Обратимся к письму отца Ионы на имя Обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева – этому своеобразному духовному завещанию старца. В нем он рассказывает о том, что преподобный Серафим Саровский, у которого он был послушником почти восемь лет, умирая, определил дальнейший путь, который он должен будет пройти. И закончил словами: “…Ты должен быть готов к назначенному тебе делу великому, тому, которое усоветовал Всеблагий Господь Бог и Всесвятая Богородица и все святые с Нею. Ты должен будешь идти а город Киев и потрудиться там в созидании и устроении святой обители мужского общежительного монастыря, великого и дивного для всех и полезного ко славе Божией и многих спасающихся в ней”.
И вот начался путь, предсказанный преподобным молодому Иоанну Мирошниченко, который привел его в 1836 году в святую обитель – Брянскую Белобережскую пустынь, где он через семь лет принял монашество под именем Ионы.
В Белобережье молодой монах трижды удостаивается великого чуда – явления Божьей Матери, повелевающей ему идти на новое место подвигов: “Град Киев, и место оное тамо недалеко от святыя Лавры, над рекой Днепром холм и столп огнен стоящ увидишь на нем, и паки место оное показано ти будет огнем на нем. Не бойся!”
В 1847 году отец Иона прибыл в Киев, где был милостиво принят и обласкан митрополитом Филаретом. Киевский владыка умел распознавать дух Божий в человеке и дорожил каждым, на ком была печать его.
Начались странствия отца Ионы по киевским монастырям. Довелось узнать ему Лавру и Михайловский Златоверхий, потрудиться в Пустынно-Никольском, Братском, Греческом (здесь он 29 июня 1858 года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, был рукоположен в иеромонаха). 18 июня 1860 года отец Иона зачислен в штат Выдубицкого монастыря.
Но еще во время пребывания в Греческом монастыре случилась удивительная история. Явился к нему кременчугский купец Дмитрий Таратуев, который хотел купить для себя место, где спокойно мог бы провести остаток своей жизни. Вот и посоветовал ему отец Иона купить землю недалеко в гору от Выдубицкого монастыря. Далее читаем в его записях: “Дмитрий Васильевич попросил у меня бумаги написать условие. Я поднял клеенку и увидел под клеенкой деньги. Я отдал их Дмитрию Васильевичу и говорю; “Заплатите за место”. Он не хотел брать, но я велел ему все отдать. Когда он сосчитал, то там оказалось 160 рублей (больше, чем этого требовалось для уплаты. – В.С.). Я дал бумагу написать условие… Оставшись один в келии, я думал, кто бы мог положить мне деньги под клеенку, я не клал”. Эта земля после смерти Д.В.Таратуева и стала тем местом, с которого все началось.
А потом произошли еще два великих события, которые окончательно определили судьбу будущего монастыря – два явления Божьей Матери. Случилось это 1 марта 1861 года и 9 марта 1862 года.
В огненном сиянии с сонмом святых явилась она, указывая на место “идеже восхоте Всеблагий Господь во имя Всесвятое Его устроить здесь великую обитель и поселить в ней иноков, восхваляющих Господа Бога своего”. Окропила Владычица это место святой водой и “утвердила меня к послушанию Всесвятой воли Ее и Господа Бога”.
Несмотря на то, что некоторые из братии Выдубицкого монастыря посмеивались над мечтой отца Ионы и его нескольких помощников создать новый монастырь, говорили, что идея эта осуществится, когда у них вырастут волосы на ладони, но все же началось строительство двухэтажного деревянного дома, и в этом доме – церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года состоялось освящение Св. Престола. Священный Синод указал и определил отцу Ионе жить в саду и служить в церкви, на содержание которой вдова Киевского генерал-губернатора княгиня Екатерина Алексеевна Васильчикова (духовная дочь отца Ионы) пожертвовала 10 тысяч рублей.
Духовные чада из всех слоев общества стали стекаться к своему пастырю, многие просились в послушники, вставал вопрос об учреждении монастыря. И вот тут княгиня Васильчикова вступает в решительную борьбу за это святое дело. Она оформляет дарственную в пользу будущего монастыря на часть своего имения Гусенцы в Полтавской губернии и подает прошение императору Александру II о разрешении учредить мужской общежительный монастырь для вновь поступающей в него братии из мира только, но никак не из других монастырей.
Прошение княгини император в присутствии членов царской семьи, видных государственных и церковных лиц рассматривал 4 апреля 1866 года. Мнения разделились. Несмотря на то, что государь и великие князья держали сторону Васильчиковой, не все считали целесообразным создавать еще один монастырь в Киеве. Был серьезный спор. Государь рассердился, надел шинель и вышел прогуляться. Было 11 часов утра понедельника после Фоминой недели. У решетки Летнего сада произошло покушение – в него стрелял студент Петербургского университета террорист Каракозов. Потрясенный царь, отслужив благодарственный молебен в Казанском соборе, пешком вернулся во дворец. Здесь он зарыдал.
Успокоившись немного, царь зашел в кабинет, вынес прошение княгини и при всех написал:
“Утверждаю и разрешаю вновь устроиться в гор. Киеве на Зверинце Свято-Троицкому общежительному монастырю на правах и началах древних святых обителей со скитом, где иноки по их усмотрению изберут место строить скит для схимников, отшельников и совершенных безмопвников. Этот монастырь утверждается образцовым и на будущее время для всех монастырей. При этом монастыре утверждаются и благотворительные заведения: училище для сирот и полусирот, больница, для братьев и странных пришельцев и странноприимный дом. Для странных должен быть дан покой и пища в монастыре”. Княгине Васильчиковой при всех он сказал: “Я вижу Промысл Божий, и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти и Россию от страшного потрясения”. И вручая ей подписанное прошение, добавил: “Если что нужно будет от меня – я все сделаю”.
6 апреля 1866 года была получена телеграмма от обер-прокурора Св. Синода графа Толстого об учреждении нового монастыря. 18 апреля 1866 года отец Иона был определен его строителем.
Царский указ о сочетании в монастыре монашеской жизни с благотворительной и воспитательной деятельностью распространялся впоследствии и на другие, вновь создаваемые монастыри, например, Покровский, где прежде всего была построена больница.
Отец Иона начал строительство монастыря со школы-приюта для 30 мальчиков-сирот, потом была построена больница, и только после этого он приступил к строительству келий для монахов.
Первоначальный деревянный храм скоро перестал вмещать молящихся, и неподалеку стал строиться великолепный двухпрестольный просторный каменный Свято-Троицкий собор с правым приделом во имя иконы Божией Матери “Троеручицы”, освященный 28 ноября 1871 года митрополитом Киевским и Галицким Арсением. Главный престол высокопреосвященный Арсений освятил 23 июля 1872 года. Но и этот храм пришлось впоследствии расширить, пристроив левый придел во имя Всех Святых. Сделал это уже архитектор Николаев в 1897 году.
Постепенно монастырь созидал в своей ограде все необходимое для жизни: возникла просфорня и мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярно-плотничная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-слесарная, бондарная.
Ионинские иноки не покидали стен монастыря без благословения настоятеля, их нельзя было встретить с монастырской кружкой ни на вокзалах, ни на улицах городов – они не докучали миру с просьбами о милости, а кормились трудами рук своих. Естественно, что очень много средств приходило от добровольных благотворителей. Часто в официальных отчетах отец Иона записывал: “Сооружено на деньги, пожертвователь которых пожелал остаться неизвестным”. Но их-то всех настоятель знал, и. каждое имя было вписано в синодики для вечного поминания.
Трапезы самих иноков поражали своей скудостью, что соответствовало смиренной простоте их келий, где не хранилось ничего, кроме икон, божественных книг и бедных одеяний, по которым их отличали в миру, как братских монахов по учености, а лаврских- по красоте облачений.
С особым радушием встречали здесь бедняков и богомольцев. За длинными монастырскими столами ежедневно и безвозмездно до четырехсот человек получали два горячих блюда, а в трех странноприимных корпусах обретали они благословенный покой.
Мы уже говорили о том огромном количестве паломников, которые тянулись в монастырь к старцу, ища у него защиты, совета, помощи. До нас дошло много рассказов о прозорливости отца Ионы и об исцелениях по его молитвам.
В начале XX века Ионинский монастырь владел 8 тысячами десятин земли в Киевской и Полтавской губерниях. На Зверинце на 21 десятине размещалось 45 различных жилых построек. В том числе четырехэтажное здание на 87 комнат для братии (а братии насчитывалось 462 человека), корпуса для паломников, больница, школа, мастерские.
В 1880 году монастырь получил 350-пудовый колокол. Его везли в обитель 13 лошадей. А в 1896 году для монастыря был отлит 1550-пудовый, который до конца века оставался самым большим колоколом в Киеве.
Духовное начальство не всегда и не во всем поддерживало старца. Для многих он был неудобен своим крутым нравом, категоричностью суждений, бескомпромиссностью в принципиальных вопросах, но неоспоримые его заслуги все же получали признание: 9 августа 1872 года он был возведен в сан игумена. 12 июля 1872 года был награжден набедренником. 9 апреля 1883 года по определению Св. Синода за заслуги по духовному ведомству награжден золотым наперсным крестом. Указом Св. Синода от 17 января 1886 года назначен настоятелем Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита (это было желание возобновить сгоревший Межигорский монастырь силами Ионовской братии). 9 апреля 1899 года отец Иона всемилостивейше пожалован по дню Святой Пасхи орденом Анны III степени.
Особенно много споров, открытых столкновений, категоричных несогласий вызвала идея строительства колокольни, которая должна была увенчать архитектурный и духовный облик обители. Этот грандиозный проект разработал киевский архитектор академик Николаев. По всем параметрам эта колокольня должна была превосходить лаврскую. Достаточно сказать, что по полной высоте она возвышалась бы над лаврской на 13 метров.
Этому проекту решительно воспротивился Киевский митрополит, он же священноархимандрит лавры, Платон. Началась, казалось бы, совершенно неравная борьба, с вмешательством Священного Синода. И все-таки из этой борьбы смиренный старец вышел победителем – проект был л утвержден.
27 июня 1903 года колокольня была заложена. Летом 1905 года строительство было доведено до половины первого яруса и было остановлено для необходимой усадки. К 1917 году первый ярус был воздвигнут полностью. О дальнейшем строительстве этого сооружения говорить не приходится. Заметим только, что из кирпича разобранной колокольни впоследствии была построена Киевская сельхозакадемия.
А между тем земная жизнь праведника подходила к концу. Еще с 1888 года кипарисовый гроб, который приготовил для себя старец, стоял в его келии. В июле 1901 года он слег. 15 декабря был соборован и с этого дня по день кончины, в течении 24 дней не принимал пищи, но не закрывал своей келии для народа. 6 января 1902 года старец Иона попрощался с братией. Ходившие за ним видели, что он страшно страдает, и один из келейников, видя такую его муку, сказал:
“Батюшка, помолитесь Божией Матери, чтобы она разделила болезнь Вашу на всю братию”. “Нет, не понесут,- отвечал кротко старец,- буду я один терпеть”. 8 января от слабости он уже не мог говорить. 9 января 1902 года отец Иона отошел в вечность.
К сожалению, мы не можем сегодня точно сказать, сколько же было архимандриту Ионе, в схиме Петру, когда он умер. Разные источники говорят по-разному – 98, 102, 108, 112 лет. Важно то, что жизнь он прожил долгую и достойную.
После смерти пастыря жизнь монастыря осложнилась. Прогремевший 5 июня 1918 года страшный взрыв артиллерийских складов на Зверинце как бы предопределил будущую судьбу монастыря. В тот день ударная волна докатилась аж до Львовской площади, где в некоторых домах вылетели окна. А всего по Киеву взрыв разрушил 900 жилых домов, унес жизни 1000 киевлян. 12 человек погибли в монастыре, пострадали некоторые постройки.
В 1934 году монастырь был закрыт. Територия его передана Ботаническому саду. Здесь была устроена детская колония, потом какие-то склады. Одно время планировалось полностью разрушить храм, чтобы сделать видовую площадку. Была даже идея соорудить здесь крематорий.
В октябре 1966 года склеп отца Ионы был вскрыт. Власти предложили забрать гроб родственникам, если таковые обнаружатся, а пока длились переговоры, какой-то зверь в человечьем облике отсек голову и руку старца, ту руку, которая благословляла сотни тысяч людей на добрые дела, на жизнь честную, на любовь к ближнему. Руку потом нашли, а вот голову – нет. Так и захоронили подвижника благочестия. Похоронили на Зверинецком кладбище в одной могиле с епископом Виталием, умершим на десять лет раньше своего духовного отца.
Новая жизнь монастыря началась в 1991 году, когда была зарегестрирована община. Вскоре начались богослужения. А потом произошло главное – храм передали его владельцу. Началось восстановление. Службы продолжались и в лютые морозы, когда голоса сипли и ноги коченели от холода.
В октябре 1993 года нетленные мощи великого старца были возвращены на прежнее место захоронения.
Монахи и послушники во главе с настоятелем архимандритом Ионой делают все, чтобы возродить дух и славу Ионинского монастыря. Сами живя в очень тяжелых условиях, главным для себя они считают восстановление куполов храма, внутреннего убранства его. А потом уже станет вопрос и о корпусе для братии.
Каждый приходящий в храм получает истинное наслаждение от замечательного хора этой обители, которым руководит Дмитрий Болгарский.
Можно сказать, что монастырь уже возродился. И это случилось потому, что здесь, рядом с нами, всегда находится великий старец, который через 94 года после своей кончины Священным Синодом Украинской Православной Церкви причислен к лику святых.
История монастыря:
Появление обители предсказал преп. Феофил Киево-Китаевский (ум.1853 г.). Труды по ее основанию выпали на долю преп. Ионы Киевского (в миру Иоанна Мирошниченко; ум.1902 г.). Уроженец Полтавщины, он уже в детские годы неоднократно удостаивался восхищений в Горний мир, где был извещен о том, что избран для совершения одного из великих дел милосердия Божия на земле. 22-х лет будущий великий старец поклонился киевским святыням и, как сам потом писал о себе, по указанию Божией Матери отправился к преп. Серафиму Саровскому. Через старца Серафима Пресвятая Богородица открыла Иоанну будущее и направила его в Брянскую Белобережскую пустынь. Там Иоанн принял монашество с именем Ионы и трижды сподобился посещения Божией Матери, повелевавшей подвижнику идти в Киев и устроить на месте, которое будет указано огненным столпом, новую обитель. В Киеве Преподобный подвизался поочередно в разных монастырях и стал духовником многих киевлян. В это время подвижнику явился Сам Спаситель и открыл, что Преп. Ионе предстоит послужить для спасения множества душ. О том же известила Преподобного и Божия Матерь. 1 марта 1861 и 9 марта 1862 гг. Пречистая явилась о. Ионе на предызбранном свыше для устройства новой обители месте. В первое из этих явлений Она говорила: “Иноки многи имут быти зде, и излие Господь Бог Сын Мой благодать месту сему и живущим на месте сем. И Моя благодать имать быти с ними зде во веки”. Пресвятая Владычица открыла также, что многие из здешних иноков спасутся и послужат утешению людей настоящих времен, “многие придут и приползут разного рода и племени целы и полуцелы, уязвленные, отягченные сном, дремлющие, расслабленные, обременены и удручены тягостию от самих себя и от исконного врага… Аз не престану посещать место сие, живущих и ползущих на место сие. Господь Бог Сын Мой и Аз послужим всегда ко утешению и спасению их всех”.
На указанном месте преподобный начал строить монастырь. По внушению Божию Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, благословил княгиню Екатерину Васильчикову – духовную дочь о. Ионы и супругу киевского генерал-губернатора – хлопотать об официальном учреждении обители. Выделив часть собственных средств на содержание монастыря, княгиня представила соответствующее прошение императору Александру II. Последний, собрав приближенных на совет, высказался “за”, но между остальными разгорелся спор. Раздосадованный император вышел в сад, где тут же едва не погиб от рук известного Дмитрия Каракозова. Обращаясь после этого к противникам открытия обители, царь сказал: “А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мне жизнь молитвами того монастыря”. И в тот же день подписал указ об учреждении Троицкой обители.
Пресвятая Владычица хранила и непрестанно посещала монастырь, о чем свидетельствовали сподобившиеся видеть Ее здесь иноки и богомольцы. Преп. Иона стал известен всей Российской империи. За свою долгую многотрудную земную жизнь старец сподобился многих чудесных видений, даров прозорливости и исцелений (известен даже случай избавления от холеры одного мусульманского аула, чей житель с верой отправил к о. Ионе телеграмму).
Исцеления по молитве Преподобного совершались и по его кончине. Усопший старец являлся многим знавшим его.
В 1934 г. обитель упразднили. В 1936 г. на окружающей территории учредили ботанический сад.
Возродился монастырь в первой пол. 90-х гг. уходящего столетия. Престольный храм (1871-1872 гг., в 1897 г. расширен) имеет правый теплый придел во имя Иконы Божией Матери “Троеручицы”, восстановленный на прежнем месте (Преподобный очень чтил эту икону еще в Белобережской пустыни; однажды зимой, когда иноки объезжали с этой святыней окрестности и лошади провалились в полынью, о. Иона снес с петель прижатую льдом дверь кареты и все успели спастись). В усыпальнице под храмом открыто почивают мощи Преп. Ионы, в схиме Петра (здесь же они покоились пол спудом до 1966 г., когда были вынужденно перенесены на Зверинецкое кладбище). Другая чтимая святыня обители – икона Божией Матери “Троеручицы”.
Около храма обращает на себя внимание столпообразный домик с часовым циферблатом на лицевом фасаде. Расположенный внутри часовой механизм изготовлен в 1858 г. в Париже и является старейшим в Киеве.
В обители, кроме памяти Преп. Ионы (9/22 января), совершаются местные празднования в честь иконы Божией Матери “Троеручицы” (1/14 и 9/22 марта – в память явлений Пресвятой Богородицы на месте будущего монастыря 1. 03. 1861 г. и 9. 03. 1862 г.).
Братия периодически совершает богослужения в стенах древней православной святыни и уникального памятника старины – Зверинецкой пещере (750 м на северо-запад от обители; название связано со здешней местностью, где в древнерусское время происходили княжеские охоты). Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви). Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи. Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере, явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова. Последний взял в 1911 г. участок со входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье и благоустроили его для посещения. Иг. Валентин открыл здесь самостоятельный скит с наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом Святителя Иоасафа Белгородского (В. Жевахов приходился родственником-потомком этому Угоднику; церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914 г.). В 1934 г. скит упразднили, храм уничтожили. В 1990 г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея Истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел “Киев-Подземный” по изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования, “Киев-Подземный” подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил совместно с братией Ионинской обители в 1997 г.
Зверинецкая пещера – лишь одно из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в самой пещере) и со временем прекратившего существование.
Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров не укреплен камнем, не оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником сохранился уникальный синодик зверинецких игуменов).
Погребенные в пещере подвижники причислены к лику Святых. Их мощи почивают не в первоначальном порядке, т.к. в разное время были многократно потревожены. Из указанного синодика и надписей, уцелевших над некоторыми погребениями, известны имена игуменов Леонтия, Маркиана, Михаила, Мины, Климента, Мануила, Преподобных Андроника и Феодора.
Посещение пещеры допускается только под руководством братии Ионинского монастыря или сотрудников “Киева-Подземного”.
А где он находится? Я бы посмотрела вблизи =)
Там же есть адрес и выше есть ссылка на него в викимапии
http://omolenko.com/zhitiya/staretsiona 2.htm
http://wikimapia.org/#y=50410487&x=30559346&z=18&l=0&m=a&v=2
Поставьте там автора Владимира Судьина, пожалуйста.
У меня на сайте, когда автоматом переносили на новый движок, не везде авторы сохранились.
С радостью....