В разработке проекта станции приняли участие архитекторы И. Масленков, Т. Целиковская, А. Працюк, А. Крушинский и Ф. Заремба, художники Л. Семыкина и С. Бароянц. В художественной отделке подземных вестибюлей были использованы мраморные плиты двух цветов, колонны зала украсили штампованными элементами из нержавеющей стали, а в центральной части разместилось художественное панно на тему «Техника и природа». Станция находится в районе железнодорожного узла Киев-Петровка, обеспечивающего транспортную связь речного порта и промышленных предприятий Подола.
В 1924 году Подольский район города был назван Петровским — Петровкой — в честь «всеукраинского старосты», председателя Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. И. Петровского. Впоследствии Подолу возвратили его историческое название, но железнодорожная станция и местность вокруг нее именуется по-прежнему — Петровка, хотя первоначальный смысл уже забыт. Почти до конца 1920-х годов эту северную часть Подола занимали обширные пастбища и сенокосы, расположившиеся в долине реки Почайной. Они известны еще со времен Киевской Руси. Тогда и позже скот выгоняли на пастбища по Быдлогонной дороге, проходившей в районе современной улицы Волошской. Кстати, она получила название по имени языческого бога Велеса — покровителя домашнего скота, капище которого находилось на пересечении современных улиц Волошской и Ярославской. Эта местность была также удобным направлением для наступления на город с северо-востока. Именно отсюда двигалось на Киев войско коронного гетмана Януша Радзивила во время освободительной войны в 1651 году. В конце XVIII века здесь проходили военные учения «Золотой корогвы» — муниципальной кавалерии киевского магистрата, которая участвовала в городских праздничных церемониях, а при необходимости могла служить и для защиты города.
Освоение местности начинается только в конце XIX века. Весной 1897 года на месте неглубокого Оболонского залива (в то время — свалки) развернулось строительство новой гавани. Автором проекта был инженер Н. Максимович, строительные работы велись под руководством инженеров А. Лосского и В. Макарова. За два года углубили дно залива, подсыпали и укрепили камнем берега. В июле 1899 года строительство завершилось. Гавань приобрела внушительные размеры: 180 — 240 метров в ширину и около двух километров в длину. В 1920-х годах она была расширена и углублена с северной стороны и стала одной из крупнейших в Европе. Вокруг возвели дамбу с шоссейной дорогой и трамвайными путями, подвели железнодорожную ветвь, построили товарную станцию Киев-Петровка.
Вообще, идея переустройства киевского железнодорожного узла возникла еще накануне первой мировой войны. Тогда предусматривалось проложить новую железнодорожную ветку от вокзала через Сырец до Дарницы и создать таким образом замкнутое кольцо железнодорожных путей вокруг города. В 1915 году недалеко от урочищ Наталка и Черторой началось строительство железнодорожного моста. Но война и революция не позволили полностью осуществить задуманное. Только спустя десять лет, в 1926 году, приняли решение о восстановлении этого моста, который должен был связать индустриальную Петровку с левым берегом. Работы начались в 1928 году, а 8 ноября 1929-го, в честь 12-й годовщины Октябрьской революции, состоялось торжественное открытие моста. Пролеты нового инженерного сооружения подняли намного выше, чем у предшественника, построенного в 1915 году, что позволяло проходить под ним большим судам. Мост действовал до 1941 года, когда был взорван во время отступления советских войск из Киева. После освобождения города в 1943 году построили временный, деревянный мост, который уже после войны заменили постоянным, действующим по сей день.
Летом 1926 года в районе Рыбальского острова по проекту архитектора М.Парусникова началось сооружение Киевской районной электростанции (КРЭС), призванной обеспечить электроэнергией развивающиеся быстрыми темпами промышленные предприятия города. Строительные работы, производившиеся под руководством инженеров Б. Доменского и М. Обручева, завершились в мае 1930-го. На строительство затратили более девяти миллионов рублей, причем 60% средств — из местного бюджета. Станция имела колоссальную по тем временам мощность — 21300 киловатт и напряжение 11 тысяч вольт. Работу станции обеспечивали два турбогенератора, один из которых был заказан в Германии, а другой собран на Ленинградском машиностроительном заводе. Котлы, работавшие на угольной пыли, изготавливались во Франции. Недалеко от станции в ноябре 1928 года началось строительство корабельной верфи завода «Ленинская кузница», которая специализировалась на выпуске речных судов. А уже в начале 1930-х годов здесь построили первый в Советском Союзе буксирный пароход с цельносварным корпусом.
В период второй мировой войны большинство предприятий, находившихся в этом районе, были разрушены. В годы первых послевоенных пятилеток восстановлены городская электростанция, корабельные верфи, реконструирован железнодорожный узел Киев-Петровка. Наряду с восстановлением старых начинается строительство новых предприятий, закрепивших за Петровкой славу крупнейшего промышленного района столицы.
В декабре 1976-го Рыбальский остров и левобережные районы Киева связал Московский мостовой переход. Проект моста разработал киевский архитектор А. Добровольский. Сооружение представляет собой уникальную инженерную конструкцию: 300-метровый пролет моста через Днепр поддерживают ванты из стальных канатов, опирающиеся на А-образный пилон, расположенный у левого берега реки. На левом берегу сооружение продолжает мост через Десенку, а правобережная часть представляет собой эстакаду с пролетами по 63 метра.
Район Петровка
Сегодня в районе Петровки находятся несколько промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений. Среди них — заводы «Полимер», торгового оборудования, химреактивов, академические институты геронтологии, эндокринологии и обмена веществ. Построенная станция обеспечила транспортную связь этих предприятий с другими районами города. Рядом со станцией разместился знаменитый книжный рынок, известный уже не только в Киеве, но и далеко за его пределами. Так что — добро пожаловать!
Додати коментар