Архитекторы уже обсуждали детали оформления въездов и рисунки украшений перил. И тут с прямо-таки революционной инициативой выступил 70-летний инженер Евгений Патон — отказаться от принятых повсеместно клепаных соединений и перейти к сварке. Это давало большие преимущества в весе, прочности, надежности. Сопротивление сторонников традиционных технологий было отчаянным. Но глава украинского ЦК Компартии Никита Хрущев проникся аргументами Патона и дал «добро». К лету 1941 года начался монтаж первого пролета. Однако война прервала работы…
Оставляя Киев, оккупанты подорвали каждую из опор будущего моста. И все же опоры восстановили. Строители приступили к монтажным работам, руководствуясь указаниями Евгения Патона. Накануне 10-летия освобождения столицы Украины от фашистских захватчиков грандиозное сооружение было успешно завершено. Главный создатель не дожил трех месяцев до окончания строительства, но вновь открытому мосту было присвоено имя академика Патона.
Для самого Евгения Патона идея вовсе не была революционной. К ней он шел всю свою жизнь, первая половина которой была жизнью мостостроителя №1, а вторая половина жизнью сварщика №1. Поэтому мост Патона для самого же Евгения Оскаровича был логическим завершением его творческой жизни (а как оказалось и земной). Первоначально (до войны) проект моста был клепано - сварной. А уже после войны Патон, без которого не было бы сварных танков (начиная с Т-34), посчитал что время революции настало и стал пробивать проект сварного моста. Для этого 80-ти летнему ученому пришлось выдержать настоящую бурю сопротивления. И Никита Сергеевич при всем желании не смог бы запросто росчерком пера решить судьбу моста.
Старик Патон хотел сначала делать опоры моста заново под новый проект. Ему доказывали нецелесообразность новых опор. Он пошел даже на то что переделал весь проект под старую разбивку опор. Коллективу Патона пришлось провести огромную работу по разработке новых флюсов и ряд опытов для доказательства жизнеспособности своих разработок. Не было ни одного удачного зарубежного опыта по постройке таких мостов. Эти неудачи были главным аргументом противников проекта. Главной проблемой у иностранцев было то что сварные швы не выдерживали температурных расширений. Евгению Оскаровичу довелось увидеть основную металлоконструкцию моста готовой но до открытия он не дожил.
У меня есть материалы на эту тему, позже выложу
о4 интересно!) хотелось бы побольше фотографий)))
В советские времена в Союзе были лишь 7 научных школ мирового значения.На Украине-это школа ученого-сварщика Патона.
при этом ещё 5-10 лет назад сварочный факультет КПИ имел самый низкий проходной бал и самый низкий конкурс на поступление
Это так!Все хотят быть юристами и экономистами.
Ага .. только им уже работать негде 🙂 Большая часть просиживает сраки в менеджменте низшего звена :)) Зато диплом о ВО!