Иван Бездомный), хотя актер скончался спустя 5 лет после выхода фильма. Во время съемок фильма Кары умерли: оператор Евгений Гребнев, композитор Альфред Шнитке, актер Михаил Данилов (сыграл Берлиоза). У самого режиссера за месяц до окончания съемок начались серьезные проблемы с почками (от болей в почках страдал и сам Булгаков).


Известный узник замка Иф Виктор Авилов, игравший на театральных подмостках Воланда, носил на себе два нательных креста. Два раза у него останавливалось сердце… Но скончался он от рака. Его дублер, актер Валерий Иванкин, умер на втором спектакле. Сердце.


 


ПРОТИВ МИСТИКИ. При этом все иностранные экранизации снимались без проблем, не выбиваясь из бюджетов и сроков. Декорации не портились, артисты не погибали, пленки не пропадали. Что касается смертей наших актеров, то почти все они были людьми немолодыми, да и заядлыми курильщиками. Тот же Абдулов до самой смерти не выпускал из рук сигарету, Янковский — трубку. Надо ли удивляться их диагнозу? Кроме того, как это свойственно отечественной актерской братии, многие и водочкой баловались… Актер Галкин умер по этой причине. Пожалуй, лучшим доказательством отсутствия хоть какой-то мистики является актер Александр Филиппенко, сыгравший сразу в двух (!) экранизациях романа. У Кары — Коровьева и у Бортко — Азазелло. И ничего. Сам Александр Абдулов считал, что никакой мистики нет и в помине: «Если человек хочет мистики, он ее везде найдет». Дмитрий Нагиев (Иуда у Бортко) также поведал нам, что «весь этот треп по поводу булгаковского проклятья — ерунда и бред. Я на себе ничего не почувствовал». Да и сам Бортко признавался нам: «Роман тяжелый, потому что его образы тяжело воплотить на экране. Только и всего. В мистику я не верю».


 


БОГДАН СТУПКА ОТКАЗАЛСЯ ОТ РОЛИ МАСТЕРА ИЗ-ЗА ЧЕРТОВЩИНЫ НА СПЕКТАКЛЯХ


Одной из наиболее удачных театральных постановок «Мастера и Маргариты» считается спектакль, созданный в киевском театре имени Франко, в котором роль Мастера исполнил Богдан Ступка. Как рассказал нам актер, во время игры на сцене с ним то и дело случалась всяческая чертовщина: «К примеру, однажды я в кровь разбил себе голову, когда лез через окно. Что мне оставалось: за кулисами платочком вытерся — и обратно на сцену». Был и другой случай, когда во время спектакля у кровати, на которой лежал Иван Бездомный, вдруг подломились ножки (в сцене побега Мастера из дома умалишенных).


При этом Богдан Сильвестрович добросовестно играл свою роль два года и отказаться от нее решил лишь после разговора с матерью: «После того как моя мама посмотрела наш спектакль, она, не читавшая оригинальную книгу, спросила меня: «А не мучила ли писателя какая-нибудь хворь злая?».


И ведь как в воду глядела — у Михаила Афанасьевича был жесточайший склероз почек. Ему было очень больно. Он сильно и подолгу страдал. Услышав мой ответ, мама мне тогда сказала, что это его Господь Бог покарал за то, что он хотел сотворить свое Евангелие. Нельзя превращать Дьявола в Бога»…