Композиционным центром стольного града являлся главный митрополичий Софийский собор (1037), которому тогда не было равных во всей Европе. 13-главый храм доминировал над всеми постройками. Рядом находилась площадь, где народ собирался на вече, чтобы решать свои наболевшие проблемы. Увидеть эту площадь “живьем” мы еще можем на старинном рисунке, сделанным голландским художником Абрагамом ван Вестерфельдом во время пребывания в Киеве польско-литовского войска во главе с гетманом Радзивиллом (1651). Толпа бурлит! “Смешали в кучу кони, люди”, копья, хоругви, боевые знамена… В центре — огромное распятие с коленоприклонными паломниками. И над всей этой мирской суетой, гордо возносясь к небу своими обновленными стенами и уцелевшими куполами, парит величественный силуэт храма Премудрости Божьей, который выстоял и нашествие Батыя, и разрушительные набеги крымских ханов.
В 30—40 годах ХVII века митрополит Петр Могила частично восстановил собор, а приглашенный им итальянский зодчий Манчини придал храму черты классического ренессанса. Через столетие архитектурный облик церкви снова меняется, приобретая формы украинского барокко: грушеобразные купола, изящные фронтоны и многочисленные лепные украшения. Таким храм и сохранился до наших дней.
В средине ХIХ века в квартале между Софийскими воротами и одноименной площадью размещалось еще одно культовое сооружение — церковь Св. Иоанна Златоуста (1631). Построена она была из деревянных фрагментов старой подольской церкви Николы Притиска, на месте которой мещанин Петр (по прозвищу Железный Грош) решил построить новый каменный храм. 3-купольная Златоустовская церковь напоминала тип храмов, широко распространенных на Украине, была очень уютной, но… неприбыльной. Николай Лесков в своих воспоминаниях “Умершее сословие” так описывал известного киевлянам дьячка этого храма Котина: “Он сидел на скамеечке с тарелочкой и кропильницей у церкви и “переймал богомулов”, уговаривая их “не ходить на Подол до братчиков, бо они дуже учени и переучени, а класти упрост жертву Ивану”.
В 1871 году Иоанно-Златоустовскую церковь разобрали, но в том же году был открыт новый храм с тем же названием на Галицкой площади (Евбазе). А свято место пусто не бывает. В начале ХХ века в бывшей приходской усадьбе было возведено пышное 4-этажное здание Религиозно-просветительского общества с домовой церковью… опять-таки Св. Иоанна Златоуста! Храм, решенный в формах старорусского зодчества, больше напоминал сказочный терем. В июне 1917 года здесь венчалась сестра Михаила Булгакова Варя с капитаном Леонидом Карумом, который впоследствии вспоминал: “Свадьба была назначена на пять часов вечера… Булгаковы посещали эту церковь, так как одним из организаторов общества был отец Вареньки. Кроме того, церковь находилась очень близко, во втором доме от угла Владимирской улицы…” Домой молодые возвращались в белой карете.
Во всю длину противоположного квартала тянулись Присутственные места (ул. Владимирская, 15). Этот архитектурный ансамбль представляет собой сегодня замкнутый пятиугольник, где сосредоточены службы МВД, суды и пожарная охрана. До революции здесь размещалось Губернское управление, объединявшие административные, правовые и другие учреждения.
Помнили стены Присутственных мест полтавчанина Владимира Короленко, который в 1913 году присутствовал здесь на громком “процессе Бейлиса”. Еще 18-летним юношей будущий литератор впервые приехал в Киев, и это знакомство состоялось также на Владимирской улице (N24), где размещалась гостиница “Софийский двор”. Впоследствии Короленко скажет о Киеве замечательные слова: “Это чудесный город, красивейший и наиболее привлекательный из всех наших городов”
Додати коментар