Самой критикуемой скульптурой прошлого столетия в Киеве оказалась фигура Родины-матери в мемориальном комплексе музея ВОВ. Из-за чрезмерных размеров она принижает значимость колокольни Киево-Печерской лавры.
А памятник Ярославу Мудрому, который в народе называют «дядько з тортом»? А бронзовый Олесь Гончар, сидящий в кустах? А памятник Вячеславу Чорноволу, совершенно нестоличный по трактовке и масштабу? А про памятник пограничника в виде невыразительного казака на коне и говорить не хочется. Но самым критикуемым стал монумент Независимости, которую в народе иначе как Галей уже и не называют.
А почему все так происходит? На мой взгляд, оттого, что государство утратило элементарный контроль над их проектированием, не создало условий открытости, объективности и честности в принятии предложений. Хуже того, верх берут волюнтаризм, связи, клановость и дурной вкус.
Не знаю ни одного случая, когда бы обычные организаторы конкурсов – Минкультуры, Госстрой и КГГА, руководители соответствующих структур – подверглись какой-либо критике за безответственность или некомпетентность. Создается впечатление, что там никто ни за что не отвечает.
Примерами таких горе-конкурсов в последние годы, на мой взгляд, можно назвать конкурсы на проекты монументов Соборности и Голодомору. При их проведении было полностью проигнорировано общественное мнение, не было открытости и объективности. Во время последнего конкурса на проект монумента Голодомору, как мне показалось, «протаскивался» проект художника Анатолия Гайдамаки – советника президента Украины.
На обсуждение конкурсных проектов мне, как и нескольким ветеранам Великой Отечественной, попасть удалось случайно. И мы возражали против размещения мемориального комплекса памяти жертв Голодомора в парке Вечной Славы, вблизи могил героев ВОВ и Монумента Славы. Говорили о недопустимости совмещения двух значимых мемориальных комплексов на одной территории.
Приводили много других аргументов: неудобство транспортных подъездов, отсутствие автостоянок. К тому же строительство подземного музея, углубленного на 14 м, уничтожит большую часть парка. Предлагали поискать другое место.
Но выступавшие Петр Ющенко и другие высокопоставленные лица настаивали на принятии именно такого решения. Чувствовалось, что собрались они с намерением поддержать придворного художника Гайдамаку. В таком же духе работало и жюри. Официальное экспертное заключение народного архитектора Украины Юрия Худякова, который не одобрил ни один проект и не рекомендовал строительство мемориала в парке Славы, тоже было проигнорировано – так же, как и выступление с трибуны Верховной Рады председателя совета ветеранов Украины, депутата Ивана Герасимова.
Похоже, скоро мы увидим президента Украины, в окружении членов жюри закладывающего памятную гильзу на месте будущего строительства. Но кто скажет президенту, что такие проекты не украшают нас и столицу?
А ведь Виктор Ющенко вместе с бывшим мэром Киева Александром Омельченко закладывал капсулу под будущий монумент Соборности, проект которого не выдерживает никакой критики.
То же самое можно сказать и о памятном знаке жертвам терактов 11 сентября 2001 г. в США, установленном по инициативе известного олигарха Вадима Рабиновича. Этот знак был построен в спешке к 5-й годовщине трагедии, без широкого обсуждения на проектной стадии. Результат – несомасштабность среде и неудачный выбор места.
От установления таких памятников Киев ничего не приобретает, а только теряет. Посредственности, втираясь в доверие к властям, постепенно портят эстетический облик столицы. Когда же этими вопросами будут заниматься компетентные люди?
Мы спросили:
Какие памятники в Киеве вам нравятся, а какие – нет?
Кому бы вы поставили памятник?
Любовь Вереникина:
– Мне не нравится памятник Родина-мать. Он неживой, слишком огромный. Хотя я понимаю, что тогда было такое время, нас убеждали в том, что такие мы и есть – жители мировой империи. И нравится памятник Сковороде. А сейчас бы я никому памятник не поставила – не заслужили такой чести.
Арнольд Бранделис:
– Ставить памятники стоит небольшие, чтобы они служили памятником человеку, а не идее. Это должны быть артисты, художники, пусть и общественно-политические фигуры, но деятели своей эпохи, а не «деятели на века». Мне нравится памятник Борисову – на Андреевском спуске, Шолом Алейхему, Яковченко возле театра им. Франко.
Елена Жукова:
– Мне совсем не нравится памятник Косиору на станции метро «Лукъяновская». Он очень грязный, не моется. Я бы его убрала. Еще не нравится памятник Коротченко на «Берестейской». Он тоже очень грязный. А поставила я, если бы могла, наверное, памятник Юльке Тимошенко.
Александр Воловник:
– Мне не нравится памятник Ленину на Бессарабке, хотя это тоже история. Зато симпатичен памятник княгине Ольге на Софиеевке. А если бы я был архитектором, то, наверное, воздвиг бы еще один величественный памятник Шевченко.
Бесит аллея скульпур на набережной возле Героев Сталинграда там где элитный Шанхай выстроили.Наверно эти квадратные женшины "до смаку" его жителям. Я не противник авангарда, но детей зачем же пугать такими чудовищами.
Памятник Лобановскому неплохой, Яковченко возле т Франка
Трогает памятник детям, погибшим в Бабьем яру
Нравится памятник Леониду Быкову
Меня раздражает, во-первых, памятник пограничнику - его как будто проэктировали, чтоб он стоял - а потом посадили на лошадь. Теперь он держится за лошадь внутренней стороной бедер полностью прямых ног. И кошмарен памятник Святославу на пейзажной аллее. У него руки выкручены, а голова повернута неправильно. Както-раз я пытался повторить его позу - не получилось))
Не на лошадь, на добермана :))
В статье затронута очень больная тема. Не согласен, что памятник Гончару плохой. Это хороший аттрактивный образец. По нему можно "детям лазить" 🙂
Есть и некоторый напряг от фразы "Киев не богат монументальными памятниками, а те, что появились за прошедшее столетие, справедливо подвергаются критике со стороны и специалистов, и обычных людей, как потребителей этого продукта искусства" Во-первых, несмотря на значительные утраты, Киев богат памятниками, иное дело - их качество. Во-вторых, следовало бы писать не "за прошедшее столетие" (1900-1999), а за последние десятилетия, включая и первую пятилетку века нынешнего...